Апиюнь-Сено
Читаем "Считарь" Андрея Усачева (В тексте статьи его стихи даны в кавычках) . Издательство РООСА (Москва)
Художники Олег и Cветлана Бабкины.
По итогам опроса читателей книга "Считарь" была признана лучшей книгой в разделе тематики "Детская развивающая литература".
Как я не искал, но так и не нашёл дат - когда книга издана - остается математической загадкой.
Правда на сайте www.roossa.ru на стартовой страничке эта книга упоминается как выпущенная в 2007 году, и входит в лучшие книги России, но я не уверен, что мой экземпляр из этого выпуска - ведь успели и опросить и признать лучшей в разделе!
Так что предположительно между 2008 и 2010-м годом. Но нам интересно совсем другое - содержание "Считаря". Начну с названия. Букварь происходит от слова "буква". Тогда логичным было бы название "Цифрарь" или, еще круче - "Числарь". Тем более, что слово "Цифирь" в наличии уже имеется.
Честно говоря, пока дочка не почитала мне вслух кое-что из этой удивительной книжки, я на неё не обращал внимания. купила бабушка внучке очередную большую яркокрасочную книжечку - и слава Богу.
Но семья отмечала Пасху Большим сбором. Дети по очереди читали стихи. Даша прочла своё
Сидят на облачке котлетки
И кушают свои монетки!
Машенька решила порадовать собравшихся уверенным чтением новой книжки.
И вот тут-то я и услышал:
"Три пирата захватили каравеллу
Приступили к справедливому разделу..."
Я буквально онемел!
Дочурка уверенно шла дальше по тексту:
"Но пятнадцать сундуков не поделили
И поэтому друг друга застрелили!"
Вникая в содержание этого захватывающего дух блокбастера я пришел к выводу, что трудно придумать более содержательный, актуальный, воспитывающий и развивающий детский стишок. Особенно мне импонирует идея справедливого раздела своевременно захваченной пиратами(!!!) каравеллы.
Собственно с этого и началось мое стремление вникнуть в то, что бабушка предложила моей дочке в качестве путеводителя по миру счёта.
Примеров много, и кое-что я Вам здесь процитирую:
"Первая цифра - 1, единица:
С морским гарпуном она может сравниться!"
Жёстко! И главное точно в цель!
Далее - более:
"Цифрой 3 сгибая сук
Смастерить несложно лук!"
Далее агрессивность строки нарастает:
"Пополам расколем вазу"
мужественно призывает поэт юного читателя-считателя,
"5 и 2 увидим сразу!"
Крутизна строки непрерывно увеличивается:
"6 похожа на замок
И крутой бараний рог!"
Далее идёт весьма интересное описание семёрки:
"Вверх ногами на диване
Покажи(!!!!) две цифры маме!"
Переходя к восьмёрке поэт смело развивает и постельную тему:
"Ванька-встанька встал с постели!"
И далее поэт делает реверанс в сторону глупых читателей:
"Ну а очень умных для
Восемь - это два нуля!"
Ноль в представлении поэта "похож на сто предметов" и далее следует перечисление целого ряда объектов пристального внимания людей не совсем обычной, редкой, я бы сказал, профессии, требующей очень тонких, чувствительных и ловких пальцев:
"От браслетов до беретов,
Круглый стол, кольцо, часы
На кружочек колбасы"
И затем в число ПРЕДМЕТОВ попадает и "лысая макушка"...
Наконец мы добираемся до следующего раздела и здесь нам дарят открытие мнемотехники:
"Февраль - в нём 28 дней
Или на день один длинней
И тридцать в апиюнь-сено
А в остальных - тридцать одно!"
Если Вы наблюдательны, то заметите, что слово день приобрело здесь в концовке оттенок среднего рода!
Любопытны некоторые анатомо-физиологические открытия автора:
"32 зуба - сведенья точные
Если не выпали зубы молочные!"
Мучительно ищет поэт рифму к слову "учиться", и наконец находит:
"Но тот, кто немного помучится
Все числа считать научится!"
Первая из "считалок" открывается таким оборотом:
"Я решил ворон считать."
Перевожу с русского на русский:
"Я решил "Вор он!" считать...."
Куриная считалка развивает целый ряд наметившихся в книжке аспектов с УК уклоном:
"Вот четвёртый спрыгнул в яму
Уморить он хочет маму!"
Далее обозначаются и понятные автору воспитательные приемы:
"Куд-куда! Не лезь на горку!
