10. Самый добрый месяц

 
У  Рамазана, возвращающегося  из школы, было плохое настроение. Он  получил двойку по русскому языку, а еще  много замечаний  и   запись в дневник для родителей из-за плохого поведения на уроках.
- В последнее время я не узнаю тебя, - сказала ему  классная руководительница, -   ты стал рассеянным, невнимательным. Учителя на тебя жалуются. Ты  или спишь на уроках или мешаешь другим  слушать. Что же  с тобой происходит?
 Двойка, замечания  учителей  и  запись в дневнике  окончательно  испортили настроение мальчика,   и он  грустно  думал о том, как  будут недовольны им родители, прочитав дневник.  Рамазан   нервничал и   бесцельно  рвал и ломал   ветки, попадающиеся на пути кустарников в своем дворе.   В песочнице играли  соседские  малыши. Увидев   Рамазана, они радостно улыбнулись и показали ему   только что построенный большой песочный замок. Дети   украсили его камушками,  веточками, красивыми стеклами и теперь любовались,   глядя на свое    сооружение.  Но  Рамазан, вместо того чтобы похвалить малышей,   вдруг и сам не зная, зачем и почему,   ударом ноги  разрушил песочный   замок.   Не ожидавшие  этого    дети  ахнули и  горько  расплакались, а Рамазан  спокойно  пошел дальше.   
- Сегодня же  я обо всем  расскажу  твоей маме, - возмутилась  увидевшая это  соседка  по подъезду  тетя Рая. - Ты в последнее время  очень изменился,   и не в лучшую сторону.   Позавчера   девочку  соседскую обидел,   ее бабушке    нагрубил, когда  та заступилась за внучку.  Вчера котенка мучил,   с мальчишками дворовыми ругался и  дрался, хотя они младше и слабее  тебя. И  сегодня   продолжаешь  свои злодеяния:  ветки дерева  зачем- то обломал,  детей до слез довел. Ты  злой и  неуважительный  мальчик, хотя   твоя  мама  хвасталась, что  сын  у нее  хороший и богобоязненный. Но  по твоим поступкам этого не скажешь.
Рамазан,  даже не обернувшись  на  слова возмущенной  соседки, пошел домой и  с порога сказал маме о двойке и записи в дневнике - ему хотелось поскорее  закрыть  для себя  эту неприятную  тему.   Но мама  спокойно ответила:
- Мы с тобой потом поговорим,  сынок, после ифтара.  А пока, если хочешь,   отдохни  в своей комнате.  Я очень занята.
  Рамазан  не мог заставить себя сейчас сесть за учебники, очень хотелось есть.  Но несмотря  на изнурительный голод, мальчик  вот уже семь дней  с самого   начала  месяца  Рамазан   не нарушал пост, хотя родители  не заставляли его и предлагали   поститься не каждый  день.  Но Рамазан твердо   решил  для себя: он будет совершать пост весь месяц и без нарушений.
Наконец  прозвучал азан,  и Рамазан,  проснувшись,  пошел на кухню и взял со стола финик. Сейчас он слегка подкрепится  финиками и питьевой водой, как советовала мама,    совершит омовение и помолится. А потом они всей семьей сядут за стол, после чего его опять ждет разговор с мамой.    Но захочет ли расстроенная   мама сегодня  говорить с сыном, когда прочитает запись в его дневнике?   
 Во время ифтара мама вела себя   спокойно,  но Рамазан   заметил: она огорчена.
 Как только   они оказались одни в  комнате, мальчик  поспешил успокоить ее:
-Мамочка,  не  надо  так огорчаться из-за моей двойки, я   ее  исправлю.  И вести себя  на уроках буду хорошо.
- Вести себя хорошо нужно  не только на уроках, сын, - мама многозначительно   посмотрела на Рамазана. - Сегодня, пока ты спал, к  нам приходила  наша соседка,  тетя Рая. Она многое  рассказала мне о твоих поступках,  а я даже не сразу поверила, переспросила ее:  О моем ли сыне ты говоришь, Рая?  Разве мой сын     мог так поступать,  ведь  он все   дни  совершает пост вместе с нами.
-Мамочка, ты так   говоришь, как   будто я    совершил что-то   ужасное.  Я  думал, что ты будешь ругать меня только  за двойку.
- За двойку я ругать тебя не буду. Хотя  она   говорит не только  о твоей плохой  подготовке  к занятиям,  но и о  твоем отношении к учебе  и учителю.  Ты   нехорошо вел себя в школе, не  подготовился   к ответу   и   нарушил  одну из важных исламских  заповедей.    Разве ты не знаешь,  что  стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина. О почтительном отношении к учителю  и примерном поведении ученика, его скромности, вежливости, благодарности к  учителям,  дающим знания, в исламе  также  сказано очень много.  Не выучить урок – это проявить неуважение к своему учителю, неблагодарность  к  человеку, который много  учился, чтобы тебя  обучать.   Рамазан слушал маму,  опустив голову.  А она продолжала:
- Ты помнишь, сынок,  наш с тобой разговор  недельной давности?  Ты  тогда в первый же день поста   совершил  много  недобрых поступков, а  я сказала тебе: не стоит изнурять себя голодом, если твою душу одолевают недобрые мысли,  а тобой движут  недобрые цели. Если ты так легко можешь  оскорбить, ударить,  навредить, обидеть. 
