Никола Тесла и Томас Эдисон

НИКОЛА ТЕСЛА И ТОМАС ЭДИСОН
Текст опубликован в 47-м и 48-м томах петербургского литературно-художественного журнала "МОСТ".

Имена Николы Теслы и Томаса Эдисона так или иначе всплывали в моей жизни с самого детства. Но только имена. То есть они не соотносились с конкретными людьми, тем более я была не в курсе их отношений друг с другом.
Например, единица измерения в физике – тесла (единица измерения плотности магнитного потока (магнитной индукции)). В школе учительница Галина Ивановна нам вроде и не рассказывала, что за «тесла» такая. Вообще, странная у нас была физика в школе – вот ровным счётом ничего я не вынесла из этого предмета. И сейчас, если мне нужны физические подробности и характеристики, информация о свойствах и устройствах, я обращаюсь к мужу – физику и математику. Он мне всё доступно объясняет. Но самое интересное: когда он учился в математическом интернате имени Колмогорова, а затем на мехмате МГУ, никто и ему не говорил о Николе Тесле, а об Эдисоне и подавно. Или, к примеру, «катушка Теслы», о которой мне частенько приходилось слышать от радиолюбителей, к коим относился и мой племянник. Правда, почему «Теслы», почти никто из них и не знал. Мало того, «тесла» был у них неодушевлённым предметом, точнее – просто «катушкой». А мой племянник занимался в кружке для детей, у физика, при Киргизском государственном национальном университете. И вот тот физик кратко поведал ребятам, что Тесла – это такой изобретатель, создал эту самую катушку, которую они применяют на полную катушку.
А я вот не могу вспомнить, откуда слышала имя Николы Теслы.
Имя Томаса Эдисона слышала в связи с информацией о ряде каких-то устройств, которые были популярны у людей в те или иные годы XX века. Например, слуховой аппарат. Просто моя бабуля потеряла слух и была вынуждена пользоваться слуховым аппаратом, а кто-то, уж не папа ли, говорил мне, что этот самый Эдисон приложил руку к созданию такого аппарата. Через много лет, будучи студенткой Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, я занималась анализом дореволюционного журнала «Граммофон и фонограф», в котором частенько писали о Томасе Эдисоне (исследование читайте в предыдущих томах «МОСТА»).
Ну, а о совместной работе Теслы и Эдисона прочла, когда всерьёз увлеклась историей жизни и деятельности сербского изобретателя.
И вот один из моментов этого сотрудничества меня весьма потряс и удивил.

