Либерал

Многие склонны путать понятия: "Отечество" и "Ваше превосходительство".
Салтыков-Щедрин
 
----------------------------------

Однажды мне сказали: «Ты истинный либерал».

 Я удивился и задумался, что бы это утверждение могло означать? Меня за время моей долгой и разнообразной жизни называли по всякому, но либералом никогда. Тем более непонятно было это определение потому, что,  человек, назвавший меня либералом, приехал из России, а там своя терминология, часто отличная от общепринятой. В последние годы жизни в России это слово не было у меня «на слуху». Общеупотребительным словом было демократ, позднее «дерьмократ». Прилагательное либеральный прилагалось только к партии Жириновского, ЛДПР. Но этот националистический клоповник либеральным никак назвать нельзя, это насмешка и кощунство над истиной и здравым смыслом. Конечно, либерал слово не новое и для человека образованного, не трудное. Но так ли это для всей России? В Российском сознании иностранные слова часто приобретают фантастический смысл. В этой связи можно вспомнить старый анекдот про Рабиндраната Тагора.

 Председатель собрал собрание колхоза:

- Ну, вот, мужики, начинаем новую колхозную жизнь... Как назовем нашу

коммуну?

- Предлагаю имени Рабиндраната Тагора!

- Это что же такое, дед Михей?

- Толком не знаю, но уж очень на едрить твою мать похоже...

 
Есть ещё одна интересная особенность русского человека, подмеченная ещё писателем Николаем Лесковым. Боязнь всего «учёного», иностранного.

 «…А дальше рассказывает, что у них дело будто уже и разыгралось таким образом: пошел будто у них какой-то доктор на Нарову купаться, разделся и стал при всех глупость делать: спустил на шнурке с мостка в воду трубку и болтает ее и взад и вперед водит. Пополоскает, пополоскает и опять вытянет, поглядит и опять запустит... Люди увидали это, и несколько человек остановились, а потом вскричали ему: «Доктор, мол, доктор! Слышь-ко, оставь, мол, лучше эту... струментацыю-то! Полно тебе ее полоскать!.. Оставь же, мол; а то нехорошо будет!» А он не послушался и еще раз закинул.

Ну, уж тут его один по голой плоти хворостиной и дернул. И стали приставать. «Подай инструмент, мы его отнесем узнать: что там насажено». А он первой же хворостины испугался и бежать, и инструмент с собой... Ну, тогда, разумеется, за ним уж и многие рушили, и кои догоняли, те били его; но слава богу, что он резво бежал; а если бы он, на грех, споткнулся либо упал — так насмерть бы убить могли. Доктор успел вспрыгнуть на извозчика и в полицию голый так и вскочил... Тут после и пошли по всем сходным местам и трактирам сходиться все фабричные и их эти тоже приходимые красотки и пошли говорить по-русски и по-эстонски, для чего же полиция могла скрыть такого человека, который не постыдился при всех в воде через инструмент микробу впускать...»

 Далеко не новое слово либерал приобрело в путинской России зловещую окраску и стало для нацистского поголовья словом ругательным, синонимом другого зловещего термина «враг народа».

 «Низкопоклонство российских либералов перед Западом не уменьшилось со времён Аввакума, Ломоносова, Пушкина, Грибоедова и Достоевского, выступавших против космополитизма и смердяковщины».


 "Впервые в мире русский народ в 1937 - 1939 годах решил устроить открытый публичный судебный процесс над преступным российским и западным либерализмом в целом. Это был невиданный для истории человечества судебный процесс, в ходе которого русский народ впервые в мире решился публично судить политических преступников в лице либералов. Для российских либералов, как самых злейших и опасных врагов русского народа в 19 – 20 веках, это и были «сталинские репрессии»".



 Прошел месяц с тех пор, как либеральные и откровенно прозападные силы в нашей стране повели мощную и во многом по-новому выстроенную атаку на Россию, ее народ и государственность.


 Подобными перлами богат русский интернет. «Ищите и обрящете».

