Обеспечение конкурентоспособности организанизаций

ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Высшее образование в современном индустриальном обществе все больше определяет международную конкурентоспособность стран. Страны, которые осознали это и в которых существует развитая система высшего образования, с начала 90-х годов переходят на новую стратегию оценки результатов деятельности высших учебных заведений. Основные изменения стратегии связаны с разработкой и введением в действие механизмов измерения результатов деятельности и финансированием высших учебных заведений в зависимости от этих результатов. Новая стратегия в области высшего образования нацелена на развитие человеческого капитала и научных исследований, что является необходимым условием укрепления конкурентных позиций отдельных стран.
В связи с новыми задачами, которые стоят перед колледжами и университетами, меняются методы административного управления высшим образованием - происходит их демократизация, сокращается число практических регламентации и одновременно разрабатываются системы оценки деятельности вузов и контроля над ними. [1]
В России осуществился переход от административно-командной системы к рыночной. Что оказывает влияние на образование в целом. Если раньше государство выделяло бюджетные места и полностью финансировало высшее образование, вузы не думали, где найти деньги, то сейчас высшие учебные заведения оказались в непростой ситуации. Государство начинает всё меньше финансировать высшие школы. Это приводит к тому, что государственные вузы вынуждены самостоятельно обеспечивать себя и почти полностью переходить на самофинансирование. Плюс к тому появляется всё больше коммерческих институтов, академий и университетов, которые создают конкуренцию государственным, это законодательно закреплено 11 статьёй «закона об образовании». Учредителем образовательного учреждения могут быть:
1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;
2) российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);
3) российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);
4) физические лица. [2]
Отсюда следует вывод, что фактически любое лицо может организовать учреждение высшего профессионального образования.
В настоящее время нет полной статистики о количестве таких высших учебных заведений и численности обучающихся в них студентов. По разным оценкам студенты в негосударственном секторе высшего образования России составляют около 10% их общего числа, притом, что в общем числе вузов России гражданского профиля доля негосударственных составляет около 43%. [3]
 Вузам приходится бороться за каждого абитуриента. Если раньше абитуриенты боролись за право учиться в том или ином учебном заведении, то сейчас ситуация обратная.
Вопрос о конкуренции - один из наиболее актуальных. Во многих университетах разрабатываются практические рекомендации по деятельности в условиях конкуренции, касающиеся маркетинговых исследований в вузе, ценообразования, целевой подготовки специалистов и прочее. Вероятно, именно вузы экономического профиля во все возрастающей мере будут испытывать при наборе студентов острую конкуренцию, ибо увеличилось число государственных высших учебных заведений, готовящих специалистов по этому профилю, таким специальностям обучают даже в некоторых технических вузах (в Екатеринбурге примером служит Уральский Политехнический институт, ныне Уральский Федеральный Университет). Большинство негосударственных вузов тоже развернули подготовку специалистов по юриспруденции и экономике.
Сложная конкурентная ситуация требует от вузов принятия первоочередных мер в целях их выживания, развития, роста конкурентоспособности, таких как:
1. обновление образовательных программ;
2. расширение спектра предлагаемых образовательных услуг;
3. эффективное использование ресурсов;
4. повышение качества предоставляемых услуг. [4]
Вузы стремятся стать максимально конкурентоспособными, востребованными как среди абитуриентов, так и среди работодателей. Добиться этого без предоставления широкого спектра качественных образовательных услуг и добротного сервиса невозможно. В последние годы высшая школа приобретает черты коммерческого заведения, теряя свойства культурного и научного центра. Во многом это диктуется экономическими обстоятельствами. Противиться им высшая школа уже не может. Руководители университетов становятся своего рода бизнесменами, которые уже не столько задумываются о качестве образования, сколько о привлечении финансов. Приходится применять различные маркетинговые технологии, чтобы именно свой вуз получил в свои стены большее число абитуриентов, т.е. потребителей образовательных услуг.
Расширение ассортимента предлагаемых образовательных услуг обуславливается диверсификацией образовательных программ профессионального образования в целях создания разнообразия при  выборе профессии абитуриентом, увеличения количества студентов и доходов по приносящей доход деятельности университета.  Можно заметить, что наибольший рост количества специальностей отмечен у негосударственных образовательных учреждений. Среднее значение – 1,87. Государственные вузы имеют более низкую динамику изменения направлений подготовки (среднее значение динамики - 1,56) вследствие наличия жестких административных барьеров. Негосударственные вузы гибче по сравнению с вузами государственными в подходах к оптимизации управленческих процессов, возможных расходов, связанных с открытием новых специальностей. В негосударственных вузах меньше бюрократических преград и им легче ввести новые педагогические методики. Если рассматривать типологию высших учебных заведений, то вузы экономической направленности более склонны увеличивать ассортимент предлагаемых образовательных услуг (среднее значение-1,74).
Самыми популярными направлениями подготовки среди будущих абитуриентов остаются экономика и менеджмент. Основополагающим для обучения по этим направлениям является мнение о высокой востребованности экономистов и менеджеров на рынке труда.
Самая низкая динамика по открытию новых специальностей — у технических вузов. Среднее значение увеличения количества направлений — 1,3.
Открытие технических специальностей затруднено тем, что требует дорогостоящей материально-технической базы. Этот вопрос успешно решается благодаря государственному финансированию и активному сотрудничеству вузов с крупнейшими компаниями. [4]
Вузы, занимающиеся профильным образованием, вынуждены расширять спектр своих специальностей, чтобы привлечь больше абитуриентов к себе, что также оказывает влияние на качество образования. Мало предложить абитуриенту просто основную образовательную программу. Рыночная система сделала потребителей более взысканными, и они уже нуждаются в качественном сопутствующем обслуживании.
Качественный сервис – это важная составляющая конкурентоспособности и образовательной услуги. Мало создать в вузе эффективную сервисную деятельность, необходимо также, чтобы это  повышало уровень образования. Для этого необходимо создать сервисную систему, действуя по которой, вуз сможет конкурировать, не нанося ущерба науке, образовательному процессу и качеству образования. Определиться какой  уровень сервиса будет входить в эту систему, чтобы студенты, получая образование, занимались так же научной деятельностью и совершенствовались в общекультурном  аспекте. Придерживаясь такой системы, вуз смоет  выпускать отличных специалистов, что будет формировать его имидж, а соответственно и привлекать абитуриентов, т.е. будущих покупателей образовательных услуг. [5]

Используемая литература:
1. Экономика образования. 2001. №3 Alexander C.F. The changing face of accountability//Journal of higher education. 2000. V. 71. No 4. P. 412-431.
2.Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании", статья 11.
3. Захаров Н.Н., Захарова Н.С. Негосударственные вузы в российской системе образования: проблемы статусной идентификации // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 2 – стр. 106-110
4. Платонова Т.О. Влияние конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ высших учебных заведений.
5. Шохов А. Услуга за услугой // Эксперт-Казахстан. 2011. №12-13 (304) [электронный ресурс] url: http://expert.ru/kazakhstan/2011/13/usluga-za-uslugoj/ (дата обращения: 14.02.2013)


Рецензии