Семь - ему устрою порку!"
Вообще тема смерти сопровождает весёлые рисунки, как авторский рефрен:
"Восемь - прыгнул в конуру
Нет, ей-богу, я умру!"
Считалка "неграмотный министр" уже отбрасывает все и всячесие недомолвки, ориентация задается открытым текстом:
"Министр не умел считать:
Раз, два, три, четыре, пять
Шесть, семь, восемь, девять, десять..."
Догадываетесь, что будет дальше? Верно!!!
"Царь велел его повесить!"
Далее следует "народная африканская считалка" в авторском исполнении Андрея Усачёва и поименованная как "Десять негритят". Редко я встречал настолько детское стихотворение:
Десять негритят пошли купаться в море
"Десять негритят резвились на просторе
Один из них утоп, ему купили гроб!
И вот вам результат - девять негритят."
Автор явно предлагает юному читателю повторить тему гроба девять раз, после чего следует вполне доступный пониманию малышей разворот событий:
"Один негритёнок резвился на просторе
Но не пошел ко дну!
Завёл себе (негритенок!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!) жену!
И вот вам результат - 10 негритят!"
Столь жесткое, действительно наикрутейшее развитие событий требует передышки. Но тут автор выставляет своих читателей на улицу:
"Тот кто не знает цифр
Нажать не сможет шифр
А кто не сможет их нажать
Тому на улице дрожать!"
Обратим внимание: шифр приобретает множественное число, если же речь о цифрах, то нажимают все же на клавиши, кнопки с изображениями.
Теперь автор переходит к конкретным ситуациям:
"Если нахальный бандит или зверь
С криком "Откройте!" (зверь!!) ломится в дверь,
Чтобы осталась цела голова
Срочно звоните 02."
А вот изящная вариация на тему "Красная шапочка"
"Если вдруг бабушка сделалась хворою
Помощь немедленно вызови скорую!"
Поэт разнообразен. В разделе "народно математические выражения" приведен и такой пример:
"До фига!"
И вот перед нами новый раздел: Дроби!
Полёт авторской фантазии здесь развивается по уже известному нам алогоритму: бревно-камень-пуля-ружьё!
"Что значит часть? - спрашивает себя автор. И отвечает: Возьмём бревно!"
Интересно, как шестилетка возьмёт бревно?
"Бревно пока у нас одно!
Чтобы на части разделить
Его нам нужно распилить!
А чтобы камень раздробить -
Должны мы камушек разбить!"
Чувствуете, как КАМЕНЬ превратился в КАМУШЕК, и при этом задаётся вполне конкретная установка: разбить!
"На мелкие частицы..."
Читатель с волнением ждёт - с чем же зарифмует автор эти самые "частицы". Не беспокойтесь, автор "Считаря" знает подходящую рифму!
"А если пулю раздробить
И в ствол ружья её забить -
Скорее прячьтесь, птицы!"
Во как!
"Конечно дробь такая - зло"
Заключает удовлетворённо автор детского произведения.
В следующих стихах автор смело описывает свои личные опыты:
"Я поставил опыт сразу:
Взял и грохнул об пол вазу!"
Как Вам это оптимистичное начало?
Отгадайте, на сколько частей разлетелась ваза, грохнутая об пол.
Не угадали!
"Ваза тут же пополам!"
Но этого автору мало и он продолжает опыты:
"А за вазой два стакана разлетелись по углам."
Мама малыша услышала грохоот и предпринимает попытку научить малютку скрывать следы своих опытов от вероятного наказания:
"Подмети весь этот пол
Пока папа не пришёл!"
Интересную детскую ремарку делает автор спустя пару страниц:
"Вот только красна девица на троих не делится!"
А вот живописная сценка из поэмы "Семь сорок":
"В семь сорок гости сели
Всё за минуту съели
И подрались забыв про сорок!"
На этом живопись не заканчивается:
"Видя такие склоки
Взяли метлу сороки
И помели всех гостей за порог!"
И здесь же четкий рефрен:
"А Попугай дразнил Щегла и Гуся."
В разделе сложение автор не смог отказать нам в развитии воровской темы:
"Бандиты в сад решили лезть
Три вора там, три вора здесь..."
Обратите внимание, как бандиты красиво превратились в воров!
Описывая квартиру автор то тут, то там, признается, что в квартире вечный беспорядок:
"Всё валяется в квартире!
Тапок - три, носков - четыре!"
