Новый город на древней дороге

Город Кимовск в Тульской области, название которого происходит от советской аббревиатуры КИМ – коммунистический интернационал молодежи, своим зарождением обязан дороге, которая прошла по его нынешней территории еще в самом начале XVI века.

В то время Тула и Тульский край были присоединены к Московскому великому княжеству, поэтому возникла необходимость их сообщения, в том числе почтового, с помощью дороги, проходящей в верховьях Дона через Каширу, Венев, Епифань. Об этом факте упоминается у И.Ф. Афремова в его «Историческом обозрении Тульской губернии», изданном в 1850 году, где также отмечается: «По присоединении Тулы к Московскому великому княжеству 1502 года первый самодержавец Иоанн III, правнук Донского, первый положил в государстве начало почты, - утвердил по главным дорогам «ямы» (станции, «ям» - слово татарское), для проезда гонцов из Москвы и обратно».

На территории современного Кимовска та самая дорога пересекала Карачевский лес (получивший свое название от села Карачево) и имела здесь станцию (яму), постоялый двор и небольшое поселение ямщиков. А в настоящее время это заасфальтированное шоссе, обеспечивающее связь города с Москвой (в одну сторону) и Епифанью (в другую)…

В начале XVII века на северо-западной окраине Карачевского леса появилась небольшая деревня Михайловка Епифанского уезда, жизнь которой круто изменилась со строительством в 1869 году рядом с ней Сызрань-Вяземской железной дороги. Первый паровоз по ее рельсам был пущен 16 декабря 1874 года, а в Михайловке - построен вокзал станции «Епифань».

Почему станция с таким названием не была организована в самом городе Епифани? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Одни источники утверждают, что протянуть железнодорожное полотно к Епифани не позволили рельеф местности и обилие болот, другие – что одержали верх коммерческие интересы определенной группы местных купцов.

Так или иначе, но связь станции «Епифань» с одноименным городом осуществлялась по тракту, проходившему через Карачевский лес. В 1883 году купец первой гильдии Чесноков построил в Михайловке при железнодорожной станции, рядом со своим домом, гостиницу и торговую лавку (в настоящее время все эти здания в Кимовске сохранились, в них находятся отделения милиции, охраны и местный храм, в котором ранее размещался универмаг райпо).

Для строительства Чесноков использовал необычный материал. Дело в том, что в начале XVIII века на территории теперешнего Кимовского района строился Ивановский канал, который по замыслу Петра I должен был соединить верховья рек Дон и Шат, тем самым организовав большой водный путь, объединяющий гидросистемы Волги и Дона. Об этом, в частности, рассказал в своей художественной повести «Епифанские шлюзы» известный писатель Андрей Платонов. Во времена Петра I такой канал являлся насущной необходимостью. Хорошие грунтовые дороги в этих местах были редки из-за обилия труднопроходимых заболоченных лесов. Водная дорога в сторону юга обеспечивала и военные преимущества, сокращая путь к южным морям. Однако после смерти Петра I строительство забросили.  Шлюзовые камеры канала отделывали тесаным камнем. Михайловский купец Чесноков купил этот камень за бесценок и обложил им фундаменты своих гостиницы и лавки.

На железнодорожной станции «Епифань» со временем появились мельница, крупорушка, кирпичный завод, мелкие кустарные предприятия по переработке зерна и обслуживанию населения. Деревня Михайловка развивалась и расширялась. Недалеко от нее, в селе Карачево, в 1874 году открывается церковь, и с этих пор Михайловка относится к Карачевскому приходу.

Уже в советские времена, в конце июля - начале августа 1924 года, в результате разукрупнения Епифанского уезда образуется Карачевский район, а 29 ноября 1926 года Постановлением Президиума ВЦИК этот район переименовывают в Михайловский с центром в поселке Михайловка. В начале июня 1929 года семь михайловских комсомольцев организовали колхоз и назвали его «Имени 10-летия КИМ» (КИМ – немного забытая аббревиатура – коммунистический интернационал молодежи). А в последний день 1930 года, 31 декабря, вышло решение о том, что Михайловский район Тульского округа переименовывается в Кимовский, относящийся теперь к Московской области. Так зарождались истоки названия города Кимовска…

В годы Великой Отечественной войны станция «Епифань» и пристанционный поселок Михайловка в течение 17 дней были оккупированы фашистами, и только 10 декабря 1941 года их освободил 1086-й полк 323-й дивизии под командованием майора А.А. Богданова.

