Небольшая прогулка по Бонну

НЕБОЛЬШАЯ  ПРОГУЛКА ПО БОННУ

Это город древний и современный. И любители старины и поклонники модерна найдут для себя немало интересного.

Древнее кельтское поселение в 1-ом веке до н.э. покоряют римляне – здесь, как и в Кёльне, проходит укреплённая северная граница  Римской империи. И Бонн, и крепость, возведённая римским полководцем Друзом(пасынком императора Августа), станет будущим названием города. Правда, первое письменное упоминание о Бонне («castra Bonnesia») приводится римским историком  Корнелием Тацитом только в 1-ом веке н.э.

Издавна силуэт Бонна определяет и формирует Мюнстер с его пятью входами-дверьми и четырьмя мощными башнями. Как правило, здесь начинаются многие экскурсии по Бонну. И по крайне мере, ни одна экскурсия не обходит его стороной.

Боннский Мюнстер принадлежит к самым зрелым творениям самобытного рейнского переходного стиля – от романского к готическому. Мюнстер уже был почти закончен ко времени, когда в 1248 году был заложен фундамент  Кёльнского Домского Собора. История строительства Мюнстера уходит в глубь веков, ко времени возникновения раннего христианства на Рейне. Очевидно, что уже во второй половине третьего столетия здесь была сооружена раннехристианская базилика. Под криптой были обнаружены захоронения двух замученных христиан – римских легионеров, Кассиуса и Флорентиуса. Именно они почитаются как покровители города. Около 400-го года под захоронениями был построен небольшой церковный зал, который в середине 11-го века был заменён трёхнефной базиликой длиной в 70 метров. При канонике Герхарде фон Аре в середине 12-го столетия были также произведены значительные перестройки. В это время возник и Крестовый ход(Kreuzgang), драгоценный камень церковной архитектуры. Это единственный непревзойдённый Kreuzgang, выполненный в романском стиле севернее  Альп.

Интерьер собора представляет полный контраст строгому внешнему виду – кафедры и колонны центрального нефа выполнены в стиле рококо, а красно-голубые окна апсиса, представляющие покровителей города, были выполнены в первой половине 20-го столетия. Это работы рейнского экспрессиониста Генриха Кампедонка.

Реликвии гробниц христианских мучеников каноник Герхард фон Аре в 1166 году освятил и положил на сохранение в драгоценный ларь верхнего алтаря. В ходе религиозной войны в 16 веке они были разрушены.

Собор был причастен к двум коронациям: в 1314 году – коронация  Фридриха Красивого, в 1346 – Карла IY.  В Мюнстере собраны многочисленные произведения искусства. Посетителей всегда привлекают алтарь Магдалены из дерева, облицованный мрамором; достойны восхищения маленькие деревянные фигурки св. Мартина из 12-го столетия и сидящей Мадонны.

Перед зданием  Мюнстера стоит огромная колонна – позорный столб из красного песчаника, увенчанный шаром. Ещё поныне можно различить следы отверстий, в которые продевали железный ошейник.

Расположенный на Мюнстерплатц, одной из центральных площадей  Бонна, собор всегда привлекает как религиозных паломников, так и многочисленных туристов из числа любителей старины и прекрасных произведений искусства.

Здесь же, на Мюнстерплатц, находится здание современного Главпочтамта с аллегорической фигурой Почты на фронтоне. Это тоже достопримечательность – одна  из резиденций кёльнского курфюста всегда «солнечного» цвета даже в ненастный день.  Едва ли найдётся турист, который не захочет на кино- или фотоплёнке запечатлеть памятник Бетховену, расположенный перед Главпочтамтом. Не каждый знает, что за памятник великому композитору, уроженцу Бонна, город должен благодарить композитора Франца Листа.Он не толькопожертвовал 10 000 франков, но также организовал по всему миру концерты, выручка с которых была направлена на создание памятника Бетховену в Бонне, и осуществление задуманного в 1832 году стало возможным.

Памятник возник в Нюрнбергской мастерской по проекту дрезденского скульптора Эрнста Хёнеля. Бетховен предстаёт в момент высшего вдохновения. Рельефы на цоколе памятника представляют аллегорические фигуры. Фантазия -  инструментальная  пьеса в свободной форме - как символ музыкального гения, неподвластного времени, едет верхом на Сфинксе(олицетворение вечности). Фигура женщины с лирой и маской воплощает драматическую музыку, в то время как женщина у органа символизирует духовную музыку. Таким образом, в цокольных рельефах аллегорически полностью изображена панорама тогдашней серьёзной музыки. Остаётся добавить, что здесь в камень «вмонтированы» партитуры 9-ой Симфонии и Мессы композитора.