По данным официальной биографии Теслы, он в 1882 году переехал в Париж и устроился на работу в Континентальную компанию Эдисона (Continental Edison Company). В своих воспоминаниях Тесла пишет: «Моя квалификация была признана: руководитель предприятия г-н Пушкаш, завершив свои дела в Будапеште, предложил мне должность в Париже, на что я с радостью согласился».
Компания Эдисона вела работы по реконструкции динамо-машин, а также занималась строительством электростанции для железнодорожного вокзала в Страсбурге, куда и направился Тесла.
Из воспоминаний Теслы: «Добравшись до места, съедал завтрак лесоруба и затем с нетерпением ждал перерыва на обед, разгрызая в то же время «твёрдые орешки» проблем директора завода г-на Чарльза Бачелора, близкого друга и помощника Эдисона. Здесь вскоре познакомился с несколькими американцами, которые были совершенно очарованы мной по причине моей опытности... в бильярде. Вот этим-то людям я и рассказал о своём изобретении, и один из них, г-н Д. Каннингхэм, начальник механического отдела, предложил создать акционерное общество. Предложение показалось мне в высшей степени комичным. Я абсолютно не представлял себе, что это значит, за исключением того, что это – американский стиль действий. Однако ничего не получилось, и в следующие несколько месяцев мне пришлось поездить по Франции и Германии, исправляя поломки на электростанциях. Возвратившись в Париж, я представил одному из управляющих компании, г-ну Ро, предложения по улучшению работы их динамо-машин, и мне предоставили возможность их внедрить. Успех мой был полным, и директора на радостях одарили меня привилегированным правом усовершенствовать автоматические регуляторы, в которых имелась большая потребность. Спустя некоторое время возникли неполадки в работе осветительного оборудования, установленного на новой железнодорожной станции в Страсбурге, в Эльзасе. По причине неисправной проводки из-за короткого замыкания во время церемонии открытия в присутствии старого императора Вильгельма I выгорел большой кусок стены. Германское правительство отказалось принять такое оборудование, и это грозило французской компании серьёзными убытками. Поскольку я знал немецкий язык и имел опыт, на меня возложили трудную задачу уладить дело, и с этой миссией в начале 1883 года я отправился в Страсбург».
Тесла «сумел успешно решить ряд проблем и исправить ошибки, допущенные при строительстве электростанции». И одновременно занимался разработкой первых моделей индукционного мотора.
«Весной 1884 года электростанция была построена, и Тесла вернулся в Париж, ожидая от компании премии в размере двадцати пяти тысяч долларов, – сообщается в Википедии. – Но обещанных денег он не получил и, оскорблённый, уволился».
Из воспоминаний Теслы: «К весне 1884 года, после урегулирования всех разногласий, установку официально приняли, и я вернулся в Париж, предвкушая приятные события. Один из управляющих пообещал мне щедрое вознаграждение в случае успеха, а также достойную оценку усовершенствований, произведённых мной в их динамо-машинах. Управляющих было трое, для удобства обозначу их А, В и С. Когда я заходил к А, он говорил мне, что должен сообщить В. Господин В считал, что принять решение может только С, а последний был совершенно уверен, что уполномочен действовать только А. После нескольких походов по этому замкнутому кругу мне стало ясно, что обещанное вознаграждение – воздушный замок. Полный провал моих попыток добыть деньги для опытов принёс ещё одно разочарование».
И тут возникает вопрос: если он так хорошо справился с работой, почему же ему не выплатили премию? И почему она должна была быть такой огромной? Сумма, по-моему, нереальная, даже по нашим временам (сам Тесла, кстати, не говорит, премию в каком размере рассчитывал получить). Или он всё же выполнил свою работу худо? И что значит – «ожидая премии», «один из управляющих пообещал мне»? Не было никакого письменного договора? Получается, Тесла – совсем непрактичный человек, верящий в честное слово управляющего и вообще – в доброту окружающих людей.
И потом, сколько же там было управляющих, кроме Бачелора? Или Тесла утрирует, чтобы читателю было интересно?
Куда же Тесла уволился (?), если далее следует вот что: «Он продаёт всё, что у него было, дабы купить билет на трансатлантический пароход. Цель – покорить Америку» (из Википедии). Допустим. Добавлю: в США Тесла устроится на работу к… Эдисону. А приехал он туда в один год с Бачелором, который, забегаю вперёд, настоял (!) на его отъезде в Америку. Тут кроется загадка.
Один из первых биографов изобретателя Б.Н. Ржонсницкий утверждает: «Первая мысль его была поехать в Петербург, так как в России в те годы были сделаны многие важные для развития электротехники открытия и изобретения. Имена Павла Николаевича Яблочкова, Дмитрия Александровича Лачинова, Владимира Николаевича Чиколева и других были хорошо известны электрикам всех стран, статьи их печатались в наиболее распространённых электротехнических журналах мира и, несомненно, были известны и Тесле. Но в последний момент один из администраторов Континентальной компании, Чарлз Бечлор (Charles Batchelor), уговорил Николу вместо России отправиться в США. Бечлор написал рекомендательное письмо, адресованное Эдисону, который был его другом: «Было бы непростительной ошибкой дать возможность уехать в Россию подобному таланту. Вы ещё будете мне благодарны, мистер Эдисон, за то, что я не пожалел нескольких часов для убеждения этого молодого человека отказаться от мысли ехать в Петербург. Я знаю двух великих людей – один из них вы, второй – этот молодой человек».
