Книга в Суоми

Итак, открываю новый раздел своей литературной странички - "Уголок Суоми". Финляндия - моя любимая страна, что многих удивляет. В этом разделе буду публиковать статьи и эссе, посвященные исключительно ей. Однако, тематика самая разная, вовсе не обязательно книги и литература. Все это когда-то публиковалось мною в разных журналах под разными же псевдонимами, а потому не удивляйтесь, если увидите что-то знакомое.

Итак, начнем...

Книга в Суоми

Книга – лучший подарок!

В Финляндии – книжный бум! Очереди в книжные магазины – это теперь своеобразная финская экзотика. В других странах такое можно увидеть, если только в продажу выбрасывается что-то очень долгожданное и невероятно «топовое». Так было, например, с последними книгами Джоан Роулинг о Гарри Потере, когда почитатели ее таланта очередь занимали с ночи. Но в Суоми ситуация иная: дело не в редких «звездах» и громких именах – читать  стало модно и престижно.

Есть в этой стране особый государственный праздник – 10 октября. У него «двойное» значение: во-первых, это день рождения писателя Алексиса Киви (1834–1872), а во-вторых – День финской литературы. Алексис Стенвалль (Киви – его псевдоним) – основоположник финской литературы. Его роман «Семеро братьев» (1870) – первый, написанный на финском. Текст перевели на 34 языка, а на русский переводили аж 5 раз. Торжества 10 октября проводятся как в Хельсинки, так и на родине Алексиса Киви, в местечке Нурмиярви, на юге Финляндии. Кроме того, в этот замечательный день Общество финской литературы присуждает одну из главных писательских премий Суоми.
Долгое время – вплоть до середины XIX  века – книги здесь создавались на шведском языке, а еще раньше – в средневековье – на латыни. Только в XVI столетии Микаэль Агрикола, архиепископ Або, заложил фундамент национальной письменной культуры – он составил букварь финского языка. Не меньшее значение для формирования литературы имела богатая фольклорная традиция. Знаменитый исследователь  Элиас Лённрот в первой половине XIX века по крупицам собрал фрагменты устного народного творчества – так родился эпос «Калевала», который теперь является символом Суоми.
Сегодня в Финляндии с большим трепетом относятся к родной литературе, как минувших эпох, так и современной. Значительная часть населения в ходе социологических опросов указывает чтение в качестве основного хобби. За последние годы количество издаваемых новых книг неуклонно растет. Причем, речь идет не только о художественной литературе, но и об учебной, и научно-популярной. Особенно заметен качественный и количественный скачок детских книг.

Есть хорошие подарки, есть плохие, а есть… книга. Готфрид Вильгельм Лейбниц.

Для того, чтобы книга попала к читателю нужны усилия многих людей. Финское писательское сообщество прекрасно структурировано и поддерживается правительством, общественными и частными организациями. Общество шведских авторов в Финляндии, Союз финских писателей, Ассоциация финских писателей для детей и юношества, Финское общество драматургов – каждый творец найдет здесь «собрание» по вкусу и интересам. В большинстве случаев для того, чтобы стать членом подобных организаций, нужно соответствовать основному международному критерию: писателем считается тот, кто опубликовал две художественные книги. Но есть еще и Финское общество авторов нон-фикшн. Здесь правила мягче – достаточно одной книги (учебника, энциклопедии, словаря) и ты можешь туда вступить. О том, что принято называть «институциональным аспектом» в Финляндии говорить можно долго. Рынок полиграфических услуг вообще и книжный в частности богат и разнообразен. А все его игроки стремятся к объединению, ведь, как известно, – в единстве сила.
Популяризация чтения в Финляндии дело государственной важности. Здесь проводятся две масштабные книжные ярмарки – в Турку и Хельсинки. Обе приходятся на осень. Первым стартует Турку (обычно – в начале октября). Кстати, ярмарка в Турку старше – она появилась в 1992, а в Хельсинки только в 2001.
На ярмарках представлены все издательские дома, книжные новинки и антикварные издания. Находится место и для иной полиграфической продукции – блокнотов, календарей, атласов, комиксов и прочего. Разумеется, сюда съезжаются писатели, проводятся презентации, пресс-конференции, автограф-сессии, тренинги и семинары.
Но для того, чтобы популяризировать чтение и Книгу, фестивалей недостаточно. В Суоми на постоянной основе действует около полутора десятка книжных клубов, объединяющих 600 000  любителей чтения. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что наиболее социально активные «чтецы» состоят в нескольких клубах. Но при любых статистических подсчетах, количество членов подобных клубов не упадет ниже полумиллиона. А это не так плохо, если учесть, что внутренний рынок Финляндии не велик. Самые крупные объединения – это Большой финский книжный клуб и Новый книжный клуб. В них состоит половина всех участников книжного клубного движения.
Финны – самая «библиотечная» нация. То есть среди финских граждан больше всего постоянных членов библиотек. По мнению экспертов, здесь лучшая с точки зрения обеспеченности библиотечная сеть мира!
Огромное количество организаций, клубов, издательских домов, книготорговых ассоциаций пересекаются в одной точке – Финском литературном информационном центре, основанном в 1977 году. Основная цель, как не сложно догадаться, популяризация национальной литературы зарубежом. Но и внутренний рынок также находится в фокусе внимания центра. Данная организация оказывает финансовую поддержку, выдает литературные гранты и проводит самые разные мероприятия.

