Егоркина баталия

    Егорка уже вторые сутки просиживал за компьютером. Новая игра в стиле «Стратегия» так увлекла его, что он забыл и про еду, и про друзей - мальчишек.
Мама была недовольна таким увлечением:
    - Егор, выключи компьютер, глаза испортишь. Нельзя так долго сидеть за компьютером.
    - Сейчас, мам, только Петру I помогу крепость турецкую взять.
    - Какую еще крепость? Что ты выдумываешь?
    - Да это по условиям игры надо правильно выстроить стратегию боя, чтобы захватить турецкий Азов.
    - Ну, какой из тебя стратег? Погляди в дневник, одни тройки по истории.
    - Причем тут твоя история? Это игра такая, зачем тут историю знать надо? Ничего ты не понимаешь, мама, так не мешай играть.
    - Говорю тебе, Егорка, не повезет тебе в игре, если не будешь знать историю и не слушаться родителей.
    - Сейчас, полчасика всего осталось. Видишь, уже я выстроил свои войска под Азовом.
   - Ну, посмотрим, - задумчиво проговорила мама и с грустным лицом вышла из комнаты.
   - Вот еще, опять обиды. Сказал же, полчасика всего осталось…

   На мониторе компьютера маленькие солдатики выстраивались в стройные шеренги. По условиям игры, Петр I совершал свой первый азовский поход в 1695 году на турецкую крепость Азов в устье Дона. По правую сторону экрана монитора Егорка выстроил войско, которым командовал генерал Автоном Головин. По левой стороне размещались войска Франца Лефорта, а в центре располагались войска Патрика Гордона. В верхней части экрана красиво размещалась турецкая крепость Азов.
Мастера компьютерной графики так здорово придумали эту игру, что подростку трудно было оторваться от монитора. Просто надо догадаться, куда правильно войска расставить или вовремя уйти с поля боя. Всего-то и мастерства, что сообразительность и быстрая реакция. Егорка так увлекся перемещением русских войск на компьютере, что не заметил, как комнату постепенно стал заполнять запах гари, послышался скрежет металла, крики людей, залпы орудий. Он отодвинулся от экрана, медленно обвел глазами комнату и обомлел: стены городской квартиры куда-то исчезли, над головой клубились облака, перемешанные с дымом от орудий.
    - Не может быть, - успел прошептать Егорка, и в это время чья-то сильная рука уложила его… на землю.
    - Ты что тут делаешь? Как ты попал сюда? Почем так одет?
    Испуганный Егор приподнял голову и увидел над собой долговязую фигуру молодого солдата в военной форме с остренькими усиками.
    - А вы кто будете, дяденька? – невнятно пробормотал Егорка.
    - Знать много не велено. Таков закон боя. Неужто не видишь, что перед тобой командир бомбардирской роты.
    - А вы, дяденька, разом не царем будете?
    - Ты что несешь, отрок малограмотный? Кто тебе это сказал? Никому не велено этого знать, а ты почем знаешь?
    - Да я и не знаю, просто так подумал, - вновь пробормотал Егорка.
    - А ты забавный малый, смышленый. Вот таких мне и надобно. А что мал, так это не беда. Мои потешные полки тоже когда-то малолетками были, а сейчас настоящие богатыри стали и славу России верно чинят.
    Молодой солдат быстро перекладывал снаряды, ловко перешагивая через огромные каменные валуны.
    - Что, сдрейфил, брат мой любезный? Занимай место рядом со мной, будешь снаряды подносить. Да смотри, голову туркам зря не показывай, враз снесут.
    - А как вас мне называть, дяденька?
    - Петром Алексеевым величай, да будь шустрее. Глядишь, и твоя голова нам понадобится.
    - А куда я попал, Петр Алексеевич?
    - Да не Алексеевич, а Алексеев. Говорят тебе, не величай меня по имени – отчеству. Никто, кроме фельдмаршалов моих, не знает, что я в боях участвую. А здесь мы впервые штурмуем крепость турецкую.
    - Это что, я в 1695 год попал?
    - А, смекаешь? Молодца, братец, поспеши за снарядом.
    Ошеломленный быстротой событий, привлекательностью этого высокого и худощавого солдата, Егорка юркнул в ров и быстро побежал к группе солдат со снарядами.
    - Не может быть, не может быть, - бормотал он сам себе. – Как же помочь царю, я ведь совсем ничего не помню? Что же делать?
    Захватив несколько снарядов, мальчишка быстро вернулся обратно. Назвавшийся Петром Алексеевым бомбардир бережно взял снаряд, ловко его начинил какой-то начинкой, запихнул в ствол мортиры и произвел очередной выстрел.
     - А, окаянные, жарко вам! Сейчас еще жарче станет!
    Егорка приподнял голову из-за вала и посмотрел вперед. Вдали виднелась обнесенная каменными стенами, турецкая крепость Азов. Впереди неприступных стен возвышался земляной вал, затем следовал ров с деревянным частоколом. Выше по течению Дона находились на разных берегах две каменные каланчи, между которыми были протянуты три железные цепи. Они преграждали путь по реке. Мальчишке было непонятно назначение этих цепей, но спросить у своего нового знакомого он не смел, так как уже понимал, что перед ним не бомбардир, а первый русский император Петр I.
    - Поутру славную баталию учиним. Как думаешь, с чего стоит начать?
    Мальчишка весь съежился. Ему хотелось сейчас превратится в комочек: от стыда горели уши, язык заплетался, дрожь и испуг сковывала движения. Ах, как было обидно, что он невнимательно читал учебник истории и совсем не помнил ошибок петровской армии в её первом азовском походе!
    - Может быть, со стороны порта легче?
    - Какого еще порта? Да тут и кораблям нашим пристать негде!
    - Что я ляпнул? - подумал Егорка. – Какой там порт в конце XVII века?
    - Не кручинься, отрок! Возьмем мы крепость штурмом.
   Петр быстрым шагом поспешил в свой шатер. В нем он уже несколько месяцев жил вместе со своим ординарцем, шустрым малым лет двадцати – двадцати пяти. Спали они на рогожках, а охрана состояла всего из трех легковооруженных солдат.
   