 Комментировать подобное можно, но бессмысленно. Для кого и зачем? Факты говорят сами за себя. Забавно, конечно, что наци пытаются приготовить своеобразный салат Оливье из своих идейных противников либералов, западников и даже евреев (смотри последнюю ссылку) . Для неразборчивого вкуса всё сойдёт.

 Поняв нацистскую точку зрения на либералов и либерализм, я решил исследовать, как звучат эти понятия в различных по времени и по профилю словарях.

 Либерал `Словарь синонимов`

либерал

См. вольнодумец, свободный...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999

 Либерал `Толковый словарь Ефремовой`

1.м. 1) Приверженец либерализма (1*). 2) Член Либеральной партии. 2. м. 1) Тот, кто склонен к либерализму (2*1). 2) устар. Свободомыслящий человек, вольнодумец.

2.

Либерал `Большой энциклопедический словарь`

ЛИБЕРАЛ (от лат. liberalis - касающийся свободы - свободный), 1) в первоначальном значении - свободомыслящий, вольнодумец; иногда человек, склонный к излишней снисходительности. 2) Последователь и сторонник либерализма; в более узком смысле - член либеральной партии.

 Либерал `Малый академический словарь`

либерал

-а, м.

1.

Сторонник либерализма (в 1 знач.); член либеральной партии.

2. устар.

Свободомыслящий человек, вольнодумец.

[Шатов] был либерал, вольтерьянец по тогдашнему выражению. С. Аксаков, Наташа.

[Власич] либерал и считается в уезде красным ---. В его вольнодумстве нет оригинальности и пафоса. Чехов, Соседи.

3. разг.

Тот, кто либеральничает, занимается вредным попустительством.

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Либерал `Словарь иностранных слов`

(лат. liberalis, от liber - граждански свободный). Свободомыслящий человек, политически вольнодумец, вообще человек, желающий большей свободы народу и видящий благо страны в постепенном прогрессе и беспрепятственном развитии личности; противоп. консерватору.

 (Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

лат. liberalis, от liber, граждански свободный. Свободномыслящий человек.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

свободомыслящий, сторонник либерализма.

 Либерал `Толковый словарь Кузнецова`

либерал

ЛИБЕРА;Л -а; м.

1. Человек, терпимо, снисходительно относящийся к кому-, чему-л. Учитель был либералом. Командир роты не был либералом.

2. Сторонник либерализма (1 зн.); член либеральной партии. Съезд либералов. Либералы проголосовали против.

; Либера;лка, -и; мн. род. -лок, дат. -лкам; ж.

 Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. Либерал `Толковый словарь Ожегова`

-а, м. 1. Сторонник, последователь либерализма (в 1 знач.). 2. Член либеральной партии. 3. Человек, к-рый либеральничает. II ж. либералка, -и (к 1 и 3 знач.).

 Либерал `Толковый словарь Ушакова`

либерала, м. (от латин. ltberalis - относящийся к свободе). 1. Сторонник либерализма. Начинает этот либерал с того, что просит у начальства реформ "по возможности"; продолжает тем, что клянчит "ну, хоть что-нибудь" и кончает вечной и незыблемой позицией "применительно к подлости". Ленин. Российский либерал - представитель трусливого и предательского по отношению к демократии реформизма. 2. Член либеральной партии; противоп. консерватор. Английские либералы. 3. В языке дворянской и буржуазной среды - свободомыслящий человек. Вам искренне признаюсь, такой же я, как вы, ужасный либерал. Грибоедов.

 Либерал `Толковый словарь Даля`

м. -ралка ж. политический вольнодумец, мыслящий или действующий вольно; вообще, желающий большой свободы народа и самоуправления. Либеральный, к этому делу относящ.; -ность ж. свойство или принадлежность либерального; либеральство ср. укорное, отвлеченное свойство. Либеральничать, выказывать из себя политического вольнодумца; вольномысличать; либеральничанье, действ. по глаг.

 Либерал `Этимологический словарь Крылова`

Либерал

Заимствование из французского, где восходит к латинскому liberalis – "свободный".

