08-23. Японские саманы

Миниатюрная японская женщина  с обворожительно маленькими ступнями босых ног, развернутых в лотосе, и такими же нежными и маленькими руками сидела на полу  одной из московских квартир, где собрались представители разных городов, практикующие йогу. В многочисленной и разношерстной толпе приверженцев буддийского Учения саман - вставших на монашеский путь и целиком посвятивших себя общине - было немного. Мебели в квартире почти не было, на полу чистые паласы, на стене изречения Учения, буддийские иконы, в самой большой комнате – алтарь Учителя. Здесь больше практиковали, чем жили, причем практиковали много и упорно – энергетика помещения заметно помогала выполнению упражнений.

Прибывших саман было трое – две японки и русская женщина-переводчик. У всех безукоризненно чистые, белоснежные монашеские одежды, напоминающие одежду каратистов, ухоженная, сияющая здоровьем и чистотой кожа, спокойные и доброжелательные лица. У одной из японок - Достигшей Джанти Ши, ради встречи с которой мы сюда и приехали, на голову была надета черная трикотажная шапочка, прикрывающая  провода знаменитого шлема, защищающего его владелицу от дурного воздействия окружающих. Шлем – изобретение Учителя, он не только защищает, но и наполняет личной энергией Учителя. Такой же шлем, но ничем не прикрытый и потому выглядящий более экзотично, находился на голове второй прибывшей саманы. Джанти Ши, достигшая совершенства  включила свой ноутбук и с его помощью познакомила нас с лекцией великого Сонши, прочитанной им еще в 1992 году. Такие ноутбуки отрешившиеся от жизни японские саманы  видимо используют там, где мы, россияне, обычно обходимся листом бумаги с подготовленным текстом или, если у нас есть что сказать, говорим без листа, импровизируя и озвучивая собственные мысли. Сонши импровизаций не допускал, по крайней мере, во всем услышанном на данном собрании и в ответах очаровательных японок звучали фразы, дословно узнаваемые мной благодаря трем или четырем ранее прочитанным книгам Учителя.

Данная школа с ее великолепной, жесткой и глубоко продуманной практикой полностью отражала национальный дух японцев, с детства приучаемых к потрясающей тщательности в заучивании текста и к работоспособности при полном отсутствии личного творчества. (см. Вл. Цветов «Пятнадцатый камень сада Рёандзи»). Японцы достигли своего экономического процветания не за счет собственных научных открытий и изобретений, а исключительно за счет разработки и доведения до совершенства чужих идей и потрясающего умения извлекать выгоду из любой малости, которые предоставляет им скупая на природные богатства японская земля. Не случайно и россияне, приверженцы данной школы, избегают творческой инициативы. Все они только толкуют слова Учителя, боясь внести в его практику хотя бы малейшее отступление. Неожиданно вспомнилось, насколько творческой личностью, при многих его других недостатках, был наш Володя. Он постоянно вносил что-то свое в живое учение древней йоги. Каждый свой день, эпизод своей личной жизни, любой случайно попавшийся ему под руку предмет он мог сделать удачной иллюстрацией Истины и предложить нам новую форму практики, которая помогала  двигаться вперед. Мы порой подсмеивались над его безумными идеями, но как часто и поныне я с благодарностью вспоминаю его занятия. Именно от него я научилась видеть уроки Истины в самой жизни, а жизнь считать своим главным средством обучения, учителем, всегда своевременно и точно указывающим на то, что мы должны понять, если имеем для этого правильную установку и внимание. Представить себе наших наставников, изобретающих для нас новые упражнения и способы практики или рассказывающие на занятиях о своих личных находках,  вычитанных в книгах, не имеющих отношения к Учению, просто невозможно.
 
К приезду наших японских Гуру мы тщательно готовились. Во всех комнатах этой чудной московской квартиры прошли интенсивные занятия практикующих по очистке каналов: чем лучше будет подготовлено к встрече наше  тело, тем меньше «грязи» придется принять на себя нашим учителям. Целью приезда было  проведение инициации Земли и Воды. Ритуал Очищения Земли воздействует на нашу костную и мышечную системы, помогает избавиться от гнева и тяги к насилию. Ритуал Очищения Воды избавляет от болезней, связанных с жидкостными средами тела – крови, лимфы, водного обмена, нормализует наши эмоции и подавляет низменные страсти.   

 Под загадочным словом «инициация» можно понимать многое, и каждый, вероятно, понимает свое. Из того немногого, что я услышала в комментариях моих новых друзей, инициация – это  получение энергии от человека, достигшего высокого духовного уровня. Давая нам энергию, Достигший берет на себя нашу карму и очищает ее. Результат во многом зависит от уровня бытия и настроя получающего инициацию. Во время инициации дается то, что по силам принять данному человеку, к чему он готов и что он может использовать. На грубом физическом плане инициация выглядит как съедение какого-либо фрукта, питье энергетически заряженной воды или вдыхание определенного благовония, полученных из рук проводящего инициацию, а порой и просто как обмен взглядами  во время ритуала вручения пожертвования.