   Наступило 5-е августа. Посыльные на лошадях ежеминутно доносили Петру депеши. Петр лично что-то писал, возмущался, показывал рукой в сторону крепости. Грохот орудий, команды офицеров, крики солдат, завывание турецких труб, ржание лошадей превратилось в единый гул, через который уже ничего нельзя было разглядеть и, тем более, что-то внятное услышать. Испуганный Егорка метался из угла в угол по батарее. Ему хотелось помочь русским войскам, но абсолютное незнание исторических событий не позволяло ему принять хоть какое-то разумное решение.
   - Дяденька Алексеев! А может быть, со стороны каланчей, через цепи пробраться?
   - Попытаемся. Все же странный ты, отрок, и одежда на тебе не нашенская. Откуда ты будешь?
   - Все равно не поверите, дяденька Алексеев. Я в компьютерную игру играл, как раз это сражение моделировал и вдруг здесь оказался.
   - Не слыхивал ещё, что игрушки таковыми быть могут. Да, коль уже пытался, как там у тебя, «моделировать» что ли? Так давай же, принимай команду!
   - Никак нет! Не умею я командовать! – испуганно отрапортовал парнишка.
   - Царь велит, принимай команду! – строго прикрикнул Петр Алексеевич и указал на Егорку одному командиру. Тот подбежал к мальчику, раскрутил перед ним свиток-карту и попросил отметить уязвимые места турок.
   Ничего не понимающий, смущенный Егорка наугад ткнул пальцем в чертеж и спрятался за спину командира.
   - Так сему и быть! На штурм, братушки! Виват Азов!
   Посыльные вскочили на лошадей, а Петр, взяв в руку подзорную трубу, на мгновение забыл про все на свете. Оказывается, крепость защищал 7-тысячный турецкий гарнизон. Осада русскими уже длилась около трех месяцев, но полной блокады крепости так и не удалось достичь. Отсутствие у русских регулярного флота позволяло осажденным туркам получать поддержку со стороны моря. Доставлять же продовольствие в русский лагерь по реке мешали каланчи с цепями. Время, кажется, остановилось. Мальчик уже сбился со счета, сколько времени пролетело с начала его похождений.
   - Егорыч (так уже величал Егорку царь Петр Алексеевич), ступай на правый фланг. Подсоби графу Головину - возглавь оказию против каланчи с правого берега Дона.
   Мальчик устал объяснять царю, что он ничего не смыслит в военном деле. Он смирился со своей участью и молча выполнял все поручения Петра. Вот и сейчас он поспешил взобраться на боевого коня и галопом помчаться по низовью ерика к подножью азовских стен. Здесь разгорался очередной бой русских солдат с турецкими янычарами. Был уже конец сентября 1695 года. Егорка метался на коне из стороны в сторону, пытаясь спастись от десятков взрывов и увильнуть от очередной группы русских солдат. Он был поражен мужеством и стойкостью этих простых людей, одетых в военную форму. Это-то Егорка помнил, что основное войско Петра I в первом Азовском походе состояло из рекрутов, беглых крестьян и простых казаков. Казалось бы – пушечное мясо! А вот и нет! Русские богатыри сражались с особым мужеством и стойкостью, как будто понимая все петровские цели захвата этого удобного выхода в Азовское море. Мальчишка не мог удержать слез восторга перед мужеством петровских солдат. На земле вокруг крепости, на волах и около рвов лежали сотни турецких и русских солдат, стоял непрерывный гул и скрежет. Сердце Егорки разрывалось от жалости к русским солдатам и от стыда за свою безграмотность и беспомощность. Если бы хоть на полчасика вернуться в свое время и быстро выучить все петровские ошибки! Хоть на мгновение заглянуть в энциклопедию и прочитать причины неудач молодого царя в первом Азовском походе. Но сейчас сделать этого он, увы, не мог. Время неумолимо летело вперед, а он оставался у стен турецкой крепости в далеком XVII веке.
    Только сейчас мальчик увидел, что турецкие каланчи, наконец, русским солдатам удалось захватить. Он еще не знал, что это был, пожалуй, единственный успех первого Азовского похода Петра I. Оба штурма Азова 5 августа и 25 сентября 1695 года окончились неудачей. Артиллерия не смогла пробить бреши в крепостной стене. Штурмовавшие стены русские солдаты действовали несогласованно, что позволило туркам вовремя перегруппировать силы для отпора. Сейчас Егору еще не было ведомо, что в октябре осада Азова будет снята, и петровские войска так и вернутся в Москву, не отвоевав выход в Азовское море. Это он узнает гораздо позже, а сейчас, воодушевленный первыми успехами русских солдат, Егорка поспешил доложить об этом Петру. Он повернул своего коня и помчался во всю прыть через мелкие заставы, сквозь орудия и горстки солдат в ставку Петра I.
    - Победа, государь, победа! Взяли наши войска турецкие каланчи, разорвали ненавистные цепи.
   Царь быстро посмотрел в трубу на крепость, резко повернул голову в сторону мальчика и с гордостью произнес:
   - Виват, Егорыч! Викторию великую сотворил, солдат мой верный. Жалую тебя в офицеры!
   Мальчик залился краской от стыда, такой оценки своей беспомощности он просто не ожидал. Сердце застучало в груди с особой силой. Не мог он больше молчать, не мог больше допускать, чтобы великий русский царь-реформатор считал его, простого малограмотного Егорку, героем великих событий под Азовом.
   - Не смею принять звания, Петр Алексеевич. Не могу я больше молчать! Совсем ничего я не смыслю в военном деле. Это я погубил ваших солдат, мой государь, своими глупыми указаниями. Это я виноват в гибели сотен невинных русских солдат! Это я виноват в вашем неудачном первом походе на Азов! Да, да, я виноват!...