Однако другие биографы Теслы о его желании поехать в Россию ничего не сообщают, а текст записки приводят лишь из одного (последнего) предложения. Впервые о записке упоминает первый крупный биограф Теслы Джон О’Нейл, которому лично я не очень-то доверяю. К тому же исследователи не видели документально зафиксированного текста записки. Марк Сейфер полагает, что записки как таковой могло и не существовать, его работа о Тесле более серьёзна, но в российском издании я не нашла списка использованной литературы и источников.
А вот автор Б.Н. Ржонсницкий отличается от своих американских коллег – в его книге использовались различные материалы, в том числе хранящиеся в Музее Теслы в Белграде. Что и говорить, родился он в Одессе, учился в Ленинграде, а в нашей стране совершенно другое мышление у людей и подход к написанию книг. Правда, библиографический список не очень велик. А про желание ехать в Петербург, записку Бечлора к Эдисону автор мог просто придумать и написать «по заданию партии»?
Читаем у самого Теслы: «И когда г-н Бачелор настоял на моём отъезде в Америку, где у меня появилась бы возможность заняться усовершенствованием машин Эдисона, я решил попытать счастья на этой земле. Но шанс едва не был упущен. Я расстался со своим скромным имуществом, оплатил стоимость переезда и оказался на железнодорожной станции в тот момент, когда поезд уже отходил. И тут мне стало ясно, что мои деньги и билеты уезжают. Встал вопрос, что делать. Геркулес располагал достаточным запасом времени для обдумывания, а я вынужден был решать, пока бежал рядом с поездом, и мысли бились в моём мозгу подобно разрядам конденсатора.
В последний момент решение, подкреплённое сноровкой, воплотилось в успех, и после прохождения обычных процедур, тривиальных и в той же степени неприятных, я сумел погрузиться на корабль, отплывавший в Нью-Йорк, имея при себе остатки имущества, несколько стихотворений и статей, написанных мной, пакет с вычислениями не берущегося интеграла и с моим летательным аппаратом».
И тут мне совсем не стало ясно: Тесла плюнул на менеджеров-управляющих Эдисона в Париже – и отправился к самому Эдисону в США! Где логика? Его обманули в самой компании Эдисона. Там же у Теслы был приятель Ч. Бачелор, приближённый Эдисона, управляющий всей этой парижской конторой. Отчего же, если Бачелор так хорошо относится к юному таланту, он не разбирается в ситуации, а отсылает Теслу к Эдисону? Не мог же Бачелор совсем ничего не знать! Отчего сам обманутый Тесла никак не может расстаться с компанией? Дело привычки? Не позволяет вежливость? Действительно было рекомендательное письмо? Сам Тесла не упоминает о таковом (если оно было, то, возможно, он не пишет о нём из скромности). Некуда больше пойти? Думал, что Париж от Эдисона далеко, и он не в курсе, что творят там его управляющие? Попытка доказать что-то лично Эдисону? В общем, одни вопросы. Но главное во всём этом предприятии: Тесла мог прийти и сказать, что всё сделает, как было раньше, то есть всю свою работу уничтожит. Получив деньги, лучше, конечно, прекратить всякое сотрудничество. Но, наверное, это логика современного человека, да и то не любого, так как некоторые мои знакомые попадали точно в такую ситуацию, а потом ещё раздумывали, не продолжать ли работать без выплаты долга начальством. Возможно, это потому, что люди впадают в панику при отсутствии зарплаты, и та же психология была и у Теслы. Он нашёл в себе силы быть выше этих обманщиков, не ябедничать на них Бачелору и Эдисону, но не смог оборвать все отношения с компанией, если, конечно, там не было ещё чего-то неизвестного.
Был ли осведомлён об этой ситуации Томас Эдисон? Если был, то с какой стати ему принимать Теслу на работу – вдруг выступать начнёт. Но Эдисон ещё тот «предприниматель»! По моим сведениям, довольно беспринципный человек. Даже если и не был осведомлён, то впоследствии поступил с Теслой точно так же, как и его управляющие в Париже. Может быть, это была в их компании принятая практика.
Итак, за несколько дней до своего очередного дня рождения, 6 июля 1884 года, Тесла прибыл в Нью-Йорк и устроился на работу в компанию Эдисона в качестве инженера по ремонту электродвигателей и генераторов постоянного тока.
Тесла рассказывает: «Общение с американцами направило мои мысли в практическое русло, и я попытался завести капитал, но мои старания не имели успеха, и в итоге я решил уехать в Америку, куда прибыл летом 1884 года. В соответствии с предварительным соглашением поступил на машиностроительный завод Эдисона, где взялся за проектирование динамо-машин и моторов. В течение девяти месяцев постоянно работал с 10 утра до 5 утра следующего дня. Всё это время во мне росло беспокойство по поводу моего изобретения, и я склонялся к мысли предъявить его Эдисону. В этой связи до сих пор вспоминаю странный случай. Однажды, во второй половине 1884 года, г-н Бачелор, управляющий заводом, пригласил меня в Кони-Айленд, где мы встретили Эдисона в компании с его бывшей женой. Момент, которого я ждал, был благоприятным, и я собирался заговорить, когда ужасного вида бродяга схватил Эдисона и потащил его прочь, препятствуя исполнению моего намерения. В начале 1885 года ко мне обратились с предложением разработать систему освещения с использованием дуговых ламп и создать компанию под моим именем. Я подписал контракт, через полтора года был свободен, и имел возможность посвятить себя практической разработке моего открытия. Я нашёл финансовую поддержку, и в апреле 1887 года с этой целью была создана компания, а что за этим последовало, хорошо известно».
