Апиюнь-Сено

АПИЮНЬ-СЕНО (Апрель-Июнь  и Сентябрь-Октябрь, смею предположить!)

Читаем "Считарь" Андрея Усачева (В тексте статьи  его стихи даны в кавычках) .  Издательство РООСА (Москва)
Художники Олег и Cветлана Бабкины.

По итогам опроса читателей книга "Считарь" была признана лучшей книгой в разделе тематики "Детская развивающая литература".
Как я не искал, но так и не нашёл дат - когда книга издана - остается математической загадкой.
Правда на сайте www.roossa.ru на стартовой страничке эта книга упоминается как выпущенная в 2007 году, и входит в лучшие книги России, но я не уверен, что мой экземпляр из этого выпуска - ведь успели и опросить и признать лучшей в разделе!
Так что предположительно между 2008 и 2010-м годом. Но нам интересно совсем другое - содержание "Считаря". Начну с названия. Букварь происходит от слова "буква". Тогда логичным было бы название "Цифрарь" или, еще круче - "Числарь". Тем более, что слово "Цифирь" в наличии уже имеется.
Честно говоря, пока дочка не почитала мне вслух кое-что из этой удивительной книжки, я на неё не обращал внимания. купила бабушка внучке очередную большую яркокрасочную книжечку - и слава Богу.

Но семья отмечала Пасху Большим сбором. Дети по очереди читали стихи. Даша прочла своё

Сидят на облачке котлетки
И кушают свои монетки!

Машенька решила порадовать собравшихся уверенным чтением новой книжки.
И вот тут-то я и услышал:

"Три пирата захватили каравеллу
Приступили к справедливому разделу..."

Я буквально онемел!
Дочурка уверенно шла дальше по тексту:

"Но пятнадцать сундуков не поделили
И поэтому друг друга застрелили!"

Вникая в содержание этого захватывающего дух блокбастера я пришел к выводу, что трудно придумать более содержательный, актуальный, воспитывающий и развивающий детский стишок. Особенно мне импонирует идея справедливого раздела своевременно захваченной пиратами(!!!) каравеллы.

Собственно с этого и началось мое стремление вникнуть в то, что бабушка предложила моей дочке в качестве путеводителя по миру счёта.

Примеров много, и кое-что я Вам здесь процитирую:

"Первая цифра - 1, единица:
С морским гарпуном она может сравниться!"

Жёстко! И главное точно в цель!
Далее - более:

"Цифрой 3 сгибая сук
Смастерить несложно лук!"

Далее агрессивность строки нарастает:

"Пополам расколем вазу"

мужественно призывает поэт юного читателя-считателя,

"5 и 2 увидим сразу!"

Крутизна строки непрерывно увеличивается:

"6 похожа на замок
И крутой бараний рог!"

Далее идёт весьма интересное описание семёрки:

"Вверх ногами на диване
Покажи(!!!!) две цифры маме!"

Переходя к восьмёрке поэт смело развивает и постельную тему:

"Ванька-встанька встал с постели!"

И далее поэт делает реверанс в сторону глупых читателей:

"Ну а очень умных для
Восемь - это два нуля!"

Ноль в представлении поэта "похож на сто предметов" и далее следует перечисление целого ряда объектов пристального внимания людей не совсем обычной, редкой, я бы сказал, профессии, требующей очень тонких, чувствительных и ловких пальцев:

"От браслетов до беретов,
Круглый стол, кольцо, часы
На кружочек колбасы"

И затем в число ПРЕДМЕТОВ попадает и "лысая макушка"...
Наконец мы добираемся до следующего раздела и здесь нам дарят открытие мнемотехники:

"Февраль - в нём 28 дней
Или на день один длинней
И тридцать в апиюнь-сено
А в остальных - тридцать одно!"

Если Вы наблюдательны, то заметите, что слово день приобрело здесь в концовке оттенок среднего рода!

Любопытны некоторые анатомо-физиологические открытия автора:

"32 зуба - сведенья точные
Если не выпали зубы молочные!"

Мучительно ищет поэт рифму к слову "учиться", и наконец находит:

"Но тот, кто немного помучится
Все числа считать научится!"

Первая из "считалок" открывается таким оборотом:

"Я решил ворон считать."

Перевожу с русского на русский:

"Я решил "Вор он!" считать...."

Куриная считалка развивает целый ряд наметившихся в книжке аспектов с УК уклоном:

"Вот четвёртый спрыгнул в яму
Уморить он хочет маму!"