   - Что с тобой, сынок? Говорила же тебе, выключи компьютер, - услышал вдруг Егорка нежный голос матери.
   - Мама, родненькая моя! Послушай, это я погубил русскую армию под Азовом! – заикаясь, с плачем и громкими возгласами мальчик кинулся к матери и стал её обнимать.
   - Да что с тобой? – удивленно и нежно отодвинув от себя сына, произнесла молодая женщина. - Егорушка, успокойся. Какая армия? Какой поход под Азов? Что здесь произошло, пока я в магазин сходила?
   Взволнованный Егорка оглядел комнату. Тишина заложила уши, а на компьютерном столике мигал голубой экран компьютера.
   - А где Петр Алексеевич? – удивленно, с широко открытыми глазами спросил Егорка. - Так это мне все приснилось? Не может быть, мама, честно говорю, я сейчас под Азовом с Петром Алексеевичем в боях участвовал. Мы три месяца турок осаждали, да все безуспешно.
   - Да нигде ты не участвовал. Просто я предупреждала тебя, что играть в электронные игры нельзя слишком долго. Видишь, до чего может это чрезмерное увлечение довести.
   - Правда, мамочка? Ты уверена, что я нигде не был? Честное слово, больше не буду часами сидеть за этим компом. А вот насчет истории ты права – без знания прошлого своей страны просто невозможно жить в настоящем. Обещаю, с нового учебного года все силы брошу на изучение истории России. А то ненароком опять попаду в какой-нибудь военный переплет. Так лучше сейчас хорошо изучить все военные исторические события нашей Руси-матушки.
   - Правильно рассуждаешь, а вот выполнишь ли?
   - Не сомневайся, мамочка! Обязательно выполню!
   - Вот и ладненько, дорогой. Выключай свой компьютер и ступай обедать.
   - Я мигом, только выйду из игры.
   Егорка выключил компьютер, вскочил из-за стола и, утирая слезы, счастливый и довольный, отправился на кухню.

         ****
 


Рецензии