Раздел 3 О законе отрицания отрицания

                Раздел III
                О законе отрицания отрицания


                (Почти по Гегелю)

Многие часто толкуют о диалектике Гегеля, употребляя при этом такое словосочетание, как «отрицание отрицания», не понимая, в сущности, что эти слова значат. На самом деле, нет ничего проще.
Примером отрицания отрицания может служить рождение и дальнейшая жизнь человека. Человек - это не животное, рождающееся с уже готовыми рефлексами и инстинктами, человек призван стать личностью во всей сложности и многообразии вытекающих отсюда определений. Таким образом, человек рождается, не тем, кем он должен стать. Т.е., с одной стороны, он - человек, с другой –  нет. В этом его отрицание.
Отрицая свое изначальное состояние, т.е. отрицая свое отрицание, признавая, что должен стать полноценной личностью, вспоминая законы диалектики (которые, в свою очередь, проявляются в новорожденном в его инстинктивной тяге к родителям, в потребности подчинить свою пока еще неразумную волю - их разумной воле), человек, восприняв все многообразие мира, приходит, наконец, к тождеству с самим собой через отрицание самого себя. Причем в этом отрицании содержится основополагающее определение его собственной личности. В отрицании разумности воли человека в детстве содержится существенное утверждение становления его личности.
Нельзя, однако, понимать вопрос так, что пребывание человека в своем отрицании не имеет никакой цены, польза этого периода носит пока снятый идеальный характер, она призвана сказаться в дальнейшем: человеческое бытие этого периода носит на себе все основные атрибуты личности - человеческое достоинство и честь. Непризнание этого факта есть насильственное фиксирование определений рассудочных тождеств, которые лишь тогда приобретают свою значимость, когда рассматриваются в контексте целого.
Таким образом, человек при своем рождении есть еще не то, чем он должен стать. Однако, утверждение, что он, прежде чем стать кем-то, есть еще ничто, тоже не совсем верно. Так же, как и не совсем не верно говорить, что человек, только становящийся на своем пути, есть уже человек, ибо его идеальное бытие, т.е., суть, то понятие, которым он определяется, уже включает в себя его рождение и становление как снятые позитивные моменты. Другими словами, стремиться к какому-то идеалу в определенном смысле уже означает достичь каких-то реальных рубежей.
Всякий состоявшийся человек, достигший определенного уровня в любой области знания или искусства, занимающийся конкретным делом, есть пример тождества, содержащего в себе свое отрицание.
Тождество с собой есть лишь тогда тождество, когда в нем есть отрицание, в противном случае - это лишь т.н. Сaput mortuum абстрагирующего рассудка. Все реальное раздвоено от природы, и в отрицании своего отрицания содержит необходимый закон своего развития. Другое дело - тождество, исключающее из себя опосредствование (т.е. утверждения себя через свое отрицание в более высоком понятии).
Посмотрим, что произойдет с человеком, если отбросить закон отрицания отрицания.
Человек тождественен себе, т.е. человек есть то, что он есть непосредственно1, но тогда у него нет необходимости учиться, отпадает понятие родительского долга.
Таким образом, мы получаем непредсказуемую уродливую личность, которая в отсутствии отрицания своего отрицания, оставшись тождественной со своим эмбриональным уровнем, назвала себя человеком.

___________________________________________________________
1 Можно оказать, что человек есть то, что он есть; чем же он станет завтра, никому неведомо и зависит от одного только человека. Давайте отдадим должное глубине мысли утверждающего, что человек есть человек, карандаш есть карандаш, рыба есть рыба и т.д. . Предоставит ему черпать пищу для ума в столь глубокомысленных философских сентенциях, сами двинувшись в нашем познании дальше, перейдя в область не случайности, но необходимости.