-Да, мама, я  помню тот наш разговор. Я тогда подрался,  собаку  ударил, старикам  нагрубил.
-Тогда почему же   ты опять повторяешь такие  же  неблаговидные поступки, добавляя к ним еще и другие? Мне казалось, что ты тогда уже все понял?  Стоило  ли  тебе  нарушать пост сегодня?   
-  Я  не нарушал пост, мамочка,  - не сразу сообразив,   к чему клонит мама,  – ответил  Рамазан.  Честное слово, я ни  крошки хлеба в рот не положил  с тех пор, как начал поститься. И воды ни грамма не выпил.  Я больше  не  дрался с друзьями,  ведь в первый день поста мы говорили с тобой об этом.   
-  И почему ты до сих пор не понял? Пост нарушает  любой недобрый поступок, слова, и даже мысли  человека. Нельзя никого обижать, нельзя сквернословить, ругаться, драться,  притеснять  слабых. Словом,  нельзя  творить зло  ни в каком его виде и количестве.
- Это  тетя   Рая рассказала тебе о  детях из песочницы?  Но ведь  ничего особенного  там не случилось!  Подумаешь,  песочный домик     разрушил! У меня   было плохое настроение   и я  даже не  подумал, что детей это  расстроит.  Песка много, дети еще  себе такие домики настроят.
- Не в песке дело, а в детях.  Нельзя обижать никого, а тем более  тех, кто слабее тебя и не может тебе ответить, защитить себя. Дети тебе ничего не сказали, а только заплакали.  Аллах любит  детей, они под его защитой. И ни одна их слезинка не  остается без внимания Всевышнего. Ты подумай об этом в следующий  раз, прежде  чем обижать маленьких.
 - Не буду я обижать маленьких. И сам не знаю, как такое  вышло, я же с ними всегда дружил и защищал  слабых.  Да, мама, я сегодня и сам себе не нравлюсь!   
 -А котенка ты  почему мучил, сын?    Продолжать и  дальше перечисление    твоих поступков?
-Не  надо, мама. Я плохо поступил,    мусульмане   не должны совершать плохих поступков.  И все же   не до конца понимаю,  какое отношение имеют мои  неправильные  поступки к посту.
-  Ты  не до конца понял  это  и  в нашем первом разговоре, и даже сегодня.   А  потому я   еще раз  подробнее  объясню тебе это.   Рамазан  - это  месяц не только отказа   от пищи и воды, но  и время    отказа от всех дурных поступков,  месяц работы над собой,  над  своим характером. И самое главное,  - это  месяц   исправления всех своих ошибок  и избавления от грехов.
- Мама,  разве  я самый плохой и грешный?  - немного обиделся мальчик.
-Нет,  но   и тебе, как и всем другим.   нужно избавляться от недостатков и вредных привычек. А они   есть у всех. Одни люди активно с ними борются, а другие, не желая исправляться,  говорят: «Я такой и меня не переделать».
 В месяц Рамазан, как ни в один другой,  у каждого человека  появляется   возможность приблизиться  к своему  Создателю,  заслужить  его довольство, открыть для себя врата Рая.  Это  время,   когда многократно увеличиваются   награда за добро  и  воздаяние за скверные дела.
 Пророк ()  сказал: «Наступил для вас месяц Рамазан – благословенный месяц, пост в который предписал вам Аллах; в нем открываются врата Рая, закрываются врата Ада и заковываются шайтаны».
Исправляя свои ошибки, избавляясь от недостатков, человек получает за это  еще и  особое  вознаграждение от Аллаха,  воспитывает свой характер,  волю,  вызывает уважение к себе.  Я опять хочу напомнить тебе, сынок, об особой Милости   Аллаха: Мы исправляем свои недостатки, а Всевышний  нас   благодарит  за  то, что мы исправляем свои же  ошибки. Он любит нас всех и  желает нам   счастливой судьбы. У каждого из нас есть выбор между злом и добром, честью и бесчестием,  милосердием и  жестокостью.  Над своими ошибками  полезно   работать     уже с   детства, пока у человека    не окончательно  сформировался характер. И  не зря   в пословице и сказано:  «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».
Тебе пока нелегко  понять   глубокий смысл этого выражения. Но твердо уясни  для себя   -  наши  отношения с людьми, близкими и далекими,  в семье и на работе, наши успехи  и многое другое зависят от нас.  В жизни все возвращается, а потому  людям  лучше ради самих  себя поступать правильно,  честно,   творить добро  и милосердие,  если  они хотят,  чтобы другие  поступали   с ними так же.
 Надо работать над своим  характером,  улучшать и умножать  в нем добрые качества и искоренять  все  плохое.   
- Прости меня, мама. Я больше  не буду так себя вести.
- Я тебе верю. Но будет лучше, если ты попросишь прощения  у всех, кого ты сегодня обидел.   Раскаяние, если оно искреннее, всегда принимается и Всевышним, и людьми. 


Рецензии