12. В Доме Аллаха- среди ангелов и братьев по вер

 
На следующий день   в пятницу у Рамазана не было занятий в школе: заболела учительница, и  весь их  класс отпустили. Мальчик  вернулся домой и увидел, что  дедушка собирается  куда-то  уходить.
- Дедуля, ты,  наверное, в гости собрался   или погулять?   
- Почему ты так подумал,  Рамазан? -   спросил    дед.
-Я вижу, что  ты искупался, надел    нарядную   выходную одежду. Значит, ты идешь  в гости  или  гулять.
- Ты прав, внук, я иду в гости. А знаешь, куда?
- Не знаю.  Но мне жаль, что   ты  собрался в гости,    а не просто погулять. Если бы  ты шел  на прогулку, я бы пошел с тобой. А   в гости ты меня с собой не возьмешь.
-А вот и возьму, причем  с удовольствием,  потому что я иду в гости в  Дом Аллаха. А там всем и всегда   рады, мой дорогой внук.  И мне   не стыдно, а даже  приятно взять с собой  в Дом Всевышнего  хорошего  мальчика,   в своем возрасте уже молящегося и совершающего пост.    
 Рамазан удивленно посмотрел на своего дедушку. А тот,  улыбаясь, продолжал:
 - Почему  ты  так удивился, мой мальчик? Разве никогда не слышал, что  мечети называют еще  Домами Аллаха.   Так вот, я иду в мечеть на пятничный намаз. Собирайся, пойдем со мной. Я хочу, чтобы ты полюбил  эту дорогу в Дом Аллаха и часто по ней ходил.  Посланник Аллаха сообщил, что  человеку, который совершил   омовение  и   пошел в мечеть для совершения молитвы, за каждый  шаг, сделанный им,  прощается один грех и воздается одно вознаграждение. 
 Рамазан обрадовался и спросил:
- Дедушка,   у нас ведь   есть еще  немного времени, чтобы успеть   на  пятничный  намаз?
 -Да, Рамазан.  У нас  достаточно  времени до пятничного намаза. А что ты хотел?
- Я тоже хочу искупаться, сделать омовение  и надеть самую лучшую свою одежду, свой новый белый костюм.
- Все правильно, мой  хороший.  И я очень  рад, что ты  понимаешь важность   нашего посещения мечети.   Я подожду тебя,  а ты приводи себя в порядок.  Мы и в самом деле  идем в гости, но  в особенный Дом - я рад, что  ты это понимаешь.
 Через полчаса Рамазан предстал перед дедом в своей новой одежде,  а тот по случаю приготовил ему  красивую белую тюбетейку. По дороге они разговорились.
- Дедушка, а давай пойдем в мечеть пешком.  Хотя, может, у тебя ноги будут болеть,  дорога неблизкая.
- Но ведь  ты   так не любишь ходить пешком,  Рамазан, - улыбнулся словам внука дед.  - Что же сегодня с тобой случилось? 
- Ты ведь сам сказал о   вознаграждении  за каждый шаг по этой дороге  и  прощении  грехов.      
-И много у тебя грехов, внук?  - улыбнулся дедушка.
-Хватает,  дедуля.   Было, что и друзей незаслуженно обижал,  и  животных  мучил,  и деревья портил, и с соседкой огрызнулся.  Маме однажды  не помог, хотя она об этом просила, двойку получил.  Да стоит ли перечислять, много    чего было. Но  можно я не буду перечислять свои грехи, а то мне стыдно становится? Можно, я просто   попрошу Аллаха  простить мне  эти грехи?
- Можно, мой дорогой, не  перечисляй. Только  учти одно,  когда человек просит прощения у Всевышнего и искренне  раскаивается в содеянном, он не должен  впоследствии повторять те же самые ошибки.  Понял?
-Понял, дедушка, я постараюсь. А  ты ответь мне,  пожалуйста,  на такой вопрос:  почему ты так часто ходишь в мечеть,  и  не только по пятницам, ведь  можно молиться и дома, - с интересом спросил деда Рамазан. 
- Понимаешь, каждый   истинно верующий мусульманин больше  всех и всего  на этом свете любит  Всевышнего.  Я не исключение, внучек. И потому каждое посещение мечети, Дома Аллаха – это для меня особенная радость.  Посланник Аллаха,  с которого мы все и во всем должны  брать пример,  всегда  совершал намаз с джамаатом (коллективный намаз)  и нам рекомендовал это.     Коллективный намаз  вознаграждается в двадцать семь раз больше, чем  намаз, свершенный в одиночку. Когда мусульманин  совершает намаз с джамаатом, ангелы читают ему дуа.  И  до тех пор, пока он находится в местах совершения намаза с сохранением намаза, ангелы просят для него: «О Аллах, смилуйся над ним!»
Рамазан удивленно  посмотрел на дедушку и задал свой очередной вопрос: 
-В мечети люди только молятся? 
- Нет, не  только молятся, Рамазан.  В мечети люди  слушают проповеди имама, который  рассказывает  мусульманам о нормах нашей религии, ее основных столпах. Рассказывает и о Коране, и о Пророке,  и  о его сподвижниках.  Но в то же время он  общается с пришедшими в мечеть и на другие  важные и  современные темы нашей  жизни. Призывает пришедших в мечеть мусульман избавляться от грехов и пороков, быть неравнодушными ко всему происходящему вокруг, помогать друг другу, искоренять зло и безнравственность.  Мы войдем в мечеть,  и ты сам почувствуешь, мой мальчик,   какая там   атмосфера - чистая,  добрая и светлая. Это потому,  что   вокруг нас в Доме  Аллаха находятся ангелы,  и Милость Аллаха спускается к нам. 
