Река времени 103. Ярославль зимой 1987года

Поезд в Ярославль пришел рано утром. Обговорив с соседом, решили добираться до городского военного комиссариата, куда у нас было выписано предписание на командировку. Там наверняка есть дежурный и независимо от времени суток подскажет адреса районных военкоматов и средних школ, а если повезет, то и поможет устроиться в гостиницу.

Расспросив милиционера, стоящего на привокзальной площади как добраться до областного военкомата, мы сели на автобус и по проспекту Ленина доехали до Советской улицы. Повернув направо, пошли пешком, следуя объяснению милиционера.

Была безветренная погода с небольшим морозцем, светать еще не начинало, но народу, спешащего на работу, на улицах уже было много. Снег весело скрипел под ногами, и после многочасовой езды в поезде идти по посыпанному песком тротуару было легко и приятно.

После пятнадцати минут ходьбы, еще раз спросили дорогу у идущего нам навстречу молодого парня и через три минуты мы подошли к разыскиваемому учреждению.

Военный комиссариат по Ярославской области,  находящийся в историческом центре Ярославля, был  закрыт, так как  до начала работы комиссариата оставалось ещё больше часа.

Позвонили в дверной звонок. Дверь открыл солдатик, с красной повязкой на рукаве шинели и провел нас к окошку дежурной комнаты.
Сидящий за столом дежурный по военкомату, майор с заспанным лицом, молча кивнул на наше приветствие и взял протянутые ему документы, командировочные предписание и удостоверения личности.

Бегло осмотрев документы, порылся в столе  и достал штемпельную подушку и штамп.  Без лишних слов, поставил штамп «прибыл» на командировочных предписаниях, и только тогда, возвращая документы, первый раз произнес: « За моё дежурство вы   не первые с агитацией. В гарнизонной гостинице мест нет, но недалеко отсюда, в гостинице «Турист»  вас поселят. Я сейчас позвоню»

«Спасибо!», сказал я, а мой спутник спросил: «У вас можно узнать адреса районных военкоматов и школ Ярославля?»
Майор достал с полки журнал и раскрыв на нужной странице протянул его нам со словами: «Здесь адреса   районных военкоматов и номера школ за ними закрепленных. Садитесь за стол и выписывайте. Адреса школ узнаете в районных военкоматах. Там же вам скажут о днях открытых дверей, если они запланированы  в феврале».

Мы, не мешкая, выписали нужные адреса и вернули журнал дежурному.
Принимая журнал, майор сказал: « Если у вас агитационные брошюры или листовки о ваших учебных заведениях можете по одному экземпляру дать нам. У нас есть специальный агитационный стенд  для допризывников».

Поблагодарив дежурного, и расспросив, как добраться до гостиницы «Турист»,  мы вручили ему агитационный материал, и пошли устраиваться с жильем. Следуя объяснению майора, мы за пять минут вышли у Октябрьского моста к набережной Волги и пошли по ней, любуясь заснеженным простором большой реки, освещаемой первыми лучами восходящего солнца.

Через пятнадцать минут ходьбы мы оказались перед входом в гостиницу «Турист», расположенной в самом начале уже известного нам проспекта Ленина. В гостинице, без всяких проблем, мы сняли, вполне приличный двухместный номер, на втором этаже с видом из окна на заснеженную Волгу.

По дороге в номер в газетном киоске купил карту-схему Ярославля, а Игорь Иванович - путеводитель по Ярославлю. Разложив вещи, начали рассматривать карту-схему, отыскивая улицы адресов районных военкоматов. К счастью почти все они были в центре города, недалеко от нашей гостиницы.

 Позавтракав в гостиничном ресторане,  пошли в город, намечая посетить районные военкоматы и взять там адреса школ, а заодно осмотреть достопримечательности Ярославля, которые будут попадаться по пути.
Поскольку нас двое, как ранее условились, разделили сферы влияния, обменялись раздаточными материалами и пошли каждый своей дорогой. Мне достался Красноперекопский, Кировский и Фрунзенский районы, а Игорю Ивановичу Дзержинский и Ленинский.