Вспоминание человеком своей идеи (о чем писал еще Платон), в свою очередь, возможно лишь в тотальности развития ее определений, т.е. при наличии доброй воли родителей, в противном случае, идея человека отсутствует.
Нужно ли говорить, что не то, что отдельные люди, но целые страны и континенты, все человечество, весь род людской страдает от своей неустроенности и косности, на себе ощущая несоответствие своего пути, пути, к которому он был подвигнут, постоянно чувствует неполноценность своей жизни перед той, к которой он был предназначен.
Диалектика, таким образом, есть непреодолимая сила, все сметающая на своем пути, забвение законов которой приводит к необратимым последствиям, она, следовательно, есть единственно верный ключ, предваряющий собой все события человеческой истории.
Многие ищут опору в религии и это хорошо, потому что религия лишний раз напоминает человеку о его высшем предназначении, если только она не обращена в мертвый свод незыблемых постулатов, но это уже - отдельная тема.
Внутренний мир человека очень тонок и хрупок и, воистину, западни ожидают его на каждом шагу, дьявол всюду расставил свои сети; все зависит от человека, - повторим мы вслед за своими оппонентами, правда, вкладывая в эти слова уже совершенно иной смысл, нежели они.
(2) Остается сделать только одно добавление.
"Как же", - возразят мне, - "есть множество прекрасно светски образованных людей, которым их образование не мешает оставаться редкостными подлецами". На самом деле, они перемещают свою свободу в область случайного, платя дань обстоятельствам, расставляемым на их пути дьяволом, которому они в отсутствии стремления к чему-либо высшему, несомненно, служат.
(3) Еще один пример отрицания отрицания. Рассмотрим теперь любовь, как основополагающую составляющую в человеке. Наиболее полным и всеобъемлющим понятием любви является семья, во всей сложности и многогранности ее отношений. Человечество не придумало еще другого института для сохранения гармоничности и устойчивости отношений, между людьми.
Одна голая любовь (ее еще называют любовь с первого взгляда) еще не охватывает собой всей полноты своего понятия, однажды вспыхнув, она еще не стала тем, чем призвана стать, - в этом ее отрицание. Отрицая эту ее изначальную форму, т.е. ее отрицание, люди стремятся к браку, и через брак - к созданию семьи.
Таким образом, в семье мы имеем тождество с собой любви, прошедшей через свое отрицание.

Поэтому вина за измену одного из любовников, не скрепивших свой союз узами брака, есть чисто условное понятие. Скорее всего, - это закономерный результат диалектики любовных отношений, зашедших в тупик, вследствие невозможности влиться в многосложные семейные отношения. Понятие любви олицетворяет собой с одной стороны – женщина, хранительница очага, и мужчина, носитель всего мужественного и предприимчивого в семье, - с другой.
И то, и другое начало выливается в самые уродливые свои формы в отсутствии семьи, как таковой; женщина требует от мужчины исполнения обязанностей, которых у него нет, но которые содержатся в любви, прорывая прежнюю оболочку общей косности и неустроенности отношений, мужчина требует от женщины знаков любви и верности тому, чего не существует - домашнему очагу, уюту, т.е. тому, к чему хочется еще и еще раз вернуться.
Женщина более склонна и разрывам, нежели мужчина, ибо удерживая на весу все бремя любви, никак не облегчая его себе исполнением общепринятых семейных ритуалов и традиций, ей, как более слабой, труднее.
Разврат иди свободная любовь, free love, есть, по сути, ни что иное, как любовь, рассматриваемая со стороны голых рассудочных тождеств, лишенных в себе опосредствования.
 Вне диалектического закона отрицания отрицания любовь обретает рассудочный принцип: любовь есть любовь, приравниваясь, таким образом, к примитивной случке под кустом.
Следуя этому принципу, можно утверждать, что проститутка, имеющая за месяц ни один десяток клиентов, - самая любвеобильная женщина на свете, ибо делает любовь (make love) со всяким, кто ее попросит, чтобы затем, в знак благодарности (каковая на деле есть плата за ее труд), быть осыпанной небольшим золотым дождем в несколько монет, которые пошлое рассудочное мышление рассматривает как дары любви1, несущие в себе для человека все атрибуты счастья.
Таким образом, вне диалектического закона отрицания отрицания мы сводим любовь к удовлетворению одних лишь физиологических потребностей (точнее, мы допускаем, конечно, какие-то любовные порывы, некое томление души, но при этом все это совершенно выпадает из нашего рассмотрения самой любви, а значит, и переходит в область случайного, т.е. такого, чему может и не найтись места), отрицаем личность человека, необходимо подразумевающую собой под любовью нечто большее, чем простое физическое соитие.
(4) Печальное применение подобных выводов на практике небезызвестно. Оно немало способствует (поскольку потребность любить, повторим, составляет основную ипостась всякого живого существа) деградации и разрушению личности,
Почему почтенные отцы семейств изменяют своим женам? Потому что в семейной жизни любовь, помимо обычных своих благ - нежности, ласки, терпимости друг к другу - налагает на членов семьи еще и определенные обязательства. В молодости стремительное напряжение сил не в тягость, с возрастом же начинает иметь место некоторая усталость, дряблость струн души.
Хотя, если в мужчине осталась частица рыцарства, если он еще достоин называться мужчиной, чтобы сохранить свой приоритет в семье, он должен будет лгать и изворачиваться, предавая себя во власть обстоятельств самой своей природой, несовместимой с законами рыцарства, в область случайного, где всегда подкарауливает нас дьявол.