Стихотворение "Как найти деньги" имеет подзаголовок:
"Самая сложная в мире задача".
Здесь дается вполне понятная установка в теме: "Горе от ума".
"Жил на свете академик
Он всегда ходил без денег..."
Автор далее повторяет эту тему в такой вариации:
"Как-то утром академик
Не нашел в карманах денег"
Затем автор показывает нам, в какой обстановке живет бедный академик:
"Обойдусь, решил, без пищи
Но не буду жить в грязище!"
Наконец автор добирается до своего коронного раздела (Вычитание).
Открывается этот раздел воодушевляющим призывом-инструкцией:
"Несложно отнимать игрушки" !!!!!
Теперь идет серия стишков, очень близкая по духу народному сериалу "мальчик за грушей на яблоню влез, дед Афанасий вынул обрез"
"В шкафу висел один шарф
В шкаф залетела моль
Сколько осталось шарфов?"
Обнулив содержимое виртуального шкафа автор обращается к до боли знакомому образу:
"Жил пират по кличке Джон
Был в бою ужасен он"
Ну не дает поэтам покоя слава Пушкина, и его бессмертное о Петре: "лик ужасен"!
"Пуля в глаз один попала
Сколько глаз у Джона стало?"
Садистский вопрос повисает в воздухе.
На следующей странице творчески обсуждаются кости.
Чуть позже читаем:
"У Светы было пять конфет
Но отнял три из них сосед!"
Теперь автор возвращается к садистскому сериалу:
"У змея было шесть голов
Но богатырь струбает три...
Осталось сколько? Посмотри!"
Сериал идет по известному сценарию:
"Пришел к семи козлятам волк
Зубами грозно: щёлк-щёлк-щёлк!
Шесть - в животе у волка!
А уцелело сколько?"
Теперь автор возвращается к теме битья ненавистной ему посуды:
"На сосне сидели белки
И бросали вниз тарелки!
Две разбили из восьми!"
На этом битьё не заканчивается:
"Четыре игрушки упали с макушки
"Сколько игрушек осталось на ёлке?"-
Думал медведь подметая осколки"
Здесь оцените идею четырёх игрушек на одной "макушке"
Теперь автор переходит к оценочным суждениям и приходит к выводу о неумности сложения.
"Ведь умней умножить раз
Чем слагать всё целый час."
Сначала раздела идёт творческое описание судьбы преступника с нетрадиционной ориентацией:
"Сел петух до зари!"
Затем автор возвращается к садистским оттенкам:
"В пирог вонзилась пара вилок!
Два на четыре - восемь дырок!"
Но долго не бить посуду нельзя:
"Кофе пили три букашки
И разбили по три чашки!
Что разбито, то не склеить..."
Хладнокровно фиксирует автор итог развития ситуации.
Но нельзя же не отметить и бытовые пятна!
"Школьник стал писать в тетрадь"
(не останавливаемся! не останавливаемся!!! проходим мимо! не замечаем!! - АР)
"Сколько будет трижды пять?
Был он страшно аккуратен
Трижды пять - пятнадцать пятен!"
Следующий стишок сократим до двух крайних строк:
"Стал Фома оладьи есть...
На носу горячий блин!"
Далее следует ряд загадочных произведений. Вот для примера одно из ряда:
"У бабы-Яги сломалась ступа:
Четырежды восемь - тридцать два зуба!"
Ряд этих, без преувеличения - выдающихся, стихов помогают моей дочке разобраться в угрозах, исходящих от неправильного применения лаптей:
"Если лаптем щи хлебать"
(тут поэт смело избегает опасной рифмы)
"Пятью девять - сорок пять!
Будет этот лапоть
Вам на брюки капать!"
Мы подходим к интереснейшей теме, затронутой автором "Считаря": делению.
Открывая раздел автор без обиняков заявляет:
"Ведь некоторые лица
Не хотят делиться!"
Далее он формирует у ребёнка "правильное" представление о смысле деления:
"Сосиски и варение
Ботинки, деньги, числа
Без этого в делении
Нет никакого смысла!"
Далее поэт красиво увязывает тему деления с темой пищи:
"Делили завтрак очень быстро
Поскольку все хотели есть!"
И вновь о драках:
"Не сумели две собаки
Шесть сосисок поделить
Так они сцепились в драке!"
....
Ну вот мы и добрались до трех пиратов и каравелл!
Любите книгу, источник знаний!
Свидетельство о публикации №214112200643