Ветхозаветные истины

Ветхозаветные истины
“Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди ”.Сирах, 1:26.

     Девятиклассник снял куртку с семиклассника. Шестиклассники испинали одноклассника так, что оказалась сломана нога. Подросток увидел во дворе старый телевизор – исступленно пинает, его уже даже не интересует эта хитроумная конструкция. Раб свободы (надо же, и такое бывает!) страдает от скуки, праздности, атрофии, человеческих качеств. Наша беда – разрушительное поведение. В основе его ненасытность и необузданность. Это путь к пропасти задом наперед, чем ближе к пропасти, тем ближе к деспотизму.
     Благоприятная среда не возникает стихийно. Нужна кропотливая, ежедневная работа каждого над собой и прежде всего над своим поведением. Для этого нужны нормы. Они есть и усвоены человечеством в доисторические времена – вековечные истины, – минимальный стандарт поведения.
    Нравственное сознание россиян исторические наиболее близко к христианству, ядром системы  нравственных представлений, норм и чувств и соответствующее поведение предписаны в заповедях Моисея. Общечеловеческими ценностями являются те простейшие нормы нравственности, без соблюдения которых невозможно сосуществование людей.
    В первых четырех заповедях Моисея зафиксированы обрядовые предписания. Эти заповеди объединяют людей одной веры. А общечеловеческими нормами являются следующие шесть заповедей: правила и требования к поведению человека в любом обществе – элементарные (минимальные) правила человеческого общежития, – вековечные истины, простые и общедоступные, но имеющие глубокое значение, которые легли в основу нравственности и законодательства. Рассмотрим их.
“Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле” (Исход 20:12). Почтение родителей издавна считалось нравственной обязанностью детей, но это естественное чувство не имело высшего законодательного определения. В то же время, у некоторых диких народов имелся обычай предавать преждевременной смерти престарелых родителей. Были народы, у которых мать вообще занимала низшее положение. По синайскому законодательству впервые мать и отец поставлены в равные условия.
“Не убий” (Исход 20:13). Человеческая жизнь мало ценилась в глубокой древности, но теперь заповедовано человечеству – человеческая жизнь – высшая ценность, он создан по образу и подобию бога.
“Не прелюбодействуй” (Исход 20:14). Древний мир утопал в похотях, жизнь отравлялась животным сладострастием, сами боги варваров не были  образцом целомудрия. Теперь законодательно закреплено и прелюбодеяния стали преступлением норм – закона.
“Не укради”. Собственность провозглашена священною и воровство стало тоже преступлением закона.
“Не произнеси ложного свидетельства на ближнего твоего;
Не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего” (Исход 20:17-17). Новый закон (заповеди) осуждают одинаково и лжесвидетельствование и всякое внешнее зло и осуждает саму мысль злую “не пожелай” ничего такого, что противно основным законам нравственности.
Запрет убийства, воровства, разврата, лжесвидетельствания имеет земное происхождение и есть тот минимум – ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ, это все то, что отравляет и разрушает нашу жизнь. Простые, глубокие, вечные истины о почитании родителей, святости человеческой жизни, собственности, дарованные Моисеем на горе Синай на все будущие времена, и заложили в древнем мире основы нравственности, человеческого достоинства и мира. Моисеевы законы позволили строить гражданское общества, в котором все члены равны перед законом! “Закон один и одни права, – говорит законодатель, – да будут для вас и для пришельцев” (Числа 15:16, 29). Впервые в истории человечества появились законодательство доступное всем, которое закрепило права всех. Так человечество вступило на рельсы цивилизации. Становление моисеевых законов и их утверждение по всемирной истории происходило во втором тысячелетии до нашей эры (17-15 веках).
Мы стремимся к правовому обществу. Для этого нам надо обуздать каждому свою ненасытность и вседозволенность, – исполнять Моисеевы законы. Без этого не будет никакого процветания.
Всякое общество, – писал А. Моруа, – где граждане думают только о почестях и удовольствиях, всякое общество, которое допускает насилие и несправедливость, всякое общество, где люди не испытывают ни малейшего доверия друг к другу, всякое общество, члены которого ни к чему не стремятся – обречено.
Будем и мы помнить об этом.
©-Чупин Валериан Дмитриевич- 2013.


Рецензии