Поездка в Серпухов

7 ноября 2014 года мы с Леной в составе группы инвалидов Обручевского района во главе с Ольгой Абуковой совершили поездку в Серпухов. Поездка была ранней, выехали в 8 утра. Несмотря на ноябрь, погода стояла теплая, и хоть и пасмурная, но без дождя. До Серпухова добирались на автобусе с подъемником для колясочников. Водитель попался очень хороший. И в этот раз автобус был битком набит.
Город Серпухов располагается в 100 км от Москвы. Мне он показался дореволюционным, маленькие одно- и двухэтажные дома. Впоследствии, когда я размышлял о поездке, мне пришла в голову такая мысль: «Хорошо, когда дома ниже храмов — тогда человеку проще верить в Бога, тогда человек понимает, что Бог на первом месте, а он на втором».
Наша экскурсия началась с картинной галереи г. Серпухова. Она располагается в красивом купеческом особняке. Здание принадлежало Анне Васильевне Мараевой (1845 – 1928), владелице текстильной фабрики. Ее муж, Мефодий Васильевич, купечествовал в Москве, затем перебрался в Серпухов из-за религиозных разногласий с императором. Купец был старообрядцем, а император — православным. Умер Василий Афанасьевич в 1881 году и все состояние завещал сыну. Через год скончался сын, и все перешло к матери.
Около крыльца мы увидели две старинные пушки, отлитые во время войны с Наполеоном. Особняк состоит из многих корпусов, галерея располагается в двухэтажном.
Нас встретил экскурсовод Алексей, мой тезка. Несмотря на молодость, он оказался отзывчивым человеком и помог втащить меня на коляске внутрь.
Мы быстро разделись, и сразу началась экскурсия. В холле нас встретила… сама Анна Васильевна Мараева в прекрасном синем платье. Она строго смотрела на нас с портрета в рост величиной. Художник отразил ее характер: властный и жесткий.
Нас пригласили в маленький Абрамцевский зал. Там размещены пейзажи. Меня впечатлила картина Василия Поленова «Старинная мельница». В зале также находятся интересные ларцы, сделанные из дерева. Нам с Леной запомнилась картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Илья Муромец на коне в задумчивости стоит перед камнем с выбитыми надписями: что тебя ждет при выборе пути. Экскурсовод Алексей пояснил: выбора у Ильи Муромца особо и не было, так как русский витязь должен идти прямо — защищать Родину. В той же комнате находилась коллекция старинных шкафов и ковшиков.
Затем мы перешли в зал, где находились произведения Ивана Шишкина. Алексей обратил наше внимание на картину «Еловый лес зимой». Во время ее создания общество увлекалось фотографией. Художник хотел всем доказать, что картина по точности не хуже, досконально выписаны все детали, до самых малейших. «Еловый лес зимой» — большая по размеру картина в золоченой раме. Шишкин писал ее в лесу, и она фотографически передает действительность. Мне показалось, она написана в сумерках. В зале были и другие его работы. Я запомнил полотно Алексея Саврасова «Лунная ночь. Болото». Художник сумел найти и показать красоту даже в таком заведомо невыигрышном пейзаже, как болото. И ему это удалось!
Запомнилась картина передвижника Владимира Маковского «Молебен на Пасху». В маленьком селе нет большого Храма, и батюшка должен служить Пасху в каждом сельском доме. Люди выходят из избы, весна стоит, где-то лежит подтаивающий снег.
Затем мы перешли в другой зал. Там запомнился этюд «Цыганка» Николая Ярошенко. Молодая женщина на минуту остановилась перед его окном, прося деньги. Художник, ни слова не говоря, схватился за кисть. Долго позировать цыганка не могла и ушла. Этюд выполнен настолько мастерски, что получилась картина.
Запомнилась картина «В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова. Невесту из бедного сословия, симпатичную девушку, разодели в богатое платье. На лице ее застыло выражение покорной обреченности. Она явно смирилась со своей участью. На переднем плане картины видно толстую сваху, которая настолько уверена в себе, что курит сигару, несмотря на то, что в то время курящие женщины строго осуждались. Художник показал, что сваха настолько богата, что может себе все позволить. Затем мы вошли в зал, где раньше находился домашний театр. Там стоял старинный рояль. В этом зале мне запомнилась редкая картина Ивана Айвазовского «Туман». Обычно он писал море, но здесь изображена «воздушная среда». Поразила картина Лагорио «Лунная ночь на море». Ее надо рассматривать под углом, а если прямо, то видно одну черноту.