Как выяснилось несколькими днями позже, положительный результат инициации дает о себе знать даже, несмотря на отсутствие полного доверия к Учителю и наличие сомнений в истинности практики. Это неожиданное наблюдение и оказалось решающим в противоборстве двух моих Я, совершенно по-разному оценивавших все происходившее во время того московского путешествия. Описывая его, я буду приводить наблюдения обеих моих Персон. Их спор поможет установить истину. Выплеск эмоций как в одну, так и в другую сторону, ни к чему хорошему не приводит. Буддизм – это серединный путь.
 
Добросовестно выполняя все, что делалось на занятиях, предваряющих приход наших японских Гуру, я время от времени старалась пробудить себя от отождествления происходящим и смотреть на все со стороны с долей иронии и понимания. Я не отрицала ни одной из возможных точек зрения, но старалась контролировать наступление состояния экстаза, при котором мы совершенно не помним себя и не думаем о последствиях, способных создать нам совершенно ненужные, искусственные трудности. Например, сократила слишком затянувшуюся Молитву Стоя в душном и тесном помещении, где от многократных простираний по синтетическому ковру на коленях у меня уже образовались кровавые ссадины, и я наверняка знала, как будут вскоре болеть давно не тренированные этим упражнением мышцы. Последнее, возможно и  было бы пустяком, если бы не предстоящая ночь в поезде, во время которой придется спать на верхней полке купе без матраса.

Школа рекомендует в подобных случаях практиковать святое безразличие к собственным страданиям и, невзирая ни на что, тренировать свою выносливость. Именно этим  я и занимаюсь вот уже второй год, но предпочитаю делать это постепенно, без рывков, чтобы  не уйти с  Пути совсем, как это сделали уже очень многие, резко и решительно начавшие, но вскоре оборвавшие свои октавы.  Где они сейчас?

Выскакивая из состояния отождествления, я наблюдала и другие картины, незаметные для глаз того, кто находится в них, а не над ними. Например, достаточно забавное зрелище стихийного хорового пения трех десятков доморощенных йогов-славян, в полном экстазе прочитывающих написанные русскими буквами японские слова текста песни, сочиненной нашим великим Гуру. Японцы – народ музыкальный, и культура пения у них на должной высоте, но нам совсем не обязательно так старательно изображать из себя японцев только потому, что наш Учитель в последнем своем воплощении  родился именно в этой стране. У Сантош мы пели индийские песни, здесь – японские, но мы ждем от наезжающих к нам Гуру не пропаганды их национальной культуры, а духовной помощи. Духовный путь  не имеет национальности.   

Джанти Ши мне понравилась. Понравилось ее приветливое – без всякой игры и высокомерия – лицо, ее темные глаза без малейших признаков безумного, остановившегося на чем-то внутреннем взгляда, которым отличаются наши российские йоги. В то же время чувствовалось, что она видит тебя глубоко и насквозь и готова придти на помощь. Джанти Ши было много за сорок. Она не казалась юной девушкой, но ее фигура ничем не отличалась от миниатюрных тел ее тридцатилетних подруг саман. Помимо раздачи символов Земли и Воды (банана и нектарной воды), с которой началась инициация присутствующих, процедура состояла в слушании лекции Учителя и пении японских песен, исполняемых нами по настоянию Джанти Ши уже на русском языке. Но самой главной составляющей мероприятия было вручение пожертвования, которое происходило в промежутках между лекцией и пением.
 
Жертву каждый из нас приносил на алтарь с шестикратным поклоном. Во-первых, материальное подношение общине – завернутые в бумагу денежные купюры без указания имени и суммы, во-вторых, обеты богам – записку с добровольно принятыми на себя обещаниями по части духовной работы, в-третьих, раскаянье – список собственных недостатков, которые практикующий считает препятствием на своем пути и имеет решимость от них избавиться.
 
Почти сразу же после начала инициации у меня нестерпимо заболели ноги, а потом и все тело. Меня крутило и пекло, как во время гриппа, для чего не было обычных причин – мышечная усталость после интенсивной практики проявляет себя по крайней мере на другой день, но никак не сразу же. Старожилы уверяли, что так у всех действует процесс очищения Земли, и это очень хороший признак. Радуясь его «хорошести», я с трудом выползала из кучи практикующих к алтарю совершать очередные поклоны и с таким же трудом водворялась на прежнее место. Не то что в лотосе, просто усидеть с согнутыми коленями не было возможности! Во время каждого нашего выхода к алтарю  Джанти Ши кропила нас нектарной водой, стаканчик которой мы уже выпили в начале занятия. Вода казалась светящейся и была вкусна. По словам Джанти Ши ее заряжали ровно 18 дней.
 
