11. Главное - победа над собой

 
Рамазан  уже на следующий день извинился перед соседкой, детьми. А обиженного  котенка напоил молочком.   И все  равно  настроение мальчика  по-прежнему было угнетенным, он был недоволен собой, своими поступками  в последнее время.   Дождавшись   вечернего часа общения с мамой,  он  поделился  с ней  своим  смятением   и спросил ее:
- Мама, в жизни  бывает  так много разных случаев,  когда   я не знаю, как правильно поступить. А как  узнать,   что в нас не так и какими  мы должны  быть?
- Мне очень нравится твой вопрос, сынок, хотя он и не очень легкий. Но я попробую тебе на него ответить. Всем известно, что  самый лучший пример  для каждого мусульманина – наш любимый Пророк Мухаммад.  Чтобы  знать, как правильно жить и поступать в тех или иных случаях,   каждому мусульманину   необходимо  изучать    жизнь  Пророка - так мы получим  ответы на все свои вопросы. Существует множество хадисов, из которых можно узнать много полезного, в них как раз и разбираются самые разные жизненные ситуации. А еще то, какими  качествами обладал наш любимый Пророк и  чему можно поучиться у лучшего  из людей Земли?
 Мы  должны жить осознанно,  думая о каждом своем шаге, поступке,  сказанном слове.  Должны   задумываться о том, как  живем в обществе?  Насколько выполняем свой долг перед Всевышним  (в учебе, работе и т.д.)?  Какой вклад вносим в общественную жизнь? И, конечно же, должны быть честными перед самими собой, отвечая  на вопрос: всегда ли мы справедливы, честны, милосердны, заботливы и т.д.   Всегда ли живем  в соответствии с дозволенными исламом нормами?
 Рамазан о чем-то напряженно думал и молчал, но  мама  понимала  его и без слов и отвечала на незаданные сыном вопросы.
- Избавляться  от вредных привычек и недостатков   нелегко, ведь плохие качества характера  мы копим  в себе годами. Но при большом желании   с этой задачей  можно справиться.  Каждый   человек должен  анализировать  все свои поступки, слова и мысли за  прожитые дни. Должен  делать  выводы, а потом работу над ошибками. Это нужно, чтобы  не повторять  их снова. 
Хочешь, вместе   проанализируем   твой вчерашний  день  и все твои недобрые поступки в нем?   Ты   ломал ветки  и портил деревья, в то время  как растения   созданы  Аллахом  для украшения  Земли и оздоровления  людей.  Мы,  взрослые,  сажали  деревья и кустарники ,  желая   благоустроить наш двор. Хотели,  чтобы  все  жильцы  и даже прохожие    отдыхали  в тени  деревьев,   любовались  кустарниками  и  цветами. Годами мы ухаживали за растениями, поливали,     удобряли и белили деревья,  Мы совершали богоугодное дело,  потому что в хадисе Пророка говорится:  «Тот, кто сажает дерево и следит за ним с заботой до тех пор, пока оно не становится плодоносящим, будет затем награжден».  А  что сделал  ты, сын, ломая  ветки молодых деревьев и кустарников?   
-  Понимаю, мама, я совершил грех. И в самом деле,  зачем я ломал  эту красоту, ведь все   вокруг говорят о том, как много в нашем дворе зелени и цветов. Вы столько труда  в эти растения вложили, а  я их испортил.  Поверь, я больше никогда  не сделаю ничего подобного.  И завтра же  поговорю  с соседскими мальчишками: теперь  мы сами  будем поливать  всю зелень в нашем дворе. А еще посадим цветы.   Я и сам не знаю, почему я так поступил.  Наверное, шайтан меня сегодня   сбил с дороги, как говорит дедушка. 
- Этот самый шайтан вчера  почти весь день  ходил за тобой по пятам и, как видно,  совсем не оставлял тебя без внимания. Он   помог   тебе   поссориться с друзьями, хотя  в месяц Рамазан прекращаются   даже войны с врагами,   запрещено  насилие,  недобрые слова, оскорбления, проклятия.  Даже на оскорбление  истинно  верующий человек  сдержанно  ответит: «Я в посте», что  будет означать: «Я  не буду    принимать участия   в недобрых разговорах,  ссорах, оскорблениях».