Мейнстрим и вокруг него

О чем современная литература Финляндии? Именно так, – на «финская литература», а «литература Финляндии»: нельзя забывать, что в этой стране литературные тексты создаются на трех языках – финском, шведском и саамском. Впрочем, на последнем появляются, как правило, обработанные древние сказания, сказки и другие фольклорные памятники.
Если мы попытаемся выявить нечто общее в литературных тенденциях Суоми, то прежде всего заметим, что из художественной литературы уходят такие понятия как «рационализм» и «логика». Писатели становятся все более свободны от жанровых и каких-либо иных канонов. С другой стороны, они сохраняют приверженность глубокому психологизму, передаче тончайших движений человеческой души. Литература Финляндии – это блюдо для гурманов и любителей сложной психологии. Мартти Ларни, Йоэл Хаахтела, Хенрика Рингдбум, Мика Валтари, Микко Римминен, Чель Весте, Туве Янссон и многие, многие другие – произведения местных авторов хорошо представлены на российских книжных прилавках.
Есть еще кое-что, что объединяет современных писателей Суоми – это тяготение к малому формату. Со всей очевидностью здесь проявляется стремление ограничить, сегментировать пространство. Автор словно боится выпускать героя в полный опасностей открытый мир или сам чувствует себя крайне неуютно в больших художественных формах. «Эпичность» исчезла, похоже, навсегда. И хотя окончательно волна малой прозы затопила страну лишь в девяностых годах ХХ века, первой гораздо раньше подала пример молодому поколению писателей Туве Марика Янссон.
Еще литература Суоми тяготеет к иррациональному. Пожалуй, в полной мере мы сталкиваемся с тем, как грань между реальностью и ее отражением в кривом зеркале истончается настолько, что становится непонятно, а что собственно является истинным, в произведении Йоханны Синисало – успешной и востребованной на мировом книжном рынке писательницей –   в романе «Тролль». Права на экранизацию произведения уже проданы в США. Удивительно изящно она вводит в ткань вполне реалистического повествования образ фантастического персонажа – тролля. Такой необычный ход позволяет Й.Синисало невероятно глубоко раскрыть внутренний мир героев.
Молодые финские писатели много пишут и об одиночестве. Осознанно или нет, но они фактически создают своеобразную эстетику одиночества. Роман Малин Кивеля «Ты или никогда» является наиболее полным выражением данного феномена. В книге повествуется о нескольких днях из жизни молодой женщины. У нее нет друзей, нет семьи. Она сама себе делает подарки на праздники. Покупает в Стокманне, просит завернуть в красивую бумагу, а дома дарит сама себе в Рождественскую ночь. Иногда она встречается с другими людьми, но редко начинает общаться – больше наблюдает. Это эстетизированное одиночество, которое не тяготит. День за днем, эпизод за эпизодом перед нами проходит тихая жизнь, и лишь в самом конце романа остается намек на возможность возникновения в этой жизни кого-то еще.
Трансформация гендерных отношений – еще одна популярная тема. Один из ярких примеров – роман Кари Хотакайнена «Улица Окопная», рассказывающий о  жителях современного Хельсинки. За этот роман автор был удостоен главной литературной премии «Финляндия» в 2002 году, а также литературной премии Северного совета в 2004 году. В произведении герой подробно рассказывает нам, как вел домашнее хозяйство, давая жене возможность профессионально расти. Интересно, что жена никогда не настаивала на такой роли супруга – он выбрал ее добровольно, но счастливым от этого не стал.
Остросюжетная литература в Финляндии тоже есть. Признанная звезда – Леена Лехтолайнен – стала основательницей финского «женского» детектива. Она своеобразный финский гений – прославилась уже в 12 лет, когда появился ее первый роман. Серия детективов о Марии Каллио переведена на 20 языков, в том числе и на русский.
Родина муми-троллей никак не могла забыть про детскую литературу. Тем более что и в этой сфере есть своя организация – Финский Институт детской литературы –  озабоченная проблемой популяризации и распространения как художественной, так и научной литературы для детей и о детях. В России знают книги  Тимо Парвела «Элла Пат и второй класс» и Юкки Парккинена «Ворон и Питкянен». А совсем недавно взошла новая звезда – Ханнеле Хуови, которая пишет для самых маленьких. Очень важно не только научить ребенка читать, но пробудить любовь к книге. Герои писательницы – медвежата Урпо и Турпо из книги «Урпо, Турпо и лошадка Огого» – с этим прекрасно справляются. Особенность книг для детей 3-5 лет в ярких иллюстрациях: картинки важны не меньше, а может и больше, чем сам текст. Рассказы о медвежатах полностью отвечают этим требованиям. По отзывам родителей, дети, ранее не любившие книги, начинали читать именно с них!
Так же как и в других странах, книжный рынок Финляндии испытывает трудности. При общей весьма благополучной картине, в 2013 году книг продано в среднем на 4% меньше, чем в 2012. Но продажи электронных изданий за это же время выросли вдвое. Было продано 87 000 копий десяти самых популярных книг. Эксперты считают, что расширение рынка электронных книг отчасти тормозит многообразие форматов (которые не всегда поддерживают устройства для чтения), но вскоре это будет преодолено. Появляются новые возможности: расширяется общение автора и читателя, сокращаются сроки доставки потребителю новой продукции, удешевляются книги. И не надо забывать, что современные цифровые устройства позволяют превратить книгу в захватывающее интерактивное пространство.   


Рецензии