Открытие памятника состоялось с 10 по 13 августа 1845 года на Первом
Бетховенском празднике в Бонне и было приурочено к 75-летию со дня рождения
композитора. Почётными гостями 12-го августа были английская королева Виктория с супругом, принцем Альбертом, король Фридрих Вильгельм IY Прусский, композитор Франц Лист и учёный Александр фон Гумбольт.

С именем Бетховена, выдающегося сына Бонна, связано немало других мест в городе. Настоящим местом паломничества и музыкантов-профессионалов, и любителей классической музыки, и почитателей творчества великого композитора, стал сегодня дом-музей Бетховена на Bonngasse, 20. Именно здесь, на чердаке, в небольшой комнате, с косой стеной и одним маленьким окошком, проделанным в скате черепичной крыши,16 декабря 1770 года родился непревзойдённый гений.

 Музей дал приют огромнейшей и многосторонней коллекции о жизни и творчестве Людвига ван Бетховена. А к дому-музею примыкает концертный зал, в небольшом, но уютном помещении которого любители часто слышат игру и всемирно известных виртуозов, и начинающих молодых исполнителей. В своё время здесь выступали виолончелист Пабло Казальс, скрипачи Давид и Игорь Ойстрахи, пианисты Святослав Рихтер и Эмиль  Гилельс.

Огромный концертный зал – Бетховен-халле – на берегу Рейна построен в
современном стиле. Концерты здесь всегда происходят при полном аншлаге. И,
конечно, в каждом сезоне звучит музыка великого композитора. Каждые три года в Бонне проходит всемирно известный Бетховенский музыкальный марафон.

Нельзя не упомянуть и о Ремигиускирхе(церкви св. Ремигиуса), постройке из 13-го века, расположенной неподалеку от дома, где родился Бетховен. В ней крестили маленького Луи(так называл его дед),  здесь юный музыкант играл на органе.Церковь, подвергшаяся разрушениям из-за войн и  времени, сегодня однако поражает и готической строгостью, и пышностью барокко, и окнами в стиле модерн.

Другим композитором, жизнь которого оказалась в течение ряда лет связанной с Бонном, был Роберт Шуман. В Бонне находится дом-музей Шумана, в этом же здании располагается музыкальная библиотека. На Cтаром кладбище, где захоронен композитор, памятник представляет аллегорическую фигуру Музыки перед бюстом Шумана. Здесь же похоронена  Клара Шуман, известная пианистка, пережившая своего  мужа на 40 лет.

В центре Бонна на исторической треугольной Марктплатц царит  здание старой Ратуши(Alte Rathaus), одной из самых знаменитых и красивых построек города. Первое здание, стоявшее на этом месте, было разрушено во время военных событий 1689 г. А нынешнее весенне-розовое строение ратуши возвели по проекту придворного архитектора Михаэля Левейи при курфюсте Клеменсе Августе в 1737 –1738гг. Между двумя львами на крыше мансарды находится герб курфюста. Над порталом ратуши - искусной работы часы с позолоченными стрелками и цифрами. Однако прежде всего внимание привлекает роскошная наружная лестница  с изящными коваными перилами.

Она была свидетелем многих исторических событий. В 1848 г. Готфрид Кинкель, поэт,профессор университета, борец за свободу, поднял здесь чёрно-красно-золотое  знамя свободы. В 1949 году на этой лестнице  в день своего избрания выступал перед народом первый президент ФРГ Теодор Хойс(Theodor  Heuss). Список знаменитостей,поднимавшихся по этим ступеням, включает многих императоров, королей,президентов, всемирно известных звёзд музыки и спорта.

Постройка восходит ко времени знаменитого курфюста Клеменса Августа,
которого жители Бонна чтут и по сегодняшний день. Блестяще образованный, разбирающийся в искусстве и литературе, он был инициатором многих культурно-просветительских мероприятий и блистательных увеселений.  Именно в его длительный (свыше сорока лет) период правления в городе появилось много красивых зданий, дворцов. Именно тогда, во время своего блеска и расцвета, Бонн приобрёл практически современный облик.
Находясь в центре Бонна, невозможно не сказать несколько слов о Боннском университете, бывшей резиденции кёльнских курфюстов. С 1818 года прусский король Фридрих Вильгельм Ш передал здание университету. И теперь этот дворец науки носит его имя. Здесь на восьми факультетах учится почти 40 000 студентов, в том числе 2500 иностранных студентов из ста стран мира.