К счастью отдел комиссариата  Красноперекопскому, Кировскому и Фрунзенскому районам оказался один на три района. Без особых трудов я списал адреса школ этих районов, оставил агитационный материал у дежурного по отделу и направился в школу №21 с углублённым изучением физики и математики, рассчитывая договориться с начальством школы о предоставлении мне возможности выступить перед школьниками 11 классов с рассказом об училище имени Дзержинского.

Поговорил с завучем школы, и она обещала, что завтра, после пятого урока она соберёт мальчиков из одиннадцатых классов «на профориентацию». Оставил в учительской экземпляр агитационного материала,  и, посчитав, что на первый день – достаточно, пошел осматривать город.

Подъехал на автобусе и вышел у Ярославского художественного музея, о котором знал по открыткам из моей коллекции филокартиста. Центральный художественный музей города Ярославля расположен на Волжской набережной в здании бывшего губернаторского дома, построенного в 1821—1823 годах.

Он основан 5 декабря 1919 года по инициативе местных художников и любителей старины постановлением Губернского отдела народного образования.
Ярославский художественный музей обладает прекрасной коллекцией экспонатов.

Великолепна подборка портретной живописи русских классиков Левицкого, Крамского, Брюллова, Репина.
Отечественная  пейзажная живопись ярко представлена созвездием авторов: Шишкин, Саврасов, Поленов, Айвазовский. Уникальны работы русских мастеров конца XIX, начала XX веков, Левитана, Юона, Коровина, Соколова. Обширна и разнообразна живопись русского авангарда, «Бубнового валета», «Мира искусства»: Кандинского, Сомова, Бенуа, Кустодиева.


К сожалению, были закрыты залы прикладного искусства и скульптуры, где, согласно приобретенному путеводителю по музею значатся такие имена как Антокольский, Эрзья, Коненков, Гарднер, Кузнецов.
Кроме путеводителя, купил в музейном киоске, отсутствующую в моей коллекции, подборку примитивистского «мещанского портрета» XVIII—XIX веков;

Почувствовав, что устал от хождения по городу и обилия впечатлений, направился в гостиницу. Мой напарник еще не вернулся. Пошел в ресторан при гостинице, пообедал и завалился в кровать с газетой «Правда», продолжить чтение материалов Январского  1987 года пленума ЦК КПСС.

Но усталость взяла своё и, прочитав «Вступление» и часть 1 «Перестройка – вынужденная необходимость», до слов, что « к 2000 году каждая семья будет иметь отдельную квартиру», я заснул.

Проснулся, когда вернулся в номер Игорь Иванович. Посмотрел на часы – пять часов вечера. Мой сосед снял шинель и пошел ужинать, а я сел за стол и с карандашом в руках стал прорабатывать доклад Горбачёва, подчеркивая фрагменты, которые казались мне отличающимися от былой риторики.

Изрядно почёркал текст. Был очевиден более критический, чем при Черненко, подход к реалиям советской жизни. А некоторые, подчёркнутые мной  фрагменты, про  политическое заигрывание с массовой раздачей наград, званий, премий про празднование многочисленных юбилеев,  совсем недавно считались бы крамольными.

Но, по большому счёту, мне показалось, что в докладе Горбачёва всё по делу. Те критические слова, которые сказал Горбачёв с трибуны, большинство людей моего круга, говорили, не таясь, в частных беседах.

Единственное, что меня насторожило это постоянный упор на необходимость развивать кооперативную и частную трудовую деятельность. Я хорошо помнил слова В.И. Ленина о том, что мелкотоварное производство «рождает капитализм и буржуазию постоянно, ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе».

А, зная, что эти идеи Горбачева уже претворены в ряде принятых  в 1986 году законах(1), опасался, что предсказания В.И. Ленина могут стать печальной реальностью, в самое ближайшее время. Но я всё же надеялся, что верховная власть достаточно разумна, и  предпримет необходимые меру, не допускающие подобного развития событий.

 Именно с этих (1) указов начался развал экономики СССР.
 Цены на государственную продукцию в Советском Союзе были ниже рыночных, ликвидация монополии внешней торговли привела к тому, что начался доселе невиданный экспортный бум. Например,  поставки тканей за рубеж выросли более чем в 3 раза. Хлопчатобумажных - почти в 4 раза,  Льняных - в 7 раз.