В военное время, в 1943 году, вокруг железнодорожной станции «Епифань» построили первые угольные шахты. Их необходимость объяснялась тем, что Донбасс захватили фашисты, а стране нужен был уголь. Так появляются первые строчки в шахтерской летописи Кимовска. Правда, еще в годы Гражданской войны за Карачевским лесом пытались открыть шахту, но тогда помешало этому обилие подземных вод.

Развитие угледобычи требовало строительства жилья для шахтеров. Вначале – около шахт, а затем и в поселке Михайловка, расширяющимся со временем по территории, на которой появлялись многоквартирные двух- и трехэтажные дома. Указами Президиума Верховного Совета РСФСР Михайловка 23 июня 1948 года переименовывается в рабочий поселок Кимовск, 31 марта 1952 года Кимовск становится городом районного подчинения, а 22 февраля 1958 года – городом областного подчинения. Вот они - этапы, ступени становления и развития Кимовска… Поэтому и перечислил я их с такой точностью.

Бурное строительство Кимовска приходится на 50-60-е годы прошлого столетия. И здесь присутствует своя особенность – город строился от окраин к центру. Возникла необходимость соединить южную часть (частные дома бывшей деревни Михайловки) с новой северной частью города, которые разделяла железная дорога. Чтобы решить эту задачу, в 1957 году поставлен специальный мост – виадук. Единственной автотранспортной магистралью в бывшем райцентре Михайловке была улица Колхозная, которая с 8 июня 1959 года в городе Кимовске стала называться улицей Бессолова в честь управляющего трестом по добыче угля, Героя Социалистического труда А.Т. Бессолова. В 60-е годы появляются другие многочисленные кимовские улицы, заасфальтированные, с новыми многоэтажными зданиями…
 
 А в современный Кимовск из Москвы путь лежит по той самой дороге, проложенной полтысячелетия назад, которая также доставляет туристов и в исторические места – древний город Епифань и знаменитое Куликово Поле.

Ноябрь 2014 г.      


Рецензии
Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич!
Прочитала Ваши исторические очерки "Усадьба Бобрики" и о Кимовске. Подобные исследования мне очень нравятся, ибо нельзя забывать ни одной страницы истории нашей замечательной страны. Понравилось и популярное изложение материала.
Читала и думала: как же много и постоянно трудятся люди: строят храмы и дома, прокладывают дороги там, где, кажется, они не могут появиться, добывают уголь и прочее, и прочее. Хвала нашим предкам!
Думала и о том, что некие иные люди - со странной мешаниной в голове - разрушают храмы, устраивают в них клубы, училища...
Некоторое время назад я была в г. Серпухове. Удивилась тому, сколько там православных храмов; некоторые большевикам не удалось закрыть и разрушить. Но был один храм, который довели "до ручки".
Сначала там было какое-то лётное училище, потом ещё что-то светское. А когда он остался бесхозным, то местное население разобрало его по кирпичику; гид говорил, что можно найти в городе стенки, сделанные из кирпича храма.
Он начал возрождаться лишь после того, как там был открыт женский монастырь. Надо было видеть этих молодых, худеньких монахинь, которые здесь работали! Конечно, не они строили, но они вели хозяйство монастыря. Предполагаю, что теперь тот монастырь восстановлен и радует своей красотой - как символ победы созидания над разрушением.
Желаю Вам новых изысканий и удач на этом поприще.

Лариса Прошина   04.05.2016 21:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Большое спасибо за отзывы с размышлениями.
Ваши рассуждения напомнили мне мой материал "Два старинных монастыря" (он есть здесь) - про монастыри в городе Белеве Тульской области, которые посещал еще Иван Грозный, а восстановительные работы в этих монастырях ведутся давно и долго, конца и края не видно - очень большой урон им был причинен.
А бороться надо и словом тоже.
Всего самого доброго!
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   05.05.2016 00:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.