__________________________________________________________
I. Не правда ли, какой иронически-пошлый смысл сообщается здесь этому слову в контексте всего предложения! Тем не менее, именно этот смысл вкладывали в значение слова любовь все идейные вожди сексуальной революции, создатели вульгарных теорий любви: садисты, мазохисты и проч.
Свобода секса необходима лишь для психопатов и кликуш.  Ведь допустить, что sеx вдруг получил полную и безграничную свободу, тогда он перестанет заслуживать даже слова о себе.
Если любовник изменяет своей любовнице, вина его чисто условна, он нарушает договор, не имеющий юридической силы.
Совсем другое дело - брак; в его сохранении заинтересованы не только его члены, но и общество. Семья есть органичный сплав любовных и гражданских отношений, выступающая в обществе как наиболее прочная и нравственная его единица, являющаяся оплотом общества, и хотя бракоразводный процесс не есть уголовный, он, все же, рассматривается в гражданском суде.
Таким образом, мы закономерно приходим к выводу о том, что только органично развитая личность может создать гармоничный союз с себе подобной, воспитать достойных продолжателей своих дел.
Залогом гармоничности отношений в семье служит тождество личности с собой, требующее одновременно отрицания своей ограниченности как единичной ограниченности, ограниченности только для себя, на начальном этапе выступающей как недовольство собой.
Гармония личности, отрицающей себя в семье, есть ее (личности) приход к единству с собой, посредством семьи - закономерный исход диалектики становления человеческой личности, состоящей во взаимном уважении и любви людей друг к другу.
Тем самым, через посредство семьи мы приходим вновь к рождению человека, каковое является подлинной целью и вершиной любви. Но это значит, что мы вновь вернулись с исходную точку своих рассуждений, пришли к тому, откуда начали.
«Каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но каждая из этих частей содержит философскую идею в ее особенной определенности или как особенный момент целого. Отдельный круг именно потому, что он есть в самом себе тотальность, прорывает границу своей определенности и служит основанием более обширной сферы; целое есть поэтому круг, состоящий из кругов, каждый из которых есть необходимый момент, так что их система составляет целостную идею, которая вместе с тем проявляется также в каждом из них в отдельности».1
I. Георг Вильгельм Фридрих Гегель "Энциклопедия философских наук", lobfl, «Наука логики». Введение, § 15.

Развод, развал семьи даже после многих лет совместной жизни, делает явным ее не сущее в себе бытие; другими словами, знаменует собой торжество т.н. житейских приоритетов - материальных благ и удобств над истинным понятием любви, состоящих в выхолащивании из семейных отношений любви, как таковой.
(5) Таким образом, мы достигли истинной бесконечности гармонии человеческих отношений, заключающейся в том, что индивид, вначале отрицающий, отторгающий себя от себя через любовь своих родителей, обретает посредством этой любви основные черты своей личности, которая, в свою очередь, достигнув своей зрелости, опять-таки отрицает свою единичность, стремясь к единству с собой через создание семьи, закономерным завершением которой является появление на свет нового человека, призванного, в свою очередь, стать гармонически развитой личностью.
То же самое можно сказать и про неукротимый общечеловеческий дух, движущий вперед науки, искусства, прогресс. Самоудовлетворив свои потребности, личность снимает себя в забвении собственных интересов перед трудом созидания. Созижденное в области науки, а особенно, в сфере искусства прекрасно именно тем, что высшие идеальные образы мира, видимые лишь немногими, воплощаются через доступные каждому средства материального мира, давая возможность видеть всю конечность последнего, в стремлении мироздания через отрицание своего несовершенства, путем создания самой деятельной силы на планете, человеческого интеллекта, в конечном итоге, к единству с собой.

                декабрь, 1992 г.


Рецензии