Или: «Знакомство с Эдисоном стало памятным событием в моей жизни. Этот человек поразил меня тем, сколь многого он достиг, не имея изначальной поддержки и научной подготовки. Я выучил дюжину языков, серьёзно занимался литературой и искусством и лучшие свои годы провёл в библиотеках, читая всё подряд, что попадало мне в руки – от «Принципов» Ньютона до романов Поля де Кока. И тут мне показалось, что большая часть жизни была потрачена зря. Но с течением времени ко мне пришло осознание, что это было лучшее, что я мог сделать тогда. За несколько недель я завоевал доверие Эдисона, и вот как это произошло.
На пассажирском пароходе «Орегон», самом быстроходном в то время, вышли из строя оба осветительных генератора, и выход судна в море отложили. Поскольку надпалубные сооружения строились после установки машин, не представлялось возможным извлечь их из трюма. Это была большая неприятность, которая очень раздосадовала Эдисона. Вечером, захватив необходимые приборы, я отправился на судно, где провёл всю ночь. Динамо-машины находились в плохом состоянии: разрывы и короткое замыкание в нескольких местах. Но с помощью команды я успешно справился с задачей и привёл всё в порядок. В пять часов утра, направляясь по Пятой авеню в мастерскую, я встретил Эдисона с Бачелором в компании возвращавшихся домой людей. «А вот и наш парижанин разгуливает по ночам», – сказал он. Когда же я сообщил ему, что возвращаюсь с «Орегона» и отремонтировал обе машины, он молча взглянул на меня и, не сказав ни слова, пошёл прочь. Чуть отойдя, я услышал его реплику: «Бачелор, этот джентльмен – хороший человек». И с того момента мне предоставили полную свободу в проведении работ. Почти год мой рабочий день начинался в 10.30 утра и длился до 5 часов утра следующего дня. Эдисон сказал мне: «У меня было много трудолюбивых помощников, но вы превзошли всех».
Эта цитата как бы отрицает записку Бачелора к Эдисону о Тесле. Если бы Эдисон её получил от своего друга и ближайшего помощника, он бы уже знал, что Тесла – хороший человек. Но и Тесла, по-моему, не совсем верно понял значение произнесённых Эдисоном слов. «Хороший человек» на языке Эдисона – человек, которому можно сесть на шею, который может сделать много и быстро, но работа его будет низкооплачиваемой, он же – простой гастарбайтер.
И вот что вышло: «В этот период я спроектировал двадцать четыре вида разных типов машин с короткими сердечниками, стандартной конфигурации, которыми заменял старые машины. Управляющий пообещал мне пятьдесят тысяч долларов для доведения этой работы до конца, но сыграл со мной злую шутку. Испытав жестокое потрясение, я отказался от должности». Так пишет Никола Тесла.
Весной 1885 года Эдисон сказал Тесле, что заплатит ему пятьдесят тысяч долларов, если тот конструктивно улучшит электрические машины постоянного тока. Никола активно взялся за работу и вскоре представил двадцать четыре разновидности машины Эдисона, новый коммутатор и регулятор, значительно улучшающие эксплуатационные характеристики. Одобрив все усовершенствования, в ответ на вопрос о вознаграждении Эдисон отказал Тесле, заметив, что эмигрант пока плохо понимает американский юмор. Оскорблённый Тесла немедленно уволился.
Наступил на те же грабли во второй раз. Вероятно, Тесла уже почувствовал, что и сам может работать, ему не нужно на кого-то опираться. Тем более, Эдисон настаивал на постоянном токе, а Тесла продвигал ток переменный.
Выходит, что первая осечка с работой в парижской компании Эдисона не имеет каких-то подводных камней. Просто Тесла – доверчивый, хорошо воспитанный человек, не желающий обижать и огорчать окружающих его людей, которые, как ему казалось, были так же доброжелательны к нему. Но всё это должно быть документально подтверждено – исследованием я намерена заняться, когда появятся финансовые и временные возможности.
За год работы у Эдисона Тесла приобрёл известность в деловых кругах Америки. Узнав о его увольнении, группа электротехников во главе с Джеймсом Карменом предложила организовать ему свою компанию, связанную с вопросами электрического освещения («Тесла Электрик Лайт Компани»). Но их тоже не воодушевили проекты Теслы по использованию переменного тока, и тогда они ограничились предложением разработать проект дуговой лампы для уличного освещения. Через год проект был готов. И опять похожие «грабли»: вместо денег предприниматели предложили изобретателю часть акций компании, созданной для эксплуатации новой лампы. Такой вариант не устроил Теслу, и он перестал сотрудничать с этими людьми. После своей третьей осечки Тесла, наконец, приступил к производству моторов и генераторов многофазного переменного тока.
Зато 18 мая 1917 года Тесле была вручена медаль Эдисона. Это как у нас вручают ордена, например, лётчикам, которых бросили в плену ради недавно установленных дипломатических отношений, а они самостоятельно угнали свой же самолёт и из плена вырвались.
Кстати, в США день рождения сербского изобретателя – 10 июля – провозглашён днём Николы Теслы.

