Сказ о том, как дети учатся говорить

Отдельная глава из неопубликованной книги В.Бушмелева «Сказы о родной речи для малышей и их родителей».
 
Безусловно, каждый родитель желает иметь здорового и разумного ребенка. Для этого следует проложить достаточно много усилий по развитию у дитя правильной речи.
Об этом говорили еще в древности. Например, римский философ Луций Анней Сенека изрек: «Речь это есть показатель ума». Другой древнегреческий мудрец, философ Сократ отметил: «Нельзя научиться хорошо думать, не научившись хорошо говорить». В связи с этим, великий французский писатель Анри Мари Бейль Стендаль высказался так: «Главное достоинство языка – в ясности, посему что неясно представляешь, то неясно и высказываешь".
"Не точность и запутанность выражений свидетельствуют только о запутанности мыслей» - считал литературный критик и публицист Николай Гаврилович Чернышевский. Ему вторил другой отечественный публицист и литературный критик Дмитрий Иванович Писарев: «Ошибка в мыслях вызывает ошибку в словах, ошибка в словах -  вызывает ошибку в делах». Поэтому ребенка следует учить говорить правильно.

Многие нередко задаются вопросом: «Может ли ребенок научиться говорить без помощи людей?». Однозначно на этот вопрос следует ответить: «Никогда».
Когда ребенок  учится говорить, он копирует те звуки, которые слышит от окружающих его людей.  Во-первых, от матери, отца, няни. Наукой достоверно доказано, что дитя, находясь еще в утробе матери, четко  воспринимает тон и тембр голоса, который направлен в его адрес. Он уже тогда начинает различать звуки и интонации голоса. Благоприятная речевая среда должна окружать ребенка с рождения. Чем больше внимания уделяется младенцу после рождения, чем чаще с ним общаются и разговаривают, тем раньше у него развивается речь. Если  ребенку  с первых дней  жизни  не уделяется достаточного внимания, то он отстаёт в психомоторном развитии. Как правило, речевое недоразвитие приводит и к  отставанию в умственном развитии, а в дальнейшем к затруднению в овладении грамотой. Не зря народная мудрость гласит: «Дитя следует воспитывать, пока он помещается поперек лавки».  Так предусмотрено  всей живой природой. Рыбы остаются немыми,  потому что не имеют возможности  воспринимать звуки от своих родителей. Котенок мяукает, потому что его мурлыкала кошка-мать. Ягненок бякает, так как слышит блеяние своей матери-овечки. Звериный рев издают детёныши хищников, так как его они слышат от своих родителей.
 
В художественной и научной литературе описаны случаи, когда младенцы были вскормлены и воспитаны дикими животными. Эти дети, выросшие среди зверей, не владели человеческой речью. Они имели повадки животных и издавали только сигнальные крики тех, кто их воспитал.

Известный английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг художественно описал историю жизни человеческого детёныша Маугли, воспитанного среди дикой природы в джунглях волками и другими хищниками. Маугли прекрасно сжился с природой, мог на равных общаться с животными, но совершенно не был приспособлен к жизни с людьми. Есть еще ряд художественных произведений, в том числе в кинематографии. В свое время в Голливуде, был создан изумительно прекрасный американский  киносериал про Тарзана. Тарзан так же, как Маугли, был воспитан джунглями, жил в дремучей природе, был прекрасно атлетически сложен, обладал великолепным физическим и духовным здоровьем, но не умел говорить. В этом и других произведениях изображены герои, выросшие без человеческого окружения, знающие повадки зверей и обладающие  человеческим мужеством и благородством.  Но наукой и самой жизнью доказано, что эти вымышленные герои уже никогда бы не смогли научиться человеческой речи и приспособиться к жизни в человеческом обществе.
Если ребенок в первые три года жизни лишен человеческого общения, не слышал человеческой речи, то он в дальнейшем не может приобрести человеческого обличия и у него на всю жизнь остаются речевые затруднения и звериная походка. Однажды по центральному радио прозвучала информация о том, что в глухой местности Горного Алтая был найден семилетний мальчик,  который с 3-х месячного возраста воспитывался дворовым псом. При встрече с людьми ребенок шустро бегал на четвереньках, рычал и лаял как собака, кусался и не желал общаться с нашедшими его охотниками.
 