 На философском факультете до своего отъезда в Вену учился композитор Бетховен. В течение года Боннский университет посещал немецкий поэт-романтик Генрих Гейне. Среди профессоров Боннского университета были такие известные личности как  историк и поэт Арндт,физик Герц, знаток литературы и критик Шлегель.
Хотелось бы сказать ещё об одном выдающемся гражданине Бонна, безвременно ушедшем из жизни художнике-экспрессионисте Аугусте Макке. На Bornheimerstr- 96 находится дом-музей художника, в котором он жил и творил. Работы Аугуста Макке на сегодняшний день признают значительным вкладом в искусство раннего модернизма Европы.

В коротком экскурсе трудно не только рассказать, а просто перечислить все достопримечательности Бонна. Но хочется хотя бы упомянуть о Бонне-2, так называют  Бад Годесберг, который слился с Бонном в 1969 году. Символом боннского Бад Годесберга является Годесбург с его Михаэлькапеллой. Именно с Годесбурга начинается большая череда городов, расположенных на значительной высоте – это романтические области в регионе Среднего Рейна.

 Годесбург расположен на конусообразной горе, которая в римскую эпоху, а позднее во времена франков, служила культовым местом. Со времени появления христианства здесь был особо почитаем св.Михаил. Но в 1210 году святыня отступила из-за городского строительства, и на северной стороне горы была возведена новая постройка. В средние века город благодаря своему географическому положению и, вероятно, живописной окружающей
территории был предпочитаемым и привилегированным местом пребывания кёльнских
курфюстов.
 
В войне против Реформации во второй половине 16-го века (1583 г.) город был рактически разрушен. А в дальнейшем живописные руины  Годесбурга появляются в многочисленных картинах рейнских художников-романтиков. В 1960 году город был полностью реставрирован и стал излюбленным местом отдыха; здесь же пристроились ресторан и отель.
Михаэлькапелла в 1697-1699 годах( в конце 17 века) была дополнена длинным зданием и имеет великолепную отделку в стиле барокко.

При посещении Годесбурга взгляд невольно задерживается на старинных
исторических местах, лежащих у подножия горы; восхищённому взору открывается
также панорама величавого Рейна с его Семигорьем(Siebengebirge) и Драхенфельс. В  своё время им посвятил поэтические строки в романе «Дон Жуан» английский поэт-романтик Джордж Байрон; а восхищённый Бонном, Бад-Годесбергом  и живописным Рейном учёный Александр Гумбольт, назвал эти места восьмым чудом света.

 Приставка «Бад» появилась в названии этого роскошного района города лишь в
первой половине 20-го столетия. О существовании целебных минеральных источников знали уже давно И хотя курфюсту Клеменсу Августу не удалось превратить тогда ещё небольшой городок Годесберг в курорт, он всё-таки завоевал признание, и в течение 19-го стал одним из престижных мест- здесь строили виллы богатые граждане, тут обосновались многочисленные посольства и министерства.
 Курортный квартал отличается несомненным изяществом, чему он обязан последнему кёльнскому курфюсту Максу Францу, сыну австрийской императрицы Марии Терезии. В соответствии со вкусом курфюста был построен в элегантном классическом стиле знаменитый Редут( la Redoute, от французского «бал»). Ансамбль Редут напоминает внешним видом венские дворцы. Здесь принимали Йозефа Гайдна, здесь молодой музыкант Бетховен познакомился со знаменитым маэстро, после чего отправился в Вену, здесь состоялась премьера «Волшебной флейты» Моцарта.
Бонн недавно перестал быть столицей объединённой Германии. Но он продолжает оставаться одной из культурных столиц Германии и Европы. Многочисленные музеи, выставки, концерты заполняют духовную жизнь города.К тому же в городе обосновываются штаб-квартиры различных международных организаций, в том числе и отделений ООН. Много можно рассказать о живописных,
наполненных легендами окрестностях Бонна. Но об этом и о других сторонах
культурной жизни Бонна и его 2000-летней истории поговорим в другой раз.


Рецензии