Далее обозначаются и понятные автору воспитательные приемы:

"Куд-куда! Не лезь на горку!
Семь - ему устрою порку!"

Вообще тема смерти сопровождает весёлые рисунки, как авторский рефрен:

"Восемь - прыгнул в конуру
Нет, ей-богу, я умру!"

Считалка "неграмотный министр" уже отбрасывает все и всячесие недомолвки, ориентация задается открытым текстом:

"Министр не умел считать:
Раз, два, три, четыре, пять
Шесть, семь, восемь, девять, десять..."

Догадываетесь, что будет дальше? Верно!!!

"Царь велел его повесить!"

Далее следует "народная африканская считалка" в авторском исполнении Андрея Усачёва и поименованная как "Десять негритят". Редко я встречал настолько детское стихотворение:

Десять негритят пошли купаться в море

"Десять негритят резвились на просторе
Один из них утоп, ему купили гроб!
И вот вам результат - девять негритят."

Автор явно предлагает юному читателю повторить тему гроба девять раз, после чего следует вполне доступный пониманию малышей разворот событий:

"Один негритёнок резвился на просторе
Но не пошел ко дну!
Завёл себе (негритенок!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!) жену!
И вот вам результат - 10 негритят!"

Столь жесткое, действительно наикрутейшее развитие событий требует передышки. Но тут автор выставляет своих читателей на улицу:

"Тот кто не знает цифр
Нажать не сможет шифр
А кто не сможет их нажать
Тому на улице дрожать!"

Обратим внимание: шифр приобретает множественное число, если же речь о цифрах, то нажимают все же на клавиши, кнопки с изображениями.

Теперь автор переходит к конкретным ситуациям:

"Если нахальный бандит или зверь
С криком "Откройте!" (зверь!!) ломится в дверь,
Чтобы осталась цела голова
Срочно звоните 02."

А вот изящная вариация на тему "Красная шапочка"

"Если вдруг бабушка сделалась хворою
Помощь немедленно вызови скорую!"

Поэт разнообразен. В разделе "народно математические выражения" приведен и такой пример:

"До фига!"

И вот перед нами новый раздел: Дроби!
Полёт авторской фантазии здесь развивается по уже известному нам алогоритму: бревно-камень-пуля-ружьё!

"Что значит часть? - спрашивает себя автор. И отвечает: Возьмём бревно!"
Интересно, как шестилетка возьмёт бревно?

"Бревно пока у нас одно!
Чтобы на части разделить
Его нам нужно распилить!
А чтобы камень раздробить -
Должны мы камушек разбить!"

Чувствуете, как КАМЕНЬ превратился в КАМУШЕК, и при этом задаётся вполне конкретная установка: разбить!

"На мелкие частицы..."

Читатель с волнением ждёт - с чем же зарифмует автор эти самые "частицы". Не беспокойтесь, автор "Считаря" знает подходящую рифму!

"А если пулю раздробить
И в ствол ружья её забить -
Скорее прячьтесь, птицы!"

Во как!

"Конечно дробь такая - зло"

Заключает удовлетворённо автор детского произведения.
В следующих стихах автор смело описывает свои личные опыты:

"Я поставил опыт сразу:
Взял и грохнул об пол вазу!"

Как Вам это оптимистичное начало?
Отгадайте, на сколько частей разлетелась ваза, грохнутая об пол.
Не угадали!

"Ваза тут же пополам!"

Но этого автору мало и он продолжает опыты:

"А за вазой два стакана разлетелись по углам."

Мама малыша услышала грохоот и предпринимает попытку научить малютку скрывать следы своих опытов от вероятного наказания:

"Подмети весь этот пол
Пока папа не пришёл!"

Интересную детскую ремарку делает автор спустя пару страниц:

"Вот только красна девица на троих не делится!"

А вот живописная сценка из поэмы "Семь сорок":

"В семь сорок гости сели
Всё за минуту съели
И подрались забыв про сорок!"

На этом живопись не заканчивается:

"Видя такие склоки
Взяли метлу сороки
И помели всех гостей за порог!"

И здесь же четкий рефрен:

"А Попугай дразнил Щегла и Гуся."

В разделе сложение автор не смог отказать нам в развитии воровской темы:

"Бандиты в сад решили лезть
Три вора там, три вора здесь..."

Обратите внимание, как бандиты красиво превратились в воров!
Описывая квартиру автор то тут, то там, признается, что в квартире вечный беспорядок:

"Всё валяется в квартире!
Тапок - три, носков - четыре!"

