4

Из книги ПЕРОМ И КИСТЬЮ

***
Где-то я слышала о том, что Поль Гоген страдал каким-то страшным заболеванием: черви, опутавшие все его внутренности и проникнувшие в мозг, вызывали галлюцинации, результатом которых были новые работы. Выходит, можно всерьёз относиться к выставкам в психолечебницах? Я бы категорично ответила «нет», если бы моим любимым художником не был душевнобольной Врубель. Хотелось бы считать его своим учителем, но если бы я могла хотя бы в мечтах постигнуть тайну его мастерства! Мы люди разных эпох и дарований. И всё-таки я воспринимаю душой его уроки, уроки духовности, понимания драматизма человеческой личности, уроки индивидуальности почерка, наконец. Художником грёз называю я его. Мне это так близко!
Нездоровая психика была и у Ван Гога, и у Сальвадора Дали, разных по духу и по мастерству, но до сих пор вызывающих интерес у зрителей и коллекционеров.
Здоров был Карл Великий – Брюллов, величайший мастер. Зритель подолгу стоит у его картин, наслаждаясь великолепием, роскошеством его полотен. Но разве можно сравнить его с Врубелем по воздействию на душу зрителя?


Рецензии