Спасти жизнь Лермонтову

               «И часто в бурю я слыхал,
               Тот звук, который так люблю.
               И я всегда надеждой звал
               Певицу мирную мою!»
                (М. Ю. Лермонтов)

Спектакль потряс меня с первых минут. Большие глаза с капельками слезинок у героини Марины. Учитель литературы говорит о Лермонтове, вернее разговаривает с ним, человеком загадкой. Она влюблена в его стихи, в его портретный образ из книги, с которой не расстается ни днем, ни ночью.
Трудно понять человека, который не вписывается в поведенческий стереотип школьной морали. Марину Николаевну обожают дети, но коллеги видят опасность в ее развивающейся «шизофрении». Их пугает раздвоенность ее личности на учителя литературы и человека, который живет в другой эпохе – эпохе балов и дуэлей. Она говорит правду, словно срывает маски с участников карнавала, играющих учителей – заботливых и любящих своих учеников и обучающих их по стандартам школьной программы.   Школа – это тот самый рай, в котором дети становятся взрослыми, а последние возвращаются в счастливое детство, это и есть продолжение сна.
   Наступает ночь, вторая половинка нашей жизни, которая погружает нас в удивительный мир мечтаний и надежд.  Мы пробуждаемся поутру, и все забывается перед реальностью, называемой жизнью. Но есть  люди, для которых грань между сном и явью, жизнью и смертью не существует. Если искренне любишь человека, то, что может помешать помочь ему предотвратить злой рок, нависший над головой, Сколько прекрасных строк смог бы сочинить  Лермонтов, если бы не та дуэль…  Марина рискует жизнью, когда отдает себя во власть Временной Спирали. Лишь одно благородное чувство движет ею – сохранить жизнь 27-летнему гению, чтобы он имел возможность  пообщаться с Толстым, Достоевским…
   Она впустила в свою тонкую душу коллег по работе, поделилась своей болью и сокровенными мыслями. Они же, члены педагогического коллектива, сплотившиеся вокруг директора – бюрократа разыграли гнусный и чудовищный спектакль, в котором «убили» героиню, растоптали сладкую надежду, которую она слышала по ночам в голосе той самой райской птицы. Мы всегда выбираем между тем, как должно быть и как говорит нам наше сердце. Когда мы читаем стихи, разве мы не видим перед собой образ поэта написавшего эти строки? Разве не говорим с ним его же словами? Разве могут умереть бессмертные строчки стихов? Разве может умереть человек, оставивший их для нас?   Наши поступки, подвиги, творчество остается даже тогда, когда мы уходим в небытие. Лермонтов жив и мы знакомы с ним уже 200 лет с самого рождения.
   Спасибо артистам, блистательно сыгравшим свои роли. Спасибо автору и режиссеру, которые так удачно соединили в единое целое трагизм, лирику и юмор. Особенно смешными смотрелись черкесы, с  их скрюченными под бурками ножками в их зажигательном танце. Финал, словно пир во время чумы… Через минуту артисты стали кланяться под аплодисменты зрителей, а я пробудился и понял, что это всего лишь спектакль. Герои превратились чудесным образом в висящих на фотографиях в фойе артистов, как в известной сказке про Золушку, когда часы бьют полночь. И только в глазах актрисы Юлии Родионовой я увидел все еще влюбленную в Лермонтова учительницу Марину Николаевну, которая так и не смогла пробудиться от пения птицы, что «поет так сладко… для души» и зовется надеждой. Юлия Родионова сыграла роль глазами. Это чудо!


Рецензии