Литература:
Никола Тесла. Статьи. 2-е издание. – Самара, 2008 // http://serge.raikevich.com/tesla/00.htm
Ржонсницкий Б.Н. Тесла. – 1959 // http://www.electrolibrary.info/tesla/book1.htm
Тесла, Никола // http://ru.wikipedia.org/wiki/Тесла,_Никола


Рецензии
Спасибо, Диана.
Интересный материал. Не помню точно, но по моему у нас в учебнике физики, помимо единицы измерения, всё же была краткая биография Теслы. А более подробно о нём услышала от своего младшего сына, но у него - взахлёб, с элементами "героизации", а у Вас ближе к науке и фактам.
С уважением, Ольга.

Ольга Постникова   24.11.2014 09:47     Заявить о нарушении
Диана! Как жаль, что в своём обстоятельном биографическом очерке о Н.Тесла ты не сказала о его главном изобретении гениального серба, а именно генераторе мощных магнитных полей ограниченных размеров, одно из которых стало причиной неразгаданной до сих пор тайны "Тунгусского метеорита" или, вернее, мощного взрыва над тайгой в 1908 году на берегах реки Тунгуски.
С пожеланиями тебе дальнейших творческих успехов. Михаил.

Михаил Глибоцкий   24.11.2014 12:46   Заявить о нарушении
Ольга, спасибо за рецензию.

Михаил, про метеорит и отношение к нему Теслы - это ещё надо разведать и доказать.

Диана Доронина   25.11.2014 14:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Диана! Лично мне очень понравился Ваш материал. Я вообще-то уже давно далека от физики, хотя, конечно же, помню эти замечательные имена - Теслы и Эдисона. Безусловно, интересно было узнать о их жизни и деятельности, о том, что они сотрудничали, о том, что к талантливым людям всегда, во все века относились и теперь точно так же относятся с корыстью. Спасибо Вам за Ваш труд и за его прекрасное изложение. С уважением, Любовь Крупник.

Любовь Крупник   28.11.2014 11:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.