 - Дедушка,  я в мечети буду стоять рядом с тобой?
 - Нет, дорогой.  Каждый раз, приходя в мечеть, я вижу там группу мальчиков твоего возраста. Они стоят в среднем ряду -  после  рядов с мужчинами.  Таков этикет посещения мечети.
-    А мне  немного страшно: вдруг я начну  волноваться   и  совершу какие-то ошибки в намазе? 
- Ничего, Рамазан.  Аллах Милостив и Милосерден,  он любит и благословляет  коллективные намазы. А потому через благо коллективной молитвы  прощает ошибки совершенные в намазе, если они вдруг случаются. Тем более  таким маленьким, как  ты,  мусульманам.
- Дедушка, а почему мама и  моя сестра Аминка  очень - очень  редко ходят  в мечеть?   Женщинам это не положено?
-Нет, почему же,   женщины тоже ходят в мечеть. Они там  молятся,  находясь в  специальном отсеке или в задних рядах - после мужчин и мальчиков.  Но Всевышний  знает и учитывает все, в том числе  и занятость женщин  семьей, их большую ответственность за ведение дома, воспитание детей  и уход за мужем. Поэтому посещение мечети для женщины не обязательно. А коллективные намазы   в надежде на особенные вознаграждения   женщина  может совершать в кругу своих близких, родных, подруг.  У твоей мамы слишком много забот - она ведет дом,   воспитывает вас, троих  детей,  ухаживает за папой и даже за нами,  стариками.  И потому ей просто  легче молиться дома, но  иногда и она ходит в мечеть. Вот вчера, например,  мы все сюда приходили на таравих - намаз.
- Дедушка, когда идешь в гости  в любой дом, то примерно знаешь: как  там надо себя вести,  что говорить  и что делать? А есть  ли такие правила  поведения в Доме Аллаха, в мечети?
 -Есть, Рамазан.  В исламе на все есть адабы, то есть определенные  правила. Есть правила и посещения  мечети.  Некоторые  моменты этого адаба тебе уже  скоро понадобятся. Например, знаешь ли ты, что входить в мечеть надо  с правой ноги и быть при этом в омовении?  А  выходить из мечети надо с левой ноги. 
- Не знал, дедуля. Теперь  так и сделаю.
- В мечети повсюду постелены  ковры и дорожки. Нельзя наступать на них грязной  обувью.   Есть и общепринятые правила поведения, как и в любом общественном  месте. Например, нельзя прийти в мечеть, наевшись лука и чеснока, накурившись, с запахом табака. Одним словом, нельзя причинять  другим людям никаких неудобств. Неприличным считается  и сидеть в мечети,  вытянув ноги без причины. Нельзя в мечети  кричать, шуметь, вести пустые и не подходящие   к месту  разговоры.
 Если  человек опоздал в мечеть, а проповедь или молитва уже начались, надо   сесть  туда, где свободно, а  не искать себе место поудобнее, расталкивая остальных.   Если в мечети читается Коран или проповедь, то нужно внимательно  и почтительно слушать имама.  Если люди вокруг уже молятся, стоя за имамом, надо присоединиться к  молитве, есть определенные правила, как правильно  это сделать.
- Молиться в мечеть ходят только по пятницам?
- Нет,  мусульмане посещают мечети и в другие   дни недели, но  пятничная молитва  обязательна (фарз), и пропускающие  ее без уважительной причины   совершеннолетние   мужчины- мусульмане  совершают грех.  Как видишь,  Всевышний в этом делает снисхождение женщинам и несовершеннолетним  детям ,  больным, парализованным, безногим, немощным, а также  ухаживающим  за больными, путникам, находящимся в неволе. Молитва в мечети  в другие дни недели  желательна, но  не обязательна (сунна).   Пятничная молитва мусульман  и вообще этот день недели    особо выделены  Всевышним. 
-А с чего начинается пятничное богослужение    в мечети?
-Перед намазом в мечети читается   проповедь, мусульмане называют ее хутба. Первую проповедь  в мечети для мусульман прочитал Пророк (). 
- Значит, прослушав  в мечети  перед намазом   проповедь (хутбу)  и   помолившись  все вместе  за имамом,  люди расходятся?   
- Нет, Рамазан, люди, пришедшие в мечеть,    не торопятся расходиться после пятничной молитвы.  Они, как и в любое другое время после намаза,  читают дуа, поминают и восхваляют Аллаха, просят о его Милости и прощения  своих грехов.  А еще общаются между собой, радуясь, что  праведных мусульман  с каждым днем становится все больше. 
- Вот мы и пришли, дедушка. Как  же много людей собралось у мечети?   Так бывает только  в месяц Рамазан? 
- Нет, родной, каждую пятницу  любого месяца  в мечетях бывает огромное  количество мусульман, приходящих помолиться вместе с братьями по вере, а также послушать  проповедь имама.  Хотя может, ты  и прав.  Рамазан – особенный месяц. И  в этом месяце  в праздничный день мусульмане обязательно  направляются к мечети  на праздничный намаз, даже если  он придется не на пятницу. 
-Дедушка, а  ты возьмешь меня  на праздничный намаз в праздник Рамазан?
- Иншаала, если на то будет воля Аллаха. Я буду рад видеть тебя в этот день рядом с собой в мечети на праздничном намазе.
 -Спасибо,  ты самый лучший дедушка на свете.
- Пожалуйста. Рамазан.  Я тоже очень доволен тобой сегодня. Ты становишься взрослым, стараешься вникать в серьезные вопросы, понимать их.  Я  рад, что тебе это удается. И  всегда буду рад помочь тебе  на  пути ислама.


Рецензии