Другой пример. Есть категория детей лишенных слуха с рождения или же потерявших полностью слух от различных заболеваний в грудном возрасте. У этих младенцев не работает слуховой анализатор, поэтому они не слышат звуков окружающего их мира. Не доходят до них и звуки человеческой речи, в связи с чем они не способны к речевому общению и могут издавать только нечленораздельные гласные звуки. И всегда, от начала дней своих, такие глухие малыши неизменно становятся немыми и уж никак не могут научиться речевому языку.  Но они живут среди людей и очень быстро начинают воспринимать язык жестов и, таким образом,  приспосабливаются к жизненной ситуации. Подражая окружающим их людям, они хорошо развиваются в физическом и психомоторном отношении.
 
Принимая во внимание эти примеры, можно определенно сказать: сам по себе, без помощи других людей, без обучения, ни один человек не способен начать говорить и освоить человеческую речь. Языку человек может научиться только от другого человека, от окружающих его людей. Язык родится и живет только там, где люди общаются друг с другом. Поэтому ученые, изучающие развитие языка, полагают, что начинать разговаривать с ребенком следует  начинать с момента его зачатия. Плод, находящийся в чреве матери, четко различает положительные или отрицательные звуки, направленные в его адрес. А, когда появляется малыш, то с ним следует постоянно говорить, петь песенки, читать стишки, всякие потешки и прибаутки. Не рекомендуется с малышом сюсюкать. Речь должна быть четкой, внятной и выразительной. Чтобы ни делали родители – пеленали малыша, купали его, одевали, были на прогулке, готовили обед и кормили его – они должны все объяснять ребенку. Для родителей бытовые ситуации понятны и привычны, а  малыш в них оказывается впервые  и они для него поучительны. Не зря в известной песне поется: «Поговори со мною мама, о чем-нибудь поговори…».
 
Наибольшая способность к освоению речи у детей наблюдается в возрасте от 2-х до 5-и лет. В этот период ребенок при условии постоянного разговорного контакта может освоить не только свой родной язык,  но и несколько других. Это самый плодотворный возраст детей, когда у них раскрываются основные черты характера. Они становится любопытными, и постоянно стремятся к познанию окружающего их мира. Это возраст «почемучек». Вот в этот период и необходимо постоянно обучать в семье ребенка всему прекрасному, прививать нравственные начала, интерес к грамоте.  Вспомните  строчки стихотворения Владимира Владимировича Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел,  и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо?». Отец дает сыну обстоятельный ответ, и мальчик радостно пошел, и решила кроха: «Буду делать хорошо и не буду плохо». В конце стиха есть нравоучительные слова: «Помни это каждый сын, знай, любой ребенок, вырастет из сына свин, если сын свиненок». Подумайте об этом и ответьте на вопрос: «Чему хорошему может научить своего ребенка хмельной отец или мать, у которой в углу рта дымит сигарета»???
В начале ребенок приспособлен к усвоению устной речи и только после 3-4 лет у него возникает интерес к письменной речи. Так как  устная речь связана со звуками, а  письменная – с буквами, которые обозначают эти звуки, в начале ребенка начинают интересовать начертания букв. По этим начертаниям он угадывает речевые звуки, запоминает их и таким образом осваивает элементы чтения.

Можно долго спорить о том, с какого возраста следует  начинать учить ребенка читать и писать. Думаю, что с того момента, когда у него самого появится интерес к этому делу. Ни в коем случае не следует насильно заставлять ребенка учиться читать и писать. А, интерес к грамоте необходимо проявлять путем игры, частого чтения ему сказок и другой детской познавательной литературы.


Рецензии
Да, дети любознательны. Мой внук знал алфавит
уже в 1 год. В полтора года , когда я привела
его в библиотеку, попросил книги о военной те-
хнике и о животных.
Действительно, дети - это губка, быстро впиты-
вающая подаваемую информацию.
Удивил воспитательницу в садике, когда в 4-х-
летнем возрасте сказал, что оставляемый само-
летом след называется инверсионным. Она этого
не знала.

Спасибо за Ваш большой труд!

Фаина Нестерова   04.10.2015 19:21     Заявить о нарушении
Сегодня еду в автобусе.
На остановке "Университет" входят две девицы, вероятно филологи.
Одна другой говорит: "Поздравляю тебя с днем учителя.
Садиться не буду. На следующей остановке - ВЫЛАЖУ.
Кто сейчас учит родному языку?
С уважением В.Б.

Вениамин Бушмелев   05.10.2015 15:26   Заявить о нарушении
Уважаемый Вениамин Александрович!
Я думаю, что вылазит примерно 75%
россиян.Удивляться есть чему мно-
гому...

С уважением!

Фаина Нестерова   06.10.2015 17:21   Заявить о нарушении