Джамаст - камень любви. 9

     Мицраим не мог уснуть. Он встал, прошёлся по тёмной комнате, затем зажёг
большую свечу, сел на кровать, опустив голову и сжав ладонями.

     События разворачивались не совсем неожиданно, но быстро. Война - дело
привычное для него. Он стал вспоминать, как тридцать с лишним лет назад, он,
молодой человек, прибыл в эти края на корабле отца с его дружиной, прислугой,
матерью, монахами и другими священнослужителями, вельможами, бежавшими под покровом ночи из Византии, развернувшей настоящую войну с Церковью.

     Церковь пользовалась большим влиянием в народе. Она раздавала продукты во
время голода, содержала больницы для бедняков, приюты для сирот, ночлежки для
бездомных, дома для престарелых. Многие из тех, кто уходил в монастырь, отдавали
бедным своё имущество.

     Так поступил и его друг Никита. Ему было 10 лет, когда умерла его мать. И
звали его тогда не Никита, а Овид. Он сильно переживал смерть матери. Она была
доброй женщиной, безумно любившей единственного своего ребёнка. Много времени
посвящала сыну, занимаясь его всесторонним воспитанием и образованием: учила
музыке и танцам, истории и философии, приглашая для этого лучших учителей, давала
ему уроки иностранных языков. Мать была набожной женщиной. Библия для неё была
настольной книгой, и потому она много говорила с сыном о Боге, брала его в церковь на будничные литургии, воскресные и праздничные. Они всегда и везде были вместе.

     Мицраим с детских лет знал Овида, они не были особенно близки, но вместе
с родителями ходили друг к другу в гости, потому что были соседями, их замки
стояли рядом. Совершенно неожиданно Овид лишился матери. Он тосковал по ней и
плакал. Отец приставил к нему женщину-няню, но Овид не принял её. Он убегал от
няни и прятался в дальний угол сада, ложился под старым развесистым деревом,
сворачиваясь в калачик, и безутешно плакал. И тогда отец подарил ему коня и сам
стал тренировать сына. На скачках Мицраим и Овид сдружились.

     Мицраим всегда мечтал быть воином: в 10 лет он прекрасно скакал на коне,
гордо держась в седле. Мицраим занимался борьбой, фехтованием, плаванием. Овид
потянулся к другу и, как Мицраим, стал ежедневно упражняться в разных видах
военного искусства.

     В 18 лет Овид хорошо сложился физически. Но все эти занятия не смогли
унять боль потери матери. Он не расставался с её Библией. И, как-то придя в
церковь, чтобы поставить свечу в день поминания родителей, он вдруг ощутил в
церкви необычайную энергию для своей страдающей души. Он молился Богу, стоя на
коленях, и на него снизошла необыкновенная благодать. Он понял, что хочет
посвятить свою жизнь служению Богу и навсегда отречься от "мирской сцены".
Некоторое время он носил эту мечту в себе, размышляя о прошлом, о смысле жизни,
думая о будущем. Он хотел рассказать о своих планах отцу, как новая трагедия
потрясла его. Неожиданно на охоте погиб отец. Копьё одного из участников, этого
любимого развлечения феодалов, случайно или нарочно (кто это знает?) поразила
отца Овида. Смерть отца решила всё сразу: Овид ушёл в монастырь, раздав родительское имущество бедным. И с этого момента его жизнь стала принадлежать
Богу и общине монахов, которые считались теперь его "братьями во Христе". Монахи
много молились, а в остальное время работали, чтобы обеспечить себя жилищем,
одеждой и пищей.

     Окончив школу для послушников, он вскоре сам стал преподавать в этой школе.
Там же ему дали новое имя - Никита. Его имя означало "побеждать". В школе для
послушников Овид был самым примерным и трудолюбивым. Он выполнял все поручения
добросовестно и быстро, но было в этом юноше что-то очень тонкое и хрупкое, и
потому наставник школы дал ему имя "Никита", чтобы юноша почувствовал силу
победы в своём имени, окреп духовно и вместе с трудолюбием в дальнейшем смог
достичь высоких вершин в духовенстве.

     Никита никогда не забывал своего друга Мицраима и его отца, господина
Фераса. Он, по-возможности, навещал их, рассказывая о монастыре, своих "братьях",
о Боге и его писании. Семья Фераса стала поклонниками церкви и почитателями
икон - изображений христианского Бога и сцен из Библии, которые писались
художниками в Храмах.

     Никита мечтал со временем уехать в какое-нибудь далёкое поселение, построить
там Храм, вести богослужения и выступать с проповедями. Но неожиданные события
в третий раз перевернули его жизнь.

     Византийские императоры вступили в конфликт с Церковью. Они повели борьбу
против почитания икон. Но это было, по всей вероятности, только предлог, используя который императоры закрывали крупные монастыри, конфисковали их
имущество, прежде всего земли, которые часто раздавались рыцарям за военную
службу.

     Монастырь, в котором жил Никита, закрыли и превратили в казарму. Монахов
стали силой и угрозами принуждать к военной службе и вступлению в брак, а
непослушных отправляли в ссылку.

     У Никиты сердце болело, видя разорение монастыря и осквернение Церкви. С несколькими монахами он оказал сопротивление. Послушный монах стал дерзким, грубым и жестоким. Его с тремя другими монахами приговорили к казне.

     Господин Ферас, человек военного духа, полюбивший Христа, во имя Бога и
сына друга, решительно выступил против казни. Он организовал группу из военных,
прислуги и населения, которые отбили приговорённых, и ночью бежали  на корабле
Фераса из Константинополя.

     Прошло более тридцати лет после тех событий. Все бежавшие обосновались и
обжились в стране Дори, построив на горе Аю-Даг неприступный замок и монастырь
с Храмом.

     Всё это вспомнил Мицраим, обдумывая положение дел в столице Дорос, которая
находилась на горе Мангуп. Веяло войной и событиями, связанными с ней. Мицраим,
как и епископ Никита, страстно ненавидел Византийское правительство ,вынудившее
его семью к побегу из страны. Он мечтал отомстить за страдания и лишения, что
испытали его родители, друзья. Мицраим хотел развязать войну против хазар,
союзников Византии.
 
     Подготовка к восстанию велась давно и почти всё было готово. Епископ Никита
должен возглавить восстание, а Мицраим повести людей на штурм.

    
 
 


Рецензии