Кто потопил Челюскин?

13 февраля 1934 года в Северном Ледовитом океана советский пароход «Челюскин» был раздавлен льдами. При катастрофе погиб один человек. 104 человека из состава научной экспедиции и команды судна спустя два месяца были спасены советскими авиаторами.
Уже тогда был поставлен вопрос – в чем причина гибели «Челюскина»?
Формально сохранность людей и грузов находиться в полной и безусловной ответственности капитана корабля.
Капитаном «Челюскина» был опытнейших полярный капитан, потомственный помор В. И. Воронин. Воронин десятилетиями, до и после аварии с «Челюскиным», командовал ледоколами и удачно плавал в северных морях.
Наименьшие вопросы в этой катастрофе именно к Воронину. Его «уговорили» командовать «Челюскиным» буквально накануне выхода парохода в первый и последний поход. Сам Воронин не рвался командовать новым, но еще не обкатанным кораблем.
Воронин отлично командовал «Челюскиным» во время похода, последним покинул корабль, когда тот уже уходил под лед. Капитан в числе последних шестерых зимовщиков покинул и ледяной лагерь, созданный после катастрофы корабля.
К Воронину в истории с «Челюскиным» нет никаких вопросов.
Сразу после катастрофы «Челюскина» вся ответственность была возложена на датских строителей «Челюскина». Было заявлено, что корабль совершенно не соответствовал требованиям корабля ледового класса, что и стало причиной его гибели.
    А все это обычная ложь. «Челюскин» был заказан как судно ледового класса «Лена» на копенгагенской верфи. «Лена» проектировалась для работы в Северном Ледовитом океане, акваторией ее работы должно было стать устье реки Лена. Именно поэтому корабль так и назывался.
Корабль был  построен в срок, после прибытия в Ленинград он был принят специальной комиссии, которая не нашла никаких недостатков.
В начале похода «Челюскин» зашел на несколько дней в Копенгаген, где был проведен гарантийный ремонт – отрегулированы подшипники валов. И все. «Челюскин» был построен идеально и технических недостатков не имел. Корабль привели в такие условия, для которых он был не готов.
Вторым из ответственных за корабль  был начальник экспедиции известнейший полярник О. Ю. Шмидт. Вся вина произошедшего лежит именно на нем.
Годом ранее советский ледокольный пароход «Сибиряков» впервые прошел Северным морским путем за одну навигацию. Это был очень сложный поход.  «Сибиряков» дважды потерял винт, после первой потери был установлен запасной, но и он был уничтожен людом. К месту встречи с буксиром «Сибиряков» шел под парусами, сшитыми из брезента шлюпок, после чего он был отправлен на ремонт в Японию.
Такой поход только условно можно считать чистым прохождение Северного морского пути за одну навигацию.
В 1933 году возникла идея повторить поход «Сибирякова», чтобы никаких вопрос за границей уже не осталось. Инициатором такого походы выступил О. Ю. Шмидт. Для экспедиции был выделен новейший пародов «Челюскин», О. Ю. Шмидт уговорил Воронина стать его капитаном.
Только 16 июля 1933 года «Челюскин» вышел из Ленинграда.
В поход во Владивосток «Челюскин» вышел и вовсе 2 августа. Этот рейс планировался как стремительный  бег по маршруту Северного морского пути. Никаких научных наблюдений и исследований по маршрут не велось.
Не смотря на это поход «Челюскина» начался очень поздно. Именно поэтому Воронин не хотел быть капитаном «Челюскина» и участником экспедиции. Выходить в поход надо было на месяц раньше, время было упущено из-за подготовки корабля.  А между прочим ледовая обстановка по маршруту в 1933 году была намного хуже, чем в 1932 году.  Даже мощнейшие ледоколы не справлялись с тяжелыми льдами,  а «Челюскину» с его относительно слабым корпусом было и вовсе несладко.
Не смотря на это «Челюскин» здорово летел по маршруту. В сложных ледовых участках ему помогали ледоколы. Благодаря этому уже 2 сентября «Челюскин» достиг мыса его имени и был готов войти в Тихий океан. Но он был затерт льдами.  Мощных ледоколов на Тихом океане у СССР не было, на помощь «Челюскину» послали ледорез «Литке» - прошлогодний спаситель «Сибирякова». «Литке» был слаб и не смог пробиться к «Челюскину». «Челюскин» был окончательно затерт льдами и в феврале 1934 года погиб.
Вина за это лежит на руководителе и инициаторе экспедиции О. Ю. Шмидте. Шмидт организовал экспедицию в совершенно неподходящее время и поставил жизнь людей и корабля под угрозу из-за своих научных амбиций.


Рецензии