Потом мы перешли в обеденный зал. Там был необычный потолок — старинный, деревянный. В этом зале мне запомнилась картина Константина Маковского «Под венец». Экскурсовод нам сказал несколько слов об этой картине. В старину девочки воспитывались на женской половине, мальчики до семи лет воспитывались там же. На картине подруга расчесывает волосы невесте — это как раз происходит на женской половине. Вокруг невесты сидит много подружек, они поют грустные песни и провожают ее в замужнюю жизнь. Вдалеке видна дверь, в которую заглядывает друг жениха, но ему не дают войти. Картина средняя по размеру, но она праздничная.
Большое впечатление на меня произвела картина Маковского «Демон и Тамара», по поэме Лермонтова. Там показано, как девушка в страданиях умирает от ядовитого соприкосновения. Душа ее не выдержала.
В этом зале меня удивил огромный стол, у которого вместо ножек искусно выточенные фигурки атлантов. По-моему, он сделан из дуба. Это мастерская петербургского резчика Петра Исакова, середина девятнадцатого века.
Затем мы попали в зал портретов. Мне особенно запомнилась картина «Федор Алексеевич Романов» (автор неизвестен). В этом же зале находится картина, на которой в виде свадьбы двух небожителей Олимпа изображена свадьба императора Павла I (автор этой картины также неизвестен). Нам с Леной понравился портрет поочетного гражданина Николая Плотникова. Люди с таким титулом обладали в то время определенными привилегиями, но внешних знаков отличия (орденов, лент) им носить не полагалось. Лишь выписывали грамоту. Ее-то и держит в руках герой картины.
В обеденном зале мне понравилась «Песня рабынь» Генриха Семирадского. Одна из девушек на картине играет на арфе, две другие сидят и слушают. Эта картина так же обладает фотографической четкостью.
Потом мы с Леной прошлись еще раз по залам и сели в автобус. Во время неторопливой посадки какая-то старушка выглянула через окно одноэтажного домика и помахала нам рукой. Ехать оказалось недалеко.
Мы высадились на смотровой площадке серпуховского Высоцкого мужского монастыря. История его возникновения такова. У Дмитрия Донского был брат Андрей Донской. Они вместе участвовали в боях. Андрей дружил с преп. Сергием Радонежским и пригласил его приехать в Серпухов — основать монастырь. Преподобный Сергий был занят неотложными делами и послал своего ученика Афанасия. Во сне преподобному Афанасию явилась Богородица и указала место основания обители. Так началось строительство монастыря.
Высадившись из автобуса, мы прогулялись по смотровой площадке. С нее виден весь город и окрестности, и еще несколько храмов вдалеке. Мне понравилась старинная архитектура монастыря. Каменные стены напоминали древнюю крепость. Монастырь стоит на холме и поэтому называется Высоцким. Наконец наша группа подошла к воротам. Большинство прошли через центральные врата, а мы, колясочники, должны были проехать через боковые кованые железные ворота с красивым узором, которые, может быть, когда-то были главными. К сожалению, их долго не могли открыть, мы смогли проехать лишь через 15 минут.
Оказавшись внутри монастыря, я сразу обратил внимание на главный собор с синими куполами, покрытыми золотыми звездами. Меня поразила его архитектура. Я люблю древние здания, мне понравились широкие террасы, по которым можно ходить. Собор белокаменный.
Внутри монастырской ограды было очень тихо. Там время остановилось. Территория чистая, садик красивый. Нас пригласили в Дом паломника — поесть в трапезной. Обед был постный, но вкусный. Я никогда не ел суп с гречкой. На второе были макароны с грибами и морковкой. На третье — компот. Все просто и очень вкусно, потому что приготовлено с молитвой и любовью.
Потом мы отправились на экскурсию по храмам монастыря. К нам подошел монах Трифон. Сначала зашли в Никольский храм. Он маленький, но внутри очень уютный. В Никольском храме оказалось огромное количество святынь в виде частичек мощей. В первый раз я увидел икону св. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Она держала на руках маленькую Божию Матерь. Еще в одном ковчежце я увидел мощи свт. Климента, Папы Римского. Я удивился — католик в православной церкви. Мне запомнилась старинная икона свт. Николая Чудотворца, восковая фигура отсеченной главы Иоанна Предтечи, частицы мощей преп. Кирилла и Марии, родителей преп. Сергия Радонежского.
