Увечный хозяин и его неверный слуга

Увечный хозяин и его неверный слуга
Леонид Банчик

Библейская эпоха Царств полна интриг и предательств, как, впрочем, и исторические хроники других народов. Лишь некоторые цари освятили эту эпоху своей любовью к Господу. Таких можно пересчитать по пальцам, и начинается пересчёт всегда с царя Давида, великого псалмопевца. Был у Давида верный друг, сын его врага, жестокого монарха Саула. И не просто сын, а наследник престола Ионафан. В их дружбе не было даже толики соперничества. Причём Ионафан сам признал, что Давид должен стать правителем страны: «Ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе» (1 Царств 23:17). Первая часть его слов сбылась, а вторая нет: Ионафан погиб в битве с филистимлянами вместе с отцом и двумя братьями.
Сыну Ионафана было тогда всего пять лет. Имя сына по-русски трудно выговорить – Мемфивосфей. На иврите полегче – Мефивошет («уничтожающий позор»). В 1 Паралипоменон 8:34 он назван Мерибаал («Ваал борется»). Возможно, повзрослевший юноша решил сменить языческое имя на Мефивошет, тем самым «уничтожив позор» имени, данного ему при рождении. Когда погибли отец и дед, с ним тоже произошло несчастье. Нянька, узнав о трагедии, в панике схватила мальчика в охапку, побежала и уронила его. Так Мемфивосфей стал хромым на обе ноги.
Семь с половиной лет спустя Давид, помазанник Божий, воцарился над Израилем. Он укрепился во власти, взял крепость Сион, сделал Иерусалим столицей государства, одержал важные победы над филистимлянами и другими неприятелями, после чего наконец-то исполнил давнюю просьбу друга позаботиться о его семье.
«И сказал Давид: не остался ли еще кто-нибудь из дома Саулова? я оказал бы ему милость ради Ионафана. В доме Саула был раб, по имени Сива; и позвали его к Давиду, и сказал ему царь: ты ли Сива? И тот сказал: я, раб твой. И сказал царь: нет ли еще кого-нибудь из дома Саулова? я оказал бы ему милость Божию. И сказал Сива царю: есть сын Ионафана, хромой ногами. И сказал ему царь: где он? И сказал Сива царю: вот, он в доме Махира, сына Аммиэлова, в Лодеваре. И послал царь Давид, и взяли его из дома Махира, сына Аммиэлова, из Лодевара. И пришел Мемфивосфей, сын Ионафана, сына Саулова, к Давиду, и пал на лице свое, и поклонился царю. И сказал Давид: Мемфивосфей! И сказал тот: вот раб твой. И сказал ему Давид: не бойся; я окажу тебе милость ради отца твоего Ионафана и возвращу тебе все поля Саула, отца твоего, и ты всегда будешь есть хлеб за моим столом. И поклонился Мемфивосфей и сказал: что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я?» (2 Царств 9:1-8).
Из захолустного Лодевара, расположившегося на территории нынешней Иордании, инвалида Мемфивосфея привозят в Иерусалим. Давид восстанавливает его в правах и сверх того – даёт исключительную привилегию садиться за царский стол, причём подчёркивает, что эта привилегия закреплена за ним навсегда. Фактически правитель Израиля усыновляет наследника погибшего друга. Ответ Мемфивосфея – образец кротости. Он называет себя мёртвым псом. Ведь столько лет он жил в забвении. Вот уж, действительно, «из грязи в князи»! Тем более, он обрёл не только высочайшего покровителя, но и солидную челядь – Сиву, его потомков и рабов:
«И призвал царь Сиву, слугу Саула, и сказал ему: все, что принадлежало Саулу и всему дому его, я отдаю сыну господина твоего; итак обрабатывай для него землю ты и сыновья твои и рабы твои, и доставляй плоды ее, чтобы у сына господина твоего был хлеб для пропитания; Мемфивосфей же, сын господина твоего, всегда будет есть за моим столом. У Сивы было пятнадцать сыновей и двадцать рабов. И сказал Сива царю: все, что приказывает господин мой царь рабу своему, исполнит раб твой. Мемфивосфей ел за столом Давида, как один из сыновей царя» (2 Царств 9:9-11).