 Либерал `Этимологический словарь русского языка`

либерал Заимств. в первой половине XIX в. из франц. яз., где lib;ral < лат. liberalis «свойственный свободному», суф. производного от liber «свободный». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

 Либерал `Этимологический словарь русского языка Семенова`

 либерал

Латинское – liber (свободный).

В русском языке слово появилось в начале XIX в. В современном русском языке слово имеет следующее значение: «человек свободолюбивых убеждений»; «член либеральной партии»; «сторонник политического течения – либерализма».

Слово ведет свое происхождение из латинского языка. Первоначальное значение – «свободный». Затем образовалось латинское слово liberalis, что в переводе означает «свойственный свободному человеку».

Производные: либеральный.

Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС> Москва ...

 Либерал `Политический словарь`

1) приверженец либерализма; член либеральной партии. 2) Человек, снисходительно от носящийся и отрицательным явлениям общественной жизни, не способный активно бороться с ними, проявляющий благодушие и мягкотелость.

 Либерал `Политология. Словарь.`

Либерал

(от лат. liberalis касающийся свободы, свободный)

1) в первоначальном значении - свободомыслящий, вольнодумец; иногда человек, склонный к излишней снисходительности;

2) последователь и сторонник либерализма; в более узком смысле - член либеральной партии.

Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф пол наук Санжаревский И.И. 2010

 Либерал `Исторический словарь`

— в первоначальном значении — свободомыслящий, вольнодумец, иногда — человек, склонный к излишней снисходительности. Последователь и сторонник либерализма, в более узком смысле — член либеральной партии.

 Итак, расхождение не очень велики, несмотря на большой разброс в профиле словарей и их хронологии.

Это радует и одновременно бросает луч света на тьму нацистских словесных извращений.

Да, я имею право гордиться тем обстоятельством, что меня назвали либералом. Если бы можно было это слово материализовать, то я слепил бы из него медаль и повесил бы эту медаль себе на грудь.

Смотрите и завидуйте. Я есть свободный и свободомыслящий человек!

 

 


Рецензии
"Городулин в каком-то глупом споре о рысистых лошадях одним господином назван либералом; он так этому названию обрадовался, что три дня по Москве ездил и всем рассказывал, что он либерал. Так теперь и числится"
(с)

Мария Гринберг   28.11.2014 08:45     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Хотя вряд ли фразу, слегка напоминающую цитату, можно назвать рецензией.

Цитата должна содержать текст и указание на источник цитирования. Код в конце цитаты –(с) я не смог расшифровать.

Возможно, Вы не знали, что эти слова принадлежат перу Н. Островского. Увы, когда классики русской литературы используются в политических играх, тем более русскими националистами (в моей терминологии нацистами), то такие тонкости ни к чему. Они ведь такие же знатоки в этой области, как я в фигурном катании. Для того, чтобы понимать смысл написанного надо прочитать и понять, а для этого надо иметь «читалку» и «понималку».

В любом случае мне приятно слышать улюлюкание и оскорбления от своих идейных противников.

Значит я попал в самую точку!

Как говорил мой любимый литературный герой Сирано де Бержерак:

«Я существовать хочу вполне свободно, Смеяться от души, смотреть как мне угодно, и громко говорить, и песнею своей смущать врагов своих и радовать друзей»!
С уважением,
Андрей Рождественский

Андрей Рождественский 4   28.11.2014 11:50   Заявить о нарушении
А.Н.Островского, "На всякого мудреца довольно простоты".
Впрочем, эти слова настолько известны, что практически стали народными.

Мария Гринберг   28.11.2014 11:58   Заявить о нарушении
Спасибо ещё раз.

Меня как раз интересует тема – культурологические изыски русских нацистов. На эту тему есть статья на моей страничке. Цитатка, использованная Вами, «народная» в с соответствующих кругах, позволит дополнить статью новым интересным материалом.