На все увиденное мною можно посмотреть по-разному. Можно считать его тщательно продуманным спектаклем с потребительской целью. Долгое ожидание  чуда, новые впечатления, недостаток сна и почти полное отсутствие пищи, которые, кстати, совершенно меня не тяготили, плюс постоянное  самовнушение – вот вам и чудеса инициации! На меня, грешную,  не могло не влиять зафиксировавшееся в сознании мнение, что «все из-за бабок»: и эти наезды в Россию импортных Учителей всех мастей, и эти постоянные разговоры о пожертвованиях, и эти сборы денег в пользу Общины, которые с лихвой окупятся нам в будущей жизни. Убивала и конкретность, и размер сумм, назначаемых местными московскими саманами за получение желающими дополнительных инициаций. Впрочем, размер суммы – вещь относительная, для кого-то пятьсот рублей звучит как миллион, для кого-то – как копейка. Сергей с моими сомнениями не согласился, заметив, что  «я привыкла жить в красивых иллюзиях». Деньги – это только мерило ценности, сказал он, а инициация требует готовности пожертвовать тем, что человек ценит. Ну, что ж, можно принять и такую точку зрения, которую, кстати поддерживает и Гурджиев. Но Гурджиев никогда никого не заманивал на Путь и не рекомендовал это делать его последователям. Он не ставил своей целью ни расширение общины, ни увеличение сборов пожертвований. Наоборот, Гурджиев ставил перед новыми людьми препятствия для  вступления на Путь, и этим их заинтересовывал (недоступное кажется нам более привлекательным!), а заодно и проверял готовность людей, отсеивая случайных любопытствующих.

Сергей также высказал интересную точку зрения, что наличие богатых родителей или возможности беспрепятственно отлучаться  от своих повседневных обязанностей ради поездок в Москву, не «холява», а заслуга, накопленная нами прошлой жизнью. На все, о чем ни подумаешь, всегда есть самые неожиданные и убедительные объяснения. Например, можно сомневаться в правильности того, что дополнительные, платные инициации получают не те, кто к ним готов духовно, а те, у кого много денег и кто, живя в Москве, не потратился на поездку в другой город за свой счет. А можно быть просто уверенным, что раз эти люди так легко нашли возможность получить инициацию, значит у них  действительно есть большие заслуги, дающие право на подобное везение.

Точки зрения данной школы разительно отличаются от всего, что я привыкла понимать под йогой и духовностью в группе Володи. У нас превыше всего ценилось количество наших личных усилий в этой жизни. Удобно объяснять всякую «холяву» прежними заслугами, но я, воспринимая мир, как единство, не вижу разницы в жертвовании Достигшему и жертвовании вообще кому бы то ни было. Для меня важен сам факт отдачи и моя способность на бескорыстное действие. О том, кому это пожертвование достанется, решать не мне. Оно будет использовано в целях Провидения, мне не ведомых. Величину наших материальных пожертвований на получение инициации я бы оценивала не по стоимости купюры, положенной на алтарь, а по сумме всех вложений  и отказов от личных удобств, понесенных каждым практикующим ради того, чтобы его встреча с Достигшей состоялась. Этот объем трудностей и испытаний, кстати, действительно определяется не нами – Небо лучше всего знает, кому, сколько и когда надо пожертвовать, и что он достоин получить в результате такого пожертвования. Данная школа считает заслугой лишь  жертвование Общине и Истине.

Как ни созвучны моему уму многие положения школы, я бы не решилась брать на себя смелость утверждать, что знаю, в чем заключается Истина и решать, кто более достоин моих пожертвований. Когда я жадничаю и тяну на себя, у меня в транспорте тут же крадут кошелек. И я радуюсь: таким образом я отмываю свою карму и получаю прощение. Кто знает, может быть, укравший его бедолага, промышляющий в переполненных автобусах, нуждается в моем кошельке (а может быть и в том, чтобы быть пойманным на краже!) больше, чем очаровательные японские саманы с ноутбуком вместо записной книжки, которых привозят на  наши занятия на автомобиле?

От изложения мнений критикующей Персоны перейдем к наблюдениям Персоны одобряющей. Я никогда не придавала большого значения теоретическим доводам – наш ум чему угодно способен дать какое угодно убедительное объяснение. Гораздо важнее оценить результаты поездки по тем состояниям и изменениям, которые во мне произошли. Как бы логично я не доказывала себе собственную правоту в критике методов, она ничего не стоит, если в результате практики во мне  появляется ощущение внутреннего покоя и того, что я обычно называю чувством «Возвращения Домой».

Еще до начала нашего путешествия в Москву у меня было состояние необыкновенного подъема. Почти как в далеком прошлом, перед Памиром, когда я точно знала, что еду на встречу с Небесным Учителем. Приобретение билетов, сбор в дорогу,  неожиданное беