Бальзак на кушетке психоаналитика

Создание еще одного жизнеописания Бальзака – занятие  рискованное. Тем более,  когда такие литературные мэтры как Стефан Цвейг и Андре Моруа, исследуя жизнь и творчество писателя, положившего начало современному европейскому роману,  казалось бы, давно расставили все точки над «и». Но, тем не менее, английский литератор- франкофил Грэм Робб, известный российскому читателю по искрометной книге «Парижане», рискнул прикоснуться к титанической персоне Бальзака и блестяще сделал «это».
Свой вариант биографии создателя «Человеческой комедии»  Грэм Робб, по его признанию, написал для того, чтобы у читателей возникло желание  открыть мир  произведений Бальзака. 
И, действительно, после прочтения этого жизнеописания, хочется заново взглянуть на созданный Бальзаком  континент, населенный тысячами персонажей. Пожалуй,  никто до знаменитого француза не населял так густо свои романы «сквозными  героями», а если они и появлялись, то скорее это были трилогии или тетралогии как у Дюма-отца, или многотомные приключения Рокамболя у Понсон дю Террайля. Зато в ХХ веке фолкнеровская Йокнапатофа, или волшебный мир Макондо у Маркеса своими корнями уходят в бальзаковскую «комедию нравов».
Грэм Робб считает, что « биографию можно сравнить с дрессировкой льва, лишенной риска». С этим нельзя не согласиться, особенно когда речь идет о персонах минувших времен. Тут любой литератор может изобразить своего знаменитого собрата по перу так, что парадный портрет превратится в глумливую карикатуру, а великий человек предстанет совершеннейшим ничтожеством.
Тем более, если  автор  подобного жизнеописания поставил перед собой задачу показать нам «темную сторону луны».
Грэм Робб не скрывает, что его книга рассказывает о «другом  Бальзаке». Прослеживая жизненный путь великого француза, автор стремится открыть нам своего героя через «кушетку» психоаналитика. Робб нисколько не умаляет гениальность создателя «Человеческой комедии», но порою его взгляд на творчество Бальзака близок к суждениям  Эмиля Золя,  который относил Бальзака к числу писателей революционных, но рассматривал его дарование как слепую, нерассуждающую силу и утверждал, что «Человеческая комедия» – хаотическое творение, лишенное единого организующего замысла.
У Грэма Робба Бальзак – фигура противоречивая. В отличие от Дюма-отца или Виктора Гюго, он не был обласкан признанием публики. Его первые литературные опыты не принесли ему ни славы, ни денег. Впрочем, и созданная им монументальная многотомная «Человеческая комедия» тоже не сделала его богатым. Преследуемый кредиторами писатель порою вынужден был скрываться  за границей, дабы не угодить в долговую тюрьму.  Все его «бизнес-проекты» провалились, что и понятно. Художник не может быть дельцом, равно как и последний не способен стать  «инженером человеческих душ».  Хотя, кто знает, стал бы Бальзак тем, кем он является для нас сейчас, будь его предпринимательские начинания успешными. Но типография обанкротилась,  газета тоже приказала долго жить, а попытка стать помещиком утонула в навозной жиже.
Может быть, все эти обстоятельства и подвели  Бальзака к тому, что он стал жить в созданном им мире «комедии нравов», пытаясь укрыться в нем от жизненных реалий, в которых он не видел ничего, кроме алчности, лицемерия, ненависти и предательства завистников.
Время все расставило по своим местам. В пантеоне мировой литературы Бальзак занимает достойное место писателя, который перекинул мостик от романтизма к реализму, создав свою бессмертную «Человеческую комедию». Эти романы и по сей день остаются сильнейшим побудительным мотивом для новых мастеров психологической прозы.
«Смерть в последний раз подняла занавес над творчеством Бальзака, - пишет Грэм Робб. – Одни видели в нем безнравственное и опасное описание неестественно злобных людей, другие - монументальную историю общества, самый великий и полезный литературный труд со времен Мольера».
С этим суждением нельзя не согласиться. Грэм Робб написал замечательную книгу о Бальзаке  и его времени, а главное при всей неприглаженности, порою даже неприглядности,  портрета писателя, он добился поставленной цели. Прочитав «Жизнь Бальзака», читатель непременно вернется  к романам «Человеческой комедии», чтобы снова оказаться в мире иллюзий, блеска и нищеты, из которых выросли не только «цветы зла», но восхитительная клумба многогранной современной прозы.


Рецензии