Если у вас есть ещё что – ни будь в этом роде, присылайте. Буду очень рад.
С уважением,

Андрей Рождественский

Андрей Рождественский 4   28.11.2014 16:58   Заявить о нарушении
Да просто наберите в поисковике "цитаты о либералах".
Вот некоторые из них:

Александр Сергеевич Пушкин:

Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.

Ты руки потирал от наших неудач,
С лукавым смехом слушал вести,
Когда полки бежали вскачь
И гибло знамя нашей чести.
Фёдор Михайлович Достоевский:

«Бесы»:
Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить.
«Идиот»:
— …по моим многочисленным наблюдениям, никогда наш либерал не в состоянии позволить иметь кому-нибудь свое особое убеждение и не ответить тотчас же своему оппоненту ругательством или даже чем-нибудь хуже…
— Либерализм не есть грех; это необходимая составная часть всего целого, которое без него распадется или замертвеет; либерализм имеет такое же право существовать, как и самый благонравный консерватизм; но я на русский либерализм нападаю, и опять-таки повторяю, что за то, собственно, и нападаю на него, что русский либерал не есть русский либерал, а есть не русский либерал. Дайте мне русского либерала, и я его сейчас же при вас поцелую…
— …В факте этом выражается вся сущность русского либерализма того рода, о котором я говорю. Во-первых, что же, и есть либерализм, если говорить вообще, как не нападение (разумное или ошибочное, это другой вопрос) на существующие порядки вещей? Ведь так? Ну, так факт мой состоит в том, что русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, на самые вещи, а не на один только порядок, не на русские порядки, а на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм…
критик о Смердякове из «Братьев Карамазовых»:
Подымется в России лакей и в час великой опасности для нашей родины скажет: «я всю Россию ненавижу», «я не только не желаю быть военным, гусаром, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с». На вопрос: «а когда неприятель придет, кто же нас защищать будет?», бунтующий лакей ответил: «В двенадцатом году было великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».

Лев Николаевич Толстой:

Степан Аркадьич не избирал ни направления, ни взглядов, а эти направления и взгляды сами приходили к нему, точно так же, как он не выбирал формы шляпы или сюртука, а брал те, которые носят. А иметь взгляды ему, жившему в известном обществе, при потребности некоторой деятельности мысли, развивающейся обыкновенно в лета зрелости, было так же необходимо, как иметь шляпу. Если и была причина, почему он предпочитал либеральное направление консервативному, какого держались тоже многие из его круга, то это произошло не оттого, чтоб он находил либеральное направление более разумным, но потому, что оно подходило ближе к его образу жизни. Либеральная партия говорила, что в России все дурно, и действительно, у Степана Аркадьича долгов было много, а денег решительно недоставало. Либеральная партия говорила, что брак есть отжившее учреждение и что необходимо перестроить его, и действительно, семейная жизнь доставляла мало удовольствия Степану Аркадьичу и принуждала его лгать и притворяться, что было так противно его натуре. Либеральная партия говорила, или, лучше, подразумевала, что религия есть только узда для варварской части населения, и действительно, Степан Аркадьич не мог вынести без боли в ногах даже короткого молебна и не мог понять, к чему все эти страшные и высокопарные слова о том свете, когда и на этом жить было бы очень весело., Вместе с этим Степану Аркадьичу, любившему веселую шутку, было приятно иногда озадачить смирного человека тем, что если уже гордиться породой, то не следует останавливаться на Рюрике и отрекаться от первого родоначальника – обезьяны. Итак, либеральное направление сделалось привычкой Степана Аркадьича, и он любил свою газету, как сигару после обеда, за легкий туман, который она производила в его голове
@Анна Каренина" 1873—1877

Антон Павлович Чехов:

Письмо Орлову И. И., 22 февраля 1899 г., Ялта:
Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр.
«Записные книжки»:
Умеренный либерализм: нужна собаке свобода, но все-таки её нужно на цепи держать.
«Маска»:
Было 12 часов ночи. Не танцующие интеллигенты без масок — их было пять душ — сидели в читальне за большим столом и, уткнув носы и бороды в газеты, читали, дремали и, по выражению местного корреспондента столичных газет, очень либерального господина, — «мыслили».

Александр Александрович Блок:

Я — художник, следовательно, не либерал.

Николай Семёнович Лесков:

«Если ты не с нами, так ты подлец!» По мнению автора статьи «Учиться или не учиться», это лозунг нынешних русских либералов. Мы совершенно согласны с автором, что приведенная фраза есть действительно лозунг наших либералов. «Если ты не с нами, так ты подлец!» Держась такого принципа, наши либералы предписывают русскому обществу разом отречься от всего, во что оно верило и что срослось с его природой. Отвергайте авторитеты, не стремитесь к никаким идеалам, не имейте никакой религии (кроме тетрадок Фейербаха и Бюхнера), не стесняйтесь никакими нравственными обязательствами, смейтесь над браком, над симпатиями, над духовной чистотой, а не то вы «подлец»! Если вы обидитесь, что вас назовут подлецом, ну, так вдобавок вы еще «тупоумный глупец и дрянной пошляк». При таких-то воззрениях в наше время слагаются репутации многих или почти всех общественных деятелей…
Из статьи «Деспотизм либералов», 1862 год

Фёдор Иванович Тютчев:

Напрасный труд!
Нет, их не вразумишь:
Чем либеральней, тем они пошлее;
Цивилизация для них фетиш,
Но недоступна им её идея.

Как перед ней не гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда,
Не слуги просвещенья, а холопы.

Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего все более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей… Раньше они говорили нам, и они действительно так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д. и т.п., что именно бесспорным наличием в ней всего этого им и нравится Европа… А теперь что мы видим? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, все более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. Они никогда так сильно не ненавидели прежние установления, как ненавидят современные направления общественной мысли в России. Что же касается Европы, то, как мы видим, никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации нисколько не уменьшили их расположения к ней… Словом, в явлении, о котором я говорю, о принципах как таковых не может быть и речи, действуют только инстинкты…

Мария Гринберг   29.11.2014 12:18   Заявить о нарушении
Евгений Иванович Мартынов, генерал-майор, военный историк:

Попробуйте задать нашим интеллигентам вопросы: что такое война, патриотизм, армия, военная специальность, воинская доблесть? Девяносто из ста ответят вам: война — преступление, патриотизм — пережиток старины, армия — главный тормоз прогресса, военная специальность — позорное ремесло, воинская доблесть — проявление глупости и зверства...

Лев Николаевич Гумилёв, историк:

Нынешняя интеллигенция — это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия…

Василий Осипович Ключевский, историк:

Есть такая слабогузая интеллигенция, которая ни о чем не может помолчать, ничего не может донести до места, а через газеты валит наружу все, чем засорится ее неразборчивый желудок.

Классификация интеллигенции:
1) Люди с лоскутным миросозерцанием, сшитым из обрезков газетных и журнальных.
2) Сектанты с затверженными заповедями, но без образа мыслей и даже без способности к мышлению: <...>, толстовцы etc.
3) Щепки, плывущие по течению, оппортунисты либеральные или консервативные, и без верований, и без мыслей, с одними словами и аппетитами.

Статья из газеты «Санкт-Петербургские ведомости», 1861 г:
- Учиться или не учиться? Смешно и грустно, но мы должны задать этот вопрос. Россия нуждается в образованных людях, а студенты, вместо того чтобы слушать лекции, шатаются по улицам, без пользы растрачивая дорогое время. Как это досадно. Что это за демонстрации! Зачем наши либералы сбивают с толку молодых людей? Кто от этого выиграет? Конечно, не студенты, не общество, не наука. Не знаем, выиграют ли от этого те бонапартики, которые в настоящее время так шумят... "Если ты не с нами, так ты подлец" - вот их лозунг. "Если мы что признали истиной, признавайте и вы! А если не хотите, то вы дрянные пошляки, и мы с трудом удерживаемся от..." Нет, это не либерализм, это... настоящий тамерлановский деспотизм, а наши либералы - хуже турецких пашей; за их цветистыми речами, за их "свободой" - будущий зажим народа...