Один комментатор назвал эту главу самым ярким примером милости во всём Ветхом Завете. Конечно же, наиболее яркие примеры милости показывает нам Господь, и таких примеров множество. Сколько раз Он спасал Израиль от полного уничтожения! Но, безусловно, своим отношением к Мемфивосфею Давид показывает, как мы должны относиться друг к другу. Правда, царь не сразу вспомнил о нём, но лучше поздно, чем никогда.
Миновали годы, и мятежный сын Давида Авессалом восстал против отца. Божьему помазаннику пришлось бежать из Иерусалима. Царь в отчаянии взывал к Вседержителю: «Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой!» (Псалом 3:8). (В мессианских общинах песню «Кума Адонай», написанную по третьему псалму, часто поют необычайно весело, не осознавая, что это плач Давида). Господь оказал политическую поддержку через Хусия, разрушившего совет Ахитофела, и не менее важную продовольственную помощь – через уже известного нам Сиву.
«Когда Давид немного сошел с вершины горы, вот встречается ему Сива, слуга Мемфивосфея, с парою навьюченных ослов, и на них двести хлебов, сто связок изюму, сто связок смокв и мех с вином. И сказал царь Сиве: для чего это у тебя? И отвечал Сива: ослы для дома царского, для езды, а хлеб и плоды для пищи отрокам, а вино для питья ослабевшим в пустыне. И сказал царь: где сын господина твоего? И отвечал Сива царю: вот, он остался в Иерусалиме и говорит: теперь-то дом Израилев возвратит мне царство отца моего. И сказал царь Сиве: вот тебе все, что у Мемфивосфея. И отвечал Сива, поклонившись: да обрету милость в глазах господина моего царя!» (2 Царств 16:1-4).
Солдатам, сохранившим верность царю, необходимо было пропитание. Сива совершил богоугодный мужественный поступок, подарив Давиду ослов и снабдив провизией. Но при этом слуга доносит на своего господина  Мемфивосфея. Донос выглядит достаточно правдоподобно. Мемфивосфей – прямой наследник престола в династии Саула. Он вполне мог смекнуть: «Когда враждует сын с отцом, народ может возмутиться. Дескать, что это за царь, у которого нет мира в семье. Вот тогда вспомнят о предыдущем царе и его законном наследнике». Хромой страдалец мог стать царём Израиля. Рассуждал ли так в действительности Мемфивосфей? У нас нет тому никаких свидетельств, кроме слов неверного Сивы. Однако Давид внял доносу и обещал слуге всю собственность, принадлежащую его господину.
Господь ответил на молитву царя: войско Авессалома повержено, Давид возвращается с победой. Не успевает он переправиться через Иордан, а к нему уже спешат на встречу вельможи. Одни – чтобы оправдаться, другие – чтобы получить обещанное. Всех опережает Семей, который поносил бранными словами убегающего правителя, швырял в него камни.  Теперь Семей бросается в ноги царя с просьбой о прощении.
Приспевает и Сива с пятнадцатью сыновьями и двадцатью рабами. Спрашивается, зачем такой солидный эскорт? Ответ лежит на поверхности: Сива желает в торжественной обстановке получить подтверждение своих прав на имущество хозяина. Приезжает и сам Мемфивосфей.