Шайтан заставил тебя забыть все наши  разговоры  об уважении к старшим, и    ты нагрубил  соседской старушке.  Может быть,   я в этом  виновата? Может,  не говорила тебе об уважении к старикам? Не говорила о  почтительности  не только к своим родным и близким, но и ко всем, кто старше тебя?
- Нет, мама, ты обо всем говорила.  Это я сам во всем виноват. Не  смог справиться с шайтаном.   
- Ты вчера  мучил   котенка,  чем   тоже совершил   грех. А знаешь ли ты, что  кошка была любимым   животным Пророка  Мухаммада ()   и по этой причине   ей даже  позволено входить  в мечеть. Однажды Пророк   Мухаммад ()  присел отдохнуть на скамью,  а  его кошка  расположилась на крае  его одежды. Торопясь на молитву, Пророк ()  не стал   тревожить спящее животное и   отрезал полу халата. А однажды  он напоил кошку из сосуда, после чего использовал  оставшуюся  воду  для совершения  религиозного омовения. Пророк (),  даже  читая проповедь, порой  не спускал   с рук кошку. 
Однажды люди спросили  Пророка():   «О Посланник Аллаха! Неужели    и за доброе отношение к животным  нам  будет награда?» Он сказал: «Награда будет за доброе отношение ко всему живому» (Бухари и Муслим). Ну а теперь ты подумай над своими поступками. Над тем, что  обидел  стариков и детей,  поломал ветки,  мучил кошку,   дразнил соседскую собаку.
-  Мне очень  стыдно, мама,  тем более    мы с тобой уже как-то говорили об этом. Выходит, я  повторил те же ошибки,   так и  не смог  избавиться от  своих недостатков.   
- Никогда не поздно начать исправляться. Даже  искренне  раскаявшихся стариков  на закате их  лет Всемогущий Аллах прощает. Простит   и твои недобрые поступки. Я рада и  тому, что ты  хотя бы сейчас все  понял и осознал.   Пусть Всевышний поможет тебе  справиться  со  своими недостатками и победить в этом бою с ними.
- Теперь ты понимаешь  глубокий смысл священного месяца Рамазан?
- Да, мама, запрещено все плохое и  приветствуется все самое доброе.
- Молодец, сын. Именно так. Мы должны особо контролировать в этом месяце  себя, свое поведение  с учетом этого. И должны справиться  со своими недостатками, не подпускать к себе шайтана. Победа над собой – это одна из самых трудных,  но  больших побед.  В этом  тоже  глубокий воспитательный смысл   месяца Рамазан, сынок.  Привыкая в этом священном месяце   жить правильно, творить добро  и милосердие, люди  порой остаются такими и  по прошествии  Рамазана.  И в любом случае  они  выходят  из  этого месяца  уже  более совершенными и очищенными.
-Мама, я вот что для себя решил.  Сегодня  же    честно напишу на листике все свои недостатки, плохие привычки  и  недобрые поступки.  Попрошу у Аллаха прощения, а также у всех, кого я обидел.  И ты тоже прости меня, мамочка, за   то, что я огорчил тебя.   Над своими недостатками  я  буду работать  каждый день и каждую минуту, буду строго следить за собой.  Это  нелегко, но я справлюсь.  И еще я  прочитаю подаренную тобой   книгу о человеке, у которого не было недостатков» -  о  Пророке Мухаммаде.  Хочется прочитать о его достоинствах,  чтобы  когда-нибудь хоть в чем-то стать на него похожим. 
- Ты поставил перед собой   трудную задачу  и очень высокую цель.   Пророк  Мухаммад  был идеальным, совершенным  человеком,  он был  лишен недостатков. Но если  ты будешь очень и очень стараться,  то хотя бы в чем-то    сможешь стать похожим на Посланника Аллаха.  И по  мере избавления от недостатков  Всевышний будет любить   тебя   больше.  Главное, чтобы ты понял: только от самого человека зависит – будет ли доволен Всевышний  его жизнью, делами,  поступками,  мыслями. От него   зависит,  куда он направит свою душу  – к добру или к злу, какие двери для себя приоткроет -  врата Рая или Ада.
- -Спасибо, мамочка.  Я постараюсь  одержать эту  победу над своими недостатками, над собой.   И может быть,  у меня получится когда-нибудь открыть для себя врата Рая.
- Пусть Всевышний поможет тебе в этом важном деле, сынок.


Рецензии