Николай Александрович Бердяев, философ:

В русской интеллигенции рационализм сознания сочетался с исключительной эмоциональностью и со слабостью самоценной умственной жизни... Сама наука и научный дух не привились у нас, были восприняты не широкими массами интеллигенции, а лишь немногими. Ученые никогда не пользовались у нас особенным уважением и популярностью, и если они были политическими индефференистами, то сама их наука считалась ненастоящей...
Интеллигенция скорее напоминает монашеский орден или религиозную секту, со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями... Для интеллигенции характерна беспочвенность, разрыв со всяким сословным бытом и традициями... интеллигенция оказалась оторванной от реального социального дела, и это очень способствовало развитию в ней социальной мечтательности...

Михаил Осипович Гершензон, литературовед, публицист, философ:

Что делала наша интеллигентская мысль последние полвека? Я говорю, разумеется, об интеллигентской массе. Кучка революционеров ходила из дома в дом и стучала в каждую дверь: "Все на улицу! Стыдно сидеть дома!" -- и все создания высыпали на площадь: хромые, слепые, безрукие, ни одно не осталось дома. Полвека толкутся они на площади, голося и перебраниваясь. Дома -- грязь, нищета, беспорядок, но хозяину не до этого. Он на людях, он спасает народ -- да оно и легче, и занятнее, чем черная работа дома. Никто не жил -- все делали (или делали вид, что делают) общественное дело... а в целом интеллигентский быт ужасен: подлинная мерзость запустения, ни малейшей дисциплины, ни малейшей последовательности даже во внешнем, день уходит неизвестно на что, сегодня так, а завтра, по вдохновению, все вверх ногами; праздность, неряшливость, гомерическая неаккуратность в личной жизни, наивная недобросовестность в работе, в общественных делах необузданная склонность к деспотизму и совершенное отсутствие уважения к чужой личности, перед властью то гордый вызов, то покладистость -- не коллективная*, я не о ней говорю, а личная...

Богдан Александрович Кистяковский, философ:

Русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности, из всех культурных ценностей право находилось у нас в наибольшем загоне. При таких условиях у нашей интеллигенции не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития... Русская интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы... В идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно отразилось в литературе, не участвовала ни одна правовая идея. И теперь в той совокупности идей, из которой слагается мировоззрение нашей интеллигенции, идея права не играет никакой роли.

Иван Александрович Ильин, философ:

... русская интеллигенция инстинктом и разумением своим отделилась от русского простого народа и сознательно противопоставила себя ему. Она перестала чувствовать его - своим народом, а себя - его интеллигенцией. Она перестала ощущать свое единое с ним национальное мы; она разучилась видеть в себе национальноволевой орган единого русского народа, призванный воспитывать и обязанный вести; она сама себя измерила и оценила плоским мерилом социалистической морали и, измерив, осудила; она уверовала в физический труд и потеряла веру в святыню духовного творчества; и, почувствовав свою мнимую "вину" перед простым народом, пошла "вещать" ему трупную "мудрость" безбожия и социализма. Она понесла ему начала духовного тлена и разложения, религию раздора и мести, химеру равенства и социализма.

Василий Васильевич Розанов, философ, журналист, писатель:

Русская печать и общество, не стой у них поперёк горла «правительство», разорвали бы на клоки Россию, и раздали бы эти клоки соседям даже и не за деньги, а просто за «рюмочку» похвалы. И вот отчего без решительности и колебания нужно прямо становиться на сторону «бездарного правительства», которое все-таки одно только все охраняет и оберегает.
Насладившись в полной мере великолепным зрелищем революции, наша интеллигенция приготовилась надеть свои мехом подбитые шубы и возвратиться обратно в свои уютные хоромы, но шубы оказались украденными, а хоромы были сожжены. (Из книги «Интеллигенция и революция», 1918).

Георгий Петрович Федотов, историк, философ, религиозный мыслитель и публицист:

Интеллигенция — это специфическая группа, объединяемая идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей.

Виссарион Григорьевич Белинский, писатель, философ:

Я питаю личную вражду к такого рода либералам. Это враги всякого успеха. Своими дерзкими глупостями они раздражают правительство, делают его подозрительным, готовым видеть бунт там, где нет ничего…
Письмо Белинского Анненкову, 1847 год.

Борис Николаевич Чичерин, философ:

Русский либерал теоретически не признает никакой власти. Он хочет повиноваться только тому закону, который ему нравится. Самая необходимая деятельность государства кажется ему притеснением. Он… завидит на улице полицейского чиновника или солдата, и в нём кипит негодование. Русский либерал выезжает на нескольких громких словах: свобода, гласность, общественное мнение…, слияние с народом и т.п., которым он не знает границ и которые поэтому остаются общими местами, лишёнными всякого существенного содержания. Оттого самые элементарные понятия — повиновение закону, потребность полиции, необходимость чиновников — кажутся ему порождением возмутительного деспотизма…
Откуда же все это происходит? отчего против вас поднимается вопль в известном разряде журналистики? Оттого, что вы имели неосторожность или дерзость произнести некоторые слова, которые возбуждают колер в либеральных детях: государство, закон, чиновник, централизация. Мало того, вы даже не произносили слова "централизация", но подозревают, что вы могли его произнести. Этого довольно: либеральные дети больше ничего не видят; зажмурив глаза и закусив удила, они стремглав кидаются вперед и победоносно ниспровергают ветряные мельницы.
«Мера и границы». Опубликовано в «Наше время». 1862. № 11.

Иоанн Кронштадтский, священник, богослов:

Демократия - в аду, на небе Царство.

Иван Алексеевич Бунин, писатель, нобелевский лауреат:

Ах, эта вечная русская потребность праздника! Как чувственны мы, как жаждем упоения жизнью, -- не просто наслаждения, а именно упоения, -- как тянет нас к непрестанному хмелю, к запою, как скучны нам будни и планомерный труд! Россия в мои годы жила жизнью необыкновенно широкой и деятельной, число людей работающих, здоровых, крепких в ней все возрастало. Однако разве не исконная мечта о молочных реках, о воле без удержу, о празднике была одной из главнейших причин русской революционности? И что такое вообще русский протестант, бунтовщик, революционер, всегда до нелепости отрешенный от действительности и ее презирающий, ни в малейшей мере не хотящий подчиниться рассудку, расчету, деятельности невидной, неспешной, серой? Как! Служить в канцелярии губернатора, вносить в общественное дело какую-то жалкую лепту! Да ни за что, -- "карету мне, карету!"

Мария Гринберг   29.11.2014 12:18   Заявить о нарушении
Вообще, если пойти от противного – можно ли хоть у одного русского классика найти положительный образ либерала?

Мария Гринберг   29.11.2014 12:24   Заявить о нарушении
Я полагаю, вы знаете, что слово либерализм не русского происхождения.

Это слово понятно всему миру. В моей статье, которую вы любезно прочитали, есть солидная выписка из множества словарей разных времён и профилей. Это слово имеет несколько значений, главное из которых стремление к свободе, любовь к свободе. Противоположное понятие – стремление к рабству, любовь к рабству.

В наше время, когда нацизм поднимает голову, главное направления нацисткой пропаганды очернить стремление людей к свободе, живущих в одном из последних тоталитарных режимов в мире. Задача архитрудная. Но нацистская пропаганда нашла весьма оригинальное решение, убивающее сразу двух зайцев: найти убедительные аргументы из области культуры в пользу своей идеологии и одновременно обрушить свой меч против всех людей в России ненавидящих тоталитаризм.

Нацисты люди подлые, но отнюдь не глупые. Для этой цели была использована ситуация в российской культуре сложившаяся в XIX веке.

