Глагол лица

   Этот глагол лица, точнее - глаголица, преследует меня со студенческой скамьи. Помню, на занятии, посвящённом электрическим подстанциям, преподаватель неожиданно сказал:"Есть у меня один друг, лингвист. Его постоянно мучает вопрос - какая письменность возникла раньше: кириллица или глаголица. Может кто-то из вас ответит на этот вопрос?"
   Все молчали, а я вдруг крикнул:"Конечно, глаголица. Чего над этим вопросом голову ломать!" Почему так быстро среагировал на его вопрос - не знаю. Зато преподаватель замер тут же на мгновение, разглядывая что-то поверх моей головы, а потом произнёс:"А, может быть, ты и прав!" Рассказал он об этом разговоре приятелю или нет - не знаю, но с тех пор уже мне хотелось точно узнать: прав я был или нет в том скоропалительном выводе.
  Лет двадцать не вспоминал о глаголице. Но, увлёкшись резьбой по дереву, вдруг увидел на одном из старых деревянных домов, в своём родном городе, странные лица с треугольными и квадратными глазами и с такими же по форме ртами. Удивительное впечатление произвели они на моё сознание, тотчас же услышал, хотя вокруг никого не было, чей - то взволнованный голос:"Расскажи о нас людям, раз ты теперь - тоже неплохой резчик по дереву!"
   И я стал рассказывать о них родным и знакомым, публиковать заметки в газетах, называя эти грустные физиономии забытой письменностью, то есть древней глаголицей, никем до сих пор не расшифрованной. И спрашивал себя:"Неужели только мне об этом известно и больше - никому? Почему о ней незаслуженно забыли?" Ответы на эти вопросы нашёл не сразу.
   Вначале прочитал книгу одного зарубежного автора. Он посвятил её как раз теме развития письменности с доисторических времён до наших дней. Оказалось: самая древняя письменность и была рисунчатой, и использовали её не только египтяне или шумеры, а вообще всё человечество. С помощью рук, ног и выражений лиц, рисуемых на берёзовой коре, комьях глины и на камнях, наши предки пытались не только общаться друг с другом без слов, но и сохранять память о себе, о своём времени в такой вот своеобразной форме письма.
   Об этом узнавал и весьма необычным способом: как - то шагая по одной из улиц в старой части города, остановился зачем-то возле одного сарая, разрушенного временем, непогодой и бесхозяйственностью. Пригляделся, вижу: на земляном полу, среди вековой пыли и грязи, валяются какие-то небольшие берестяные свитки. Развернул один из них и тут же рассмеялся: на меня с любопытством смотрели самые настоящие глаголы лица! У них при этом весело кривились и глаза, вытягиваясь то влево, то вправо, и рты, и даже овалы лиц. Все они были словно напечатаны, а точнее выжжены на берёсте, каждое - персональным клеймом, нагретом то ли на костре, то ли в специальной печи!
   Позже ещё не раз видел эти лица и среди оконной резьбы, то с крыльями возле голов, то - без них, и даже на больших камнях. И со временем понял: из тенёт безграмотности и беспамятства человечество выкарабкивалось с великим трудом, не без помощи несправедливо забытой глаголицы. Из неё пришёл в нашу письменность глагол, представляющий собой не что иное, как сочетание трёх понятий: взгляда глаз, овала лица и мимики рта.
   "Причём тут, - спросите, - рот?" О его роли узнал, вспомнив того преподавателя и кривой овал его рта в момент постижения им некой первородной истины. А ,в общем, рот определяет род человека формой своего отношения к жизни. Если он улыбается и его кончики подпрыгивают вверх, то перед вами - лицо женского рода, если хмурится и края его опущены вниз - мужского. Ну, а средний род, я думаю, обозначался горизонтальной чёрточкой, то есть занимал среднее положение между хмуростью и улыбкой. Хотя, всё это - условные понятия. Но, дело - не в этом, а вот в чём: доказал я сам себе свою правоту по поводу глаголицы. Надеюсь, не в обиду кириллице!



20.11.2014 года
   
   


Рецензии