Затем перешли в Покровский храм. Туда вела большая лестница. У меня было такое ощущение, что Храм будто дышит стариной. Деньги на строительство Покровского храма пожертвовала мать Петра Первого, Наталья Нарышкина. Там находится много мощей, но мне больше всего запомнилась гробница с мощами Афанасия II, младшего, второго игумена этого монастыря. В монастырь он пришел в 12 лет, а умер совсем молодым, в 33 года. Афанасий младший также был учеником преп. Сергия Радонежского.
Во время очередного нашествия татар враги хотели ночью войти в монастырь, но Афанасий уже после своей смерти смог их остановить — татарские воины увидели его дух на коне, проходящим сквозь стены, испугались и убежали.
В обоих храмах монастыря находились чудотворные списки с иконы «Неупиваемая Чаша». Подлинник безвозвратно утерян во время революции 1917 года. Храм поразил меня своей красотой и роскошью. Царский храм! Мне понравились резные киоты из дерева. Советую всем, кто посетит этот монастырь, внимательно осмотреть киоты.
В серпуховском Высоцком монастыре учился иконописец преп. Андрей Рублев. Здесь жил знаменитый своими предсказаниями монах Авель. Он предсказал судьбу всем русским монархам, начиная с Павла I и заканчивая Николаем II. Сюда приезжал сам царь Иоанн Грозный. Вот почему Зачатьевский собор построен торжественно, как царский. В нем семь или восемь приделов.
Серпуховский мужской монастырь показался мне очень строгим. Я решил, что там живут усердные молитвенники. К такому решению располагает сама атмосфера монастыря. Сюда за исцелением приезжают болящие со всей России и, может, даже из зарубежных стран, страдающие алкоголизмом и наркоманией. Я думаю, Чаша Причастия — это суровое лекарство для душевно больных людей.
На толстых крепостных стенах монастыря стоят фигуры ангелов с трубами. Сразу вспоминаются строки из Апокалипсиса апостола Иоанна Богослова: «И вострубят ангелы в последний день».
Вот такое замечательное место есть в городе Серпухове. Если вы решили подробнее узнать о нем, то в Интернете есть сайт монастыря.
На обратном пути мы заехали в замечательный Собор Николы Белого. Это кафедральный собор г. Серпухова. Он такой огромный, что я невольно воскликнул: «Это прямо католическая базилика!» Снаружи крышу Собора поддерживают огромные колонны. Экскурсовод поведала, что после революции там была макаронная фабрика. Хотя мы приехали туда около трех часов дня и служба давно отошла, в храме пел хор. Богатый иконостас украшен золотом. Половина храма отгорожена, поэтому вглубь мы не смогли попасть. Запомнились две иконы: св. вмч. и целителя Пантелеимона и старинная чудотворная икона «Помощница в родах». Последняя вся потемнела от времени, но видно фигуру Богородицы и младенца Иисуса.
Неожиданно из алтаря вышел батюшка — настоятель Собора. Он заметил меня в коляске, подошел, поздоровался, благословил. Пожелал нам с Леной терпения, а потом подарил книгу из книжной лавки: «Храмы г. Серпухова».
Затем мы сфотографировались во дворе Собора и сели в автобус.
В Серпухове было сухо, но, когда мы въехали в Москву, начался дождь. В семь вечера я приехал в интернат.
Поездка нас с Леной впечатлила. Насыщенная и полезная. Я впервые побывал в старинном Серпухове, посмотрел мужской монастырь и прекрасную картинную галерею. Хочу выразить благодарность за прекрасную и полезную поездку Ольге Абуковой, Обручевской организации инвалидов и ВОИ, предоставившему нам автобус. Сам бы я вряд ли когда-либо туда попал. Теперь хочется съездить туда на два-три дня без экскурсии, просто посмотреть на жизнь монахов. Мне это очень интересно.
20.11.14


Рецензии
Алексей,
Вы очень хорошо и увлекательно написали о поездке в город Серпухов. Попрошу Вас: исправьте имя-отчество мужа Анны Васильевны Мараевой. Его звали Мефодий Васильевич.
С уважением,

Галина Козловская   26.01.2015 23:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.