«XIX век был веком расцвета великой русской литературы. Либеральные буржуазные идеи, попав на российскую почву в первый раз, уродливо трансформировались и поэтому многие русские писатели XIX века отрицательно относились к русскому либерализму. Писателям претила как игра в либерализм помещиков, так и ненависть части русских либералов "западников" ко всему русскому».

http://www.3rm.info/31245-russkie-pisateli-klassiki-o-rossiyskih-liberalah.html

Собственно, в этом ничего интересного или удивительного нет. Многие хорошие вещи, попавшие в Россию извне, уродливо трансформировались. В Швеции, например, реформа сельского хозяйства с переходом от общинного хозяйства к хуторному произошла в один день и дала повышение продуктивности сразу в 2 раза. В России столыпинская реформа провалились. Крестьяне не поняли и не приняли её насильственного варианта (читай Лескова).

Болезненное восприятие части русской интеллигенции ОТЕЧЕСТВЕННОГО «либерализма» в далёком уже XIX веке очень ловко использовали русские нацисты.

Они перенесли эту «местячковую» и старинную неприязнь на современность, массово заготовив цитатники вроде того, который Вы мне прислали.

Эта дешевка была с радостью проглочена массами с более чем со средним образованием, не знающими отечественной истории и, в частности, истории Русской литературы.

Слабым местом в нацистской пропаганде был по - началу интернет. Свободное, то есть полностью либеральное сообщество.

Но идеологи нацизма и здесь преуспели. Почему бы не использовать интернет в своих целях? Сейчас русский интернет забит нацисткой пропагандой.

Сначала я удивился, с какой оперативностью Вы нашли информацию по русским либералам и я хотел поблагодарить Вас. Но вскоре я убедился, что весь цитатник был содран одним кликом.

Для того, чтобы забросать Вас цитатами с противоположными суждениями мне надо перелопать массу литературы вручную и потратить на это массу времени, так, как интернет переполнен нацистскими агитками. Да, и смысла особого в этом я не вижу не для Вас ни для себя.

Единственное, что могу порекомендовать без особого труда, прочитать статью Льва Толстого – Царю иго помощникам. Вы убедитесь в том, что он любил свободу и боролся за неё, вопреки вашей поверхностной цитатке. Если хотите познать истину, то почитайте по внимательней перечисленных классиков, особенно Лескова и Бердяева. Если читали, то перечитайте их, Это никогда не вредно.

На этом, мне, кажется, пора поставить точку дискуссии. За материал огромное спасибо.

Желаю вам здоровья и всех благ

С уважением
Андрей Рождественский

Андрей Рождественский 4   29.11.2014 15:58   Заявить о нарушении
Да, Вы правы, благодарности мой труд не стоит, всё это находится за пару кликов.
И всё же – хотя бы одну цитату с противоположным суждением?

Мария Гринберг   29.11.2014 16:02   Заявить о нарушении
Ваша просьба обоснована, Вы мне столько материала прислали. Просто неприлично было бы не ответить. Но больше прошу не беспокоить. Мне с вами не интересно.

Воля всем

Велимир Хлебников

Все за свободой - туда.
Люди с крылом лебединым
Знамя проносят труда.
Жгучи свободы глаза,
Пламя в сравнении - холод,
Пусть на земле образа!
Новых напишет их голод...
Двинемся вместе к огненным песням,
Все за свободу - вперёд!

Андрей Рождественский 4   29.11.2014 16:18   Заявить о нарушении
Ну ещё бы поэту не воспевать свободу?
Жаль – а Вы мне очень интересны, послежу за Вашими публикациями, но отзывов писать не буду.

Мария Гринберг   30.11.2014 09:45   Заявить о нарушении
Мария, прошу прощения за бестактность. Мне тоже интересно было с вами поспорить. То что я написал, было нервным срывом, что со мною бывает редко.

Как писал мой любимый И. Губерман:
«Старость не радость, маразм не оргазм».

На самом деле моё правило не хамить, даже если мнение оппонента противоположно моему собственному. Особенно строго я исполняю его, если мой оппонент женщина. Ещё раз простите и не сердитесь на старика.

С уважением,
Андрей Рождественский.

Андрей Рождественский 4   30.11.2014 23:32   Заявить о нарушении