«И Мемфивосфей, сын Ионафана, сына Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, не обрезывал ногтей, не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром. Когда он вышел из Иерусалима навстречу царю, царь сказал ему: почему ты, Мемфивосфей, не пошел со мною? Тот отвечал: господин мой царь! слуга мой обманул меня; ибо я, раб твой, говорил: "оседлаю себе осла и сяду на нем и поеду с царем", так как раб твой хром. А он оклеветал раба твоего пред господином моим царем. Но господин мой царь, как Ангел Божий; делай, что тебе угодно; хотя весь дом отца моего был повинен смерти пред господином моим царем, но ты посадил раба твоего между ядущими за столом твоим; какое же имею я право жаловаться еще пред царем?  И сказал ему царь: к чему ты говоришь все это? я сказал, чтобы ты и Сива разделили между собою поля. Но Мемфивосфей отвечал царю: пусть он возьмет даже все, после того как господин мой царь, с миром возвратился в дом свой» (2 Царств 19:24-30).
Мемфивосфей обвиняет Сиву в клевете. Что означает его фраза «слуга мой обманул меня»? Вероятно, Сива отговорил хозяина ехать к Давиду и сам отправился вместо него, а оставшийся в Иерусалиме Мемфивосфей так переживал за беглого царя, что даже не мыл ног и одежд. Период изгнания Давида он провёл в состоянии духовной тесноты, ведь друг отца оказал ему великую милость, а он в трудное время не смог поддержать благодетеля. Поэтому Мемфивосфей заслужил наказания, но не очень сурового. И Давид прерывает его речь, объявляя новое решение – разделить земли поровну между господином и слугой. У царя нет доказательств того, что Сива солгал. С другой стороны, именно Сива оказал ему неоценимую помощь. Отсюда столь разумное решение, которое в наши дни именуют Соломоновым.
Вполне возможно, Давид пошёл на уловку, подобную той, которую содеял Соломон в суде над двумя женщинами, называвшими себя матерями одного ребёнка. Сын Давида велел разрубить дитё, и истинная мать не допустила этого. В нашей истории сам Давид «рубит» пополам землю. Сива молчит, а Мемфивосфей совершает благородный поступок: отдаёт свою часть слуге. Он добровольно лишает себя богатства, потому что дружба с царём для него дороже всего. Мемфивосфей  сравнивает Давида с Ангелом Божиим. Для него царь – Божий помазанник. Он желает только одного: чтобы Давид вновь стал хорошо к нему относиться.
Слуга предал хозяина, и как поступает с ним господин! Это замечательная иллюстрация слов Христа из Нагорной проповеди:
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу… Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфея 5:25, 43-44).
Мемфивосфей отдал противнику всё, что у него было. Он вновь стал таким же бедным дворянином, каким был до своего возвышения. Или всё-таки не совсем так?
Вы обратили внимание, сколько раз в 9-й главе сказано, что Мемфивосфей ел за царским столом? Целых четыре раза! Причём в последних четырёх стихах главы – трижды! Почему Господь делает особое ударение на этом факте? Наверное, потому что главным в жизни Мемфивосфея является не богатство, а великая милость – есть за царским столом. И этой милости Давид у него не отнял, так как она дана сыну Ионафана навсегда!
Мемфивосфей сравнил правителя Израиля с Малах Элоhим. Не раз в Ветхом Завете мы видим, что Ангела Господня называют Богом. Царский стол – символ Господнего стола, за которым все верующие воссядут с Христом. Мы будем приглашены на брачный пир Агнца не по нашим заслугам, а на основании веры и любви к Богу. Мемфивосфей радовался возвращению домой царя Давида, и придёт время радости в народе Израиля, когда воззрят на Того, Которого пронзили. Мемфивосфей жаждал царской милости, а наш Господь – Царь царей, Господь господствующих, и Его милость необъятна. Вот чему нас учит рассказ об увечном хозяине и его неверном слуге. 
 
 


Рецензии
Очень хорошее, ценное откровение. Спасибо, Леонид!

Светлана Когаринова   31.08.2015 20:36     Заявить о нарушении
Спасибо!

Банчик Леонид   31.08.2015 23:52   Заявить о нарушении