Многие тонны масла и мяса, предназначенные для торговли, уходили прямо со складов, минуя магазины - и вывозились за пределы СССР - контейнерами по морю, поездами и автотранспортом по суше, самолетами - по воздуху.
 
 Частный вывоз намного превосходил государственный!
  В  1987 году частыми лицами за рубеж было вывезено 500 000 цветных телевизоров, 200 000 стиральных машин.
Именно после указов о кооперации заработали свои первые миллионы, участники кооперативного движения, Абрамович, Гусинский, Хаит, Ходорковский.
  После этих указов начался массовый экспорт цветных металлов за границу, который  внутри страны собирали пункты сбора якобы «металлома». В ход пошли и станки остановившихся в результате кризиса неплатежей  заводов и фабрик, рельсы железных дорог, крышки канализационных люков и все, что только «плохо лежит».
Но в то время, когда я читал доклад Горбачева «О перестройке и кадровой политике партии» такие последствия перестроечных инициатив мне не могли даже в голову прийти. Тем более что весь текст доклада был густо нашпигован заверениями о верности социалистическим идеалам,  и призывами восстановить чистый и честный облик руководителя-коммуниста, облик, на который бросили определенную тень преступления ряда перерожденцев.

Отныне объявлялась борьба с пренебрежительным отношением к законам,  с очковтирательством, взяточничеством,  угодничеством и славословием. Пропагандировалась высокая идейность и сознательность, готовность подчинить личные интересы общественным, беззаветное служение народу.

Вернулся из ресторана Игорь Иванович,  и, увидев подчеркивание в газете, попросил посмотреть, на что в тексте я обратил внимание. Доклад он уже успел прочитать, и, просмотрев мои пометки, сказал, что  примерно те же места, и он записал, конспектируя доклад.

Я предложил Игорю Ивановичу сходить вечером в театр на пьесу Володина «Старшая сестра», но тот, сославшись на усталость, отказался. А я же,  заснув после обеда, чувствовал себя бодрым, и решил посмотреть спектакль.

Посмотрел по путеводителю об истории театра, на карте-схеме прикинул, что до театра от гостиницы не далеко и захотел совместить посещение спектакля с прогулкой по вечернему городу.
Напрямую, по хорошо освещённой Республиканской улице дойду  неспешным шагом, до Пушкинской улицы. По ней до Площади Волкова, на которой стоит театр, не более 200 метров.

Вышел на улицу. Погода стояла отменная, небольшой морозец со «звездным снегом», а до начала спектакля было  еще сорок минут.
Не спеша, разглядывая городскую архитектуру, направился к театру, находящемуся в пределах «Земляного города» - посада средневекового Ярославля.

Княжеская резиденция находилась в «Рубленом городе», древнейшей части города Ярославля, расположенной в пределах треугольника, «острие» которого составляет стрелка рек Волги и Которосли.

"Переписная книга города Ярославля" от 1668 года, валы, окружающие Рубленый и Земляной город именует Большой и Меньшей осыпью. В XVI веке на  осыпях были возведены деревянные стены.

Государственный академический театр драмы имени Федора Волкова  считается старейшим русским театром. Он расположен внутри «Земляного города», вблизи Меньшей осыпи, по которой сейчас проходит Первомайский бульвар. Театр основан в 1750 году, когда в ярославском кожевенном амбаре купеческий сын Федор Волков «со товарищи занялся игранием комедий».

Позже на средства своей семьи он выстроил для театра специальное здание, изготовил костюмы и декорации. Прослышав про нововведение, императрица Елизавета призвала, высочайшим указом, Фёдора Волкова к своему двору.

Волков уехал в Петербург, но Ярославский театр, как учреждение остался.  Именно театр, со своим репертуаром, труппой, «театральной хороминой», билетным и вспомогательным хозяйством. Осталась в истории как первый русский профессиональный общедоступный театр.  Поэтому именно здесь в 1900 году прошли торжества по поводу 150-летия российского театра.

К концу XIX века он был официально признан Первым Русским театром, и знаменит на всю Россию как один из лучших театров.
 Нынешнее величественное здание театра построено в 1911 году по проекту архитектора Николая Спирина.

Через двадцать минут хода по Республиканской улице дошел до Пушкинской и свернул направо. Через квартал, на другой стороне улицы показался Волковский сквер, в котором, судя по карте-схеме Ярославля, стоит памятник основателю театра Фёдору Волкову.
По расчищенным от снега дорожкам сквера подошел к памятнику.