Стихотворение "Как найти деньги" имеет подзаголовок:
"Самая сложная в мире задача".
Здесь дается вполне понятная установка в теме: "Горе от ума".

"Жил на свете академик
Он всегда ходил без денег..."

Автор далее повторяет эту тему в такой вариации:

"Как-то утром академик
Не нашел в карманах денег"

Затем автор показывает нам, в какой обстановке живет бедный академик:

"Обойдусь, решил, без пищи
Но не буду жить в грязище!"

Наконец автор добирается до своего коронного раздела (Вычитание).
Открывается этот раздел воодушевляющим призывом-инструкцией:

"Несложно отнимать игрушки" !!!!!

Теперь идет серия стишков, очень близкая по духу народному сериалу "мальчик за грушей на яблоню влез, дед Афанасий вынул обрез"

"В шкафу висел один шарф
В шкаф залетела моль
Сколько осталось шарфов?"

Обнулив содержимое виртуального шкафа автор обращается к до боли знакомому образу:

"Жил пират по кличке Джон
Был в бою ужасен он"

Ну не дает поэтам покоя слава Пушкина, и его бессмертное о Петре: "лик ужасен"!

"Пуля в глаз один попала
Сколько глаз у Джона стало?"

Садистский вопрос повисает в воздухе.
На следующей странице творчески обсуждаются кости.
Чуть позже читаем:

"У Светы было пять конфет
Но отнял три из них сосед!"

Теперь автор возвращается к садистскому сериалу:

"У змея было шесть голов
Но богатырь струбает три...
Осталось сколько? Посмотри!"

Сериал идет по известному сценарию:

"Пришел к семи козлятам волк
Зубами грозно: щёлк-щёлк-щёлк!
Шесть - в животе у волка!
А уцелело сколько?"

Теперь автор возвращается к теме битья ненавистной ему посуды:

"На сосне сидели белки
И бросали вниз тарелки!
Две разбили из восьми!"

На этом битьё не заканчивается:

"Четыре игрушки упали с макушки
"Сколько игрушек осталось на ёлке?"-
Думал медведь подметая осколки"

Здесь оцените идею четырёх игрушек на одной "макушке"
Теперь автор переходит к оценочным суждениям и приходит к выводу о неумности сложения.

"Ведь умней умножить раз
Чем слагать всё целый час."

Сначала раздела идёт творческое описание судьбы преступника с нетрадиционной ориентацией:

"Сел петух до зари!"

Затем автор возвращается к садистским оттенкам:

"В пирог вонзилась пара вилок!
Два на четыре - восемь дырок!"

Но долго не бить посуду нельзя:

"Кофе пили три букашки
И разбили по три чашки!
Что разбито, то не склеить..."

Хладнокровно фиксирует автор итог развития ситуации.

Но нельзя же не отметить и бытовые пятна!

"Школьник стал писать в тетрадь"
(не останавливаемся! не останавливаемся!!! проходим мимо! не замечаем!! - АР)
"Сколько будет трижды пять?
Был он страшно аккуратен
Трижды пять - пятнадцать пятен!"

Следующий стишок сократим до двух крайних строк:

"Стал Фома оладьи есть...
На носу горячий блин!"

Далее следует ряд загадочных произведений. Вот для примера одно из ряда:

"У бабы-Яги сломалась ступа:
Четырежды восемь - тридцать два зуба!"

Ряд этих, без преувеличения - выдающихся, стихов помогают моей дочке разобраться в угрозах, исходящих от неправильного применения лаптей:

"Если лаптем щи хлебать"

(тут поэт смело избегает опасной рифмы)

"Пятью девять - сорок пять!
Будет этот лапоть
Вам на брюки капать!"

Мы подходим к интереснейшей теме, затронутой автором "Считаря": делению.
Открывая раздел автор без обиняков заявляет:

"Ведь некоторые лица
Не хотят делиться!"

Далее он формирует у ребёнка "правильное" представление о смысле деления:

"Сосиски и варение
Ботинки, деньги, числа
Без этого в делении
Нет никакого смысла!"

Далее поэт красиво увязывает тему деления с темой пищи:

"Делили завтрак очень быстро
Поскольку все хотели есть!"

И вновь о драках:

"Не сумели две собаки
Шесть сосисок поделить
Так они сцепились в драке!"

....
Ну вот мы и добрались до трех пиратов и каравелл!
Любите книгу, источник знаний!


Рецензии