Фёдор Волков, в сценическом костюме,  изображён в полный рост. Он стоит на полутораметровом, цилиндрическом гранитном постаменте, с руками сложенными на груди. Взгляд артиста, направлен на театр его имени.

Хотя конкурс на создание памятника основателю Первого  Русского театра был объявлен ёще в 1900 году, в связи с празднованием его 150-летия, но денег на воплощение этого проекта тогда  не нашли.
Памятник установили лишь в советское время. Авторы памятника архитектор В. Мааров и  скульптор А. Соловьёв.

Осмотрев памятник, вышел на площадь Волкова, и справа, в конце площади увидел кирпичную башню старинного типа. Обходя по периметру площадь, мимо гостиницы Ярославль,  подошел поближе.

 Передо мной открылась Знаменская  башня — одна из двух сохранившихся башен укреплений Земляного города  Ярославля, возведённая  в 1659 году на месте сгоревшей в сильном городском пожаре деревянной башни середины XVI века.

  При проезде через её ворота в петровские времена взимали налог на ношение бороды и старинной одежды. В 1660-е годы к башне была пристроена часовня, через двести лет перестроенная в церковь иконы Божьей Матери Знамение.

Обошёл площадь Волкова, направляясь к входу в театр. Площадь приобрела нынешнее название в 1938 году, к 175-летию со дня смерти Фёдора Волкова. До этого, площадь делилась на две части, примыкающую к театру Театральную, и Власьевскую,  названную по церкви Святого Власия, когда-то стоящей на месте гостиницы Ярославль. 

До начала спектакля оставалось 15 минут. Хотя в кассе билетов не было, но у входа толпился народ. Без особых проблем и переплаты купил билет с рук и пошёл смотреть пьесу.
Спектакль мне понравился. В 1967 году в Истре смотрел фильм с Татьяной Дорониной в главной роли. На мой взгляд, спектакль, за счет эмоционального сопереживания зала, оказался не менее интересным.

На следующее утро, с моим коллегой,  сразу после завтрака разошлись, и пошли по школам, разносить агитационный материал. Договорился в двух школах, что завтра соберут мне 11- е классы «на профориентацию».  И дожидаясь назначенного времени беседы с учениками школы №21, пошел в «Земляной город» осматривать архитектурные достопримечательности.

На автобусе доехал до знакомой мне площади Волкова и по улице Кирова направился в сторону Дома Советов Ярославской области, или «Пентагона», как его называют за некоторое сходство с американским ведомством. Проект Дома Советов  можно считать вполне удачным, так как он хорошо вписался в архитектурный облик этой части Ярославля. Здание обрамлено с двух сторон корпусами Присутственных мест XVIII-XIX веков и составляет с ними единый ансамбль.

Пропилеи тыльной части здания открываются на сквер с чашей фонтана и часовней Александра Невского построенной в 1892г. архитектором Поздеевым Н.И., а фасад здания обращен на просторную Советскую площадь.

Площадь до революции называлась Ильинской из-за красивейшей церкви Ильи Пророка, представляющей собой памятник архитектуры,
 построенный в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов - холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери.

Все купола были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

В 1680 году церковь, знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным, работавшими вместе с ярославскими мастерами, была расписана  крупными цветами, так называемыми травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка.

В 1920 году храм передали Ярославскому музею-заповеднику, что позволило  работникам музея  уберечь его от сноса. В 1938 году в церковь  перенесли мощи ярославских чудотворцев, а  Союз воинствующих безбожников устроил в храме антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Осмотрев музей и обойдя вокруг Ильинской церкви, взглянул на часы. Пора ехать в школу на встречу с одиннадцатикласниками.
Школьников собрали в актовом зале. Пригласили не только 11-е, но и 10-е классы. Всего было человек пятьдесят.

Вначале было шумно, но когда начал рассказывать про историю училища, отсчитываемую от 1789 года и начал называть фамилии знаменитых учеников и учителей Берга, Попова, Крылова, Спасского, разговоры прекратились и слушали внимательно. Рассказал о специальностях, по которым готовят в училище, о материально-технической базе, быте, учебе и отдыхе курсантов.

Сделал упор на то, что поступление в училище избавит их родителей от необходимости содержать свои чада во время учёбы в ВУЗе, о возможности которые дает пять лет жизни в Ленинграде, и конечно о перспективах службы, опираясь на свой пример.
Как потом оказалось, три мальчика из этой аудитории потом поступили в училище.

На следующий день к 10 утра поехал в школу №10, где у меня была запланирована встреча с учениками. К двенадцати, зайдя ещё в одну школу, решил, что на сегодня - хватит. Зашел в кинотеатр, посмотрел какой-то американский боевик, а потом пообедал,  в попавшееся по пути кафе.

 После обеда решил продолжить экскурсию по городу. На этот раз, доехав на автобусе до площади Волкова, пошёл по широкой Первомайской улице в сторону виднеющихся храмов Спасо-Преображенского монастыря.

В состав монастыря, основанного в XII веке, входит комплекс храмов - Спасо-Преображенский собор, церковь Ярославских Чудотворцев, звонница, с которой открывается изумительный вид на панораму Ярославля.

Монастырь, сыгравший важную роль в отечественной истории, впервые упоминается в летописях в 1186 г. Обитель была усыпальницей для династии ярославских князей. В 1216—1218 годах в Спасском монастыре работало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище.
 В 1224 году в монастыре закончили строительство Спасо-Преображенского собора, дожившего до наших дней.
В XVI веке было построено здание трапезной палаты.

Любил посещать монастырь царь Иван Грозный и  его сын, царь Фёдор Иоаннович. Здесь, уже в первой половине XIII века образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг.

В 1609 году во время Смутного времени Спасский монастырь  выдержали осаду отрядов пана Будзило и воеводы Наумова, продолжавшуюся около месяца, в то время как остальная часть Ярославля была захвачена.

 От стен монастыря в 1612 году земское ополчение Минина и Пожарского отправилось на освобождение Москвы.  В монастыре пребывал будущий царь Михаил Романов, находившийся здесь в 1613 году  проездом из Ипатьевского монастыря в Москву, — отсюда он отправил свою первую грамоту — о согласии на престол.

В 1621—1646 гг. перестраивались стены монастыря, пострадавшие во время осады, — они стали более крупными, в значительной мере они сохранились до наших дней. Появились каменные башни — Богородицкая, Угличская (сохранилась), Глухая, Михайловская, Водяные ворота. В последней четверти века был построен Келейный корпус. К концу XVII века длина стен достигает 820 метров, высота — 10,5 метра, толщина — 2,8—3 метра.

В 1747 году в монастыре была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария (одна из первых в стране). Через 30 лет в ней обучалось 300 воспитанников. В пределах монастыря она находилась до 1875 года, когда получила новое здание, в котором ныне размещается Естественно-географический факультет ЯГПУ.

В 1787 г. Спасо-Преображенский монастырь становится резиденцией епископа. Монастырь упраздняют и преобразуют в Ярославский архиерейский дом. Среди книг последнего настоятеля монастыря Иоиля (Быковского) в 1790-х годах А. И. Мусин-Пушкин обнаружил памятник русской литературы XII века — «Слово о полку Игореве».

Появились новые постройки — Семинарский корпус, Церковь ярославских чудотворцев Фёдора, Давида и Константина, часовня Трифона архиепископа Ростовского, ризница, Смоленская часовня.
В монастыре были погребены канонизированные ярославские князья  и ростовские архиепископы.

В январе 1865 года  здесь был открыт Музей при Обществе для естественно - исторического исследования Ярославской губернии.
В начале XX века естественно - исторический музей считался одним из крупнейших провинциальных музеев России. С 1971 года музей стал именоваться Ярославским историко-архитектурным музеем-заповедником.

Осмотрев соборы музея и экспозиции, располагающиеся в  трапезной палате, келейных корпусах и хозяйственных постройках монастыря отправился в гостиницу.

На четвертый день командировки, закончив агитационные визиты, решил продолжить экскурсию от осмотренного монастыря.
Если выйти из монастыря на раскинувшуюся у его стен набережную реки Которосли, то у восточной стены монастыря, в пределах «Земляного» города, можно увидеть четырехстолпный пятиглавый  бруснично-белый храм во имя Михаила Архангела.

По преданиям первую церковь во имя Михаила Архангела построил « в большом граде, у врат»,  ростовский князь (4)  Константин Всеволодович в 1216 г. У врат, потому что рядом с храмом находились ворота «Рубленого» города.

В 1295 года,  жена князя Фёдора Чёрного, именем Анна, дочь ордынского хана Ногая, внучка Михаила VIII Палеолога на её месте построила   новую имени  Архистратига Михаила церковь. « В ней честную Богоматери икону поставила и украсила её златом и серебром, и камнями драгоценными, наименовав оную церковь соборною».
Этот  образ Богоматери был  увезён после революции в Третьяковскую галерею, а сам храм - закрыт.


Уже в пределах «Рубленого города», в ста пятидесяти метрах  по набережной Которосли, возвышается, белая, с зелеными куполами, церковь «Спаса на Городу».

 Крупный пятиглавый четверик с боковыми папертями, с шатровой колокольней у северо-западного угла и шатровым приделом, построен в  1673 году в  духе ярославского зодчества XVII. В 1693 года интерьер храма был расписан фресками.
 В 1987 году, когда я был Ярославле, в здании церкви был книжный склад, что спасло её от сноса во времена воинствующего атеизма.

От «Спаса на Городу», пройдя метров 100 по Которосльной набережной, можно выйти к Церкви Николая Чудотворца в «Рубленом Городе».  По отзывам знатоков, одна из самых гармоничных и изысканных построек Ярославля. Маленький скромный приходской храм прекрасен удивительной пропорциональностью своих объёмов, лёгких и устремленных ввысь.

.
Церковь Николы «Рубленый город» была построена в 1695 году на средства посадских людей, занимавшихся строительством судов. Это
единственный храм на территории бывшего ярославского кремля, сохранившийся с XVII века.

Название храма происходит от местоположения — церковь стояла на территории ярославского кремля. Некоторые исследователи полагают, что это могла быть даже надвратная церковь на въездных воротах.

От церкви,  пройдя метров 200 по Которосльной и Волжской набережным, можно выйти к Митрополичьим палатам – одному из древнейших зданий города. Белокаменное, двухэтажное здание с узкими, как бойницы окнами, представляет собой  редкий образец гражданской архитектуры 17 века.

Тогда здание служило парадной резиденцией митрополита во время его посещений Ярославля
В 1760-е годы в этом доме, принадлежавшем Ярославскому генерал-губернатору,  дважды останавливалась императрица Екатерина II.

После капитального ремонта в 1977 году в Митрополичьих палатах была открыта экспозиция иконописи Ярославского художественного музея. Здесь представлена богатейшая коллекция древнерусского искусства нескольких поколений ярославских мастеров.

 Среди шедевров - домонгольская икона "Спас Вседержитель" XIII в. Золотой век Ярославля представлен уникальными подписными иконами выдающихся художников XVII века Гурия Никитина, Семена Спиридонова Холмогорца, Федора Евтихиева Зубова.

Ярославская икона Рождества XVII века   представляет собой сложную,  библейскую композицию. Здесь и момент рождения Христа, и пастухи с Ангелом, принесшим чудесную весть, и волхвы, идущие за звездой – все в движении.

Для своей коллекции в киоске музея приобрел подборку открыток «Иконопись ярославских мастеров», среди которых и «Спас Вседержитель» и великолепное «Сретение Господне».

Сретение символически знаменует встречу Ветхого и Нового заветов. В центральной части иконы изображен эпизод встречи старца Симеона с Марией и Иосифом, принесшими в храм младенца Христа. В нижних клеймах иконы представлены сцены, связанные с Симеоном: он переводит Библию на греческий язык и видит Ангела, предсказывающего ему встречу с новорожденным Спасителем.

Из музея пошел в гостиницу и после ужина до отбоя говорили с Игорем Ивановичем о политике, придя к выводу, что пока, все начинания Горбачева видятся разумными. То к чему приведут эти, казавшиеся нам правильными действия, нам было предугадать, не дано.

Хотя внимательно прочитав принятое  13 января 1987 г.,  постановление СМ СССР «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран», можно было  сделать вывод, что этот документ является важным шагом, облегчавшим легализацию капитала, и разрушающим финансовую систему СССР.


 Этим постановлением объявлялась  относительная свобода внешнеэкономической деятельности, и изъятые из госпредприятий через кооперативы ресурсы направились  на экспорт  чтобы ввести  - ширпотреб, которого не хватало из-за разбалансированности денежного обращения безналичными рублями.

Именно таким способом «заработали» в 1986-87 годах свои стартовые капиталы, тогдашние руководители государственных предприятий,  нынешние долларовые миллиардеры:

Аликперов - первый заместителем генерального директора по Западной Сибири ПО "Башнефть" и генеральным директором ПО "Когалымнефтегаз".
Богданов - генеральный директор ПО «Сургутнефтегаз»; Евтушенков - главный инженер, а затем первый заместитель генерального директора НПО «Полимербыт»;

Лисин руководитель Карагандинского металлургического комбината; Михельсон - руководитель треста «Куйбышевтрубпроводстрой», Смоленский - управляющий 4-го строительно-монтажного управления Москвы;  Тимченко -  заместитель генерального директора государственного внешнеторгового объединения "Киришинефтехимэкспорт".

Но мы наивно верили, что советское высшее руководство предпримет необходимые меры, чтобы закрыть лазейки прямого разворовывания общенародного достояния.

Тогда мне и в голову не могло прийти, что в Политбюро сильно влияние тех, кто сознательно разваливает Советскую власть, создавая для этого соответствующую социальную базу. (2)

Остальные дни командировки были друг на друга: обход школ Ярославля с выступлением перед школьниками, а в свободное время   экскурсии по достопримечательным местам города.

На пятый день, От Митрополичьих палат  пошёл по Волжской набережной  к церкви Ильи Пророка и Тихона, епископа Амафнутского, до которой было две минуты хода.

Существует легенда, что именно на месте этого храма происходил поединок Ярослава Мудрого с медведем и что в память о княжеской победе здесь был заложен храм, который стал первым православным храмом Ярославля.

Ныне существующая церковь представляет собой   двухэтажный белокаменный, с зелёным куполом, храм, построенный  в стиле классицизма в 1825-1832 гг. на месте  церкви конца XVII века.

Прямоугольное, величественное  здание, с боковым портиком с каждой стороны, опирающимся   на шесть колон.
 Храм был закрыт в начале 1920-х, колокольни сломаны. В 80-е годы  здание находилось в ведении Ярославского музея. В нем располагались реставрационные мастерские

Рядом с Тихоновской церковью, на Волжской набережной  стоит Волжская или Арсенальная башня — вторая из двух сохранившихся башен укреплений земляного города Ярославля, возведенная в 1658—1669 годах на берегу Волги из кирпича. Служила главным входом в укреплённую часть города с воды.

В 1840-е годы башня была обтёсана и надстроена для устройства в ней арсенала. К западному фасаду башни примыкают Волжские ворота (начало XIX века) — мост между Стрелкой и набережной. К концу XIX века Волжскую башню приспособили под трактир, который так и назывался — «Башня». В 80-е годы здесь располагались реставрационные мастерские.

Закончив экскурсию, в попавшейся на пути  билетной кассе взял билеты на поезд до Ленинграда на 16 часов следующего дня и, зайдя в Военный комиссариат, отметил убытие в командировочном предписании.
У моего коллеги командировка на 4 дня дольше, он пока остаётся.

 Весь вечер писал отчет по командировке, указывая, куда и с какой целью ходил. Для объёма и разнообразия  отчёта приписал, что принял участие в «Дне призывника»,  проводимом в военкомате.
Полагая, что буду участвовать агитационными материалами, которые там оставил.   

Утром, после завтрака ещё успел сходить в  Музей истории города Ярославля, являющийся филиалом Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. Музей располагается в усадьбе потомственного почетного гражданина, купца I гильдии  Кузнецова, недалеко от Митрополичьих палат.
В первом зале музея экспонируются  археологические находки и  памятники письменности, отражающие раннюю историю города, с момента основания до конца XV века. Центральное место в экспозиции занимает макет Ярославля начала XIII века. 

 Ярославль того времени состоял из двух частей: кремля и посада. Кремль находился на территории «Стрелки» в месте слияния двух рек – Волги и Которосли.

 Строительство Кремля началось в XIII веке ростовским князем Константином Всеволодовичем.  В 1218 году город стал центром самостоятельного княжества. Первый ярославский князь Всеволод Константинович  завершил строительство кремля.
   
 Все его сооружения, включая княжеский двор, были деревянными. В камне был построен только Успенский собор, снесенный в 30-е годы 20 века.

В феврале 1238 г. Ярославль был разрушен монголами Батыя. Горожане оказали завоевателям сопротивление. В жестокой битве многие из них были убиты. Об этом говорят материалы археологических раскопок, проводившихся на месте строительства нового Успенского собора.

Князь Всеволод Константинович, внук Всеволода Большое Гнездо, был убит в битве на реке Сить 4 марта 1238 г.
Об этом у меня http://proza.ru/2012/11/01/1092

Великий Князь Юрий на Сити врагу                (3)
 Дал бой сводным княжеским войском.
 Устроив засеки на светлом лугу,
 Сражались дружины геройски.

 Рубились жестоко, но Русская рать
 Разбита монгольскою силой.
 И князю досталось в бою умирать,               
 Стал луг над рекою могилой.

 Василий, сын младшего брата его                (4)
 Был в плен взят монгольскою ратью
 И пыткой не взяли с него ничего,
 Ответом им было проклятье.

 Его сыновья – Василий и Константин были канонизированы русской православной церковью. На экспозиции демонстрируется икона, на которой наряду с указанными князьями изображен ярославский князь Федор Ростиславович (5) и его сыновья.

В конце XV в. ярославское княжество вошло в состав Московского государства.    История Ярославля периода Московского царства представлена во втором зале экспозиции. В начале XVII в. город стал центром освободительной борьбы против польских завоевателей.

 В 1609 г. Ярославль выдержал многодневную осаду войск воеводы Лжедмитрия Второго А. Лисовского. В 1612 г. четыре месяца в городе находилось ополчение К. Минина и Д. Пожарского. В Ярославле действовало земское правительство  «Совет всея Земли», в состав которого вошли представители всех сословий.

Был организован денежный двор, чеканивший монеты ополчения. В тематических комплексах, посвященных Смутному времени представлены предметы вооружения и снаряжения  (рогатины, копье, бердыш, сабля, кольчуга, шлем).
Не пожалел, что перед отъездом выбрал время и сходил в этот музей.

В 16 часов я уже сидел в купе поезда, готового уйти из Ярославля в Ленинград,  и рано утром следующего дня уже был дома.

Примечания:
(1) «Закон об индивидуальной трудовой деятельности» от 19.11. 1986, легализовавший частников и разрешивший создание кооперативов в нескольких видах производства и услуг.
"Закон о потребительской кооперации" от 25 .12.1986 года,
Разрешивший,  организацию кооперативов при предприятиях.
«Постановление о создании смешанных обществ с участием иностранного капитала» от 25 декабря 1986 года, позволившее вывозить товар и валюту заграницу.
(2) «"Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми».( М.С.Горбачев)
 «Советский тоталитарный режим можно было разрушить только через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма». (А.Н. Яковлев)
 «Я был убеждённым коммунистом, но  в конце 70–х, начали появляться сомнения. Большие сомнения».  «Открыто мы говорили одно, в узком кругу – другое». ( Э.А. Шеварднадзе)
«У меня не то, что принципов, у меня убеждений никогда не было. Да, я был 48 лет членом партии, но никогда - убеждённым коммунистом» (А.Черняев, помощник Горбачёва)
(3)Юрий Всеволодович Великий князь сын Всеволода Большое Гнездо
(4) Младший брат –  князь Константин Всеволодович, отец Всеволода Константиновича, первого Ярославского князя
(5) Фёдор Ростиславович – двоюродный брат Юрия Всеволодовича, внук Всеволода Большое Гнездо.

На заставке: Театр имени Волкова

Продолжение: http://www.proza.ru/2014/11/25/1636


Рецензии
Юра! Оценила огромную работу, проведенную тобой при сборе материала для этой части твоих мемуаров. Очень понравилась архитектурная история Ярославля.Как жаль, что мне не пришлось столько путешествовать по России.Моя оценка тебе, брат - 5+.

Людмила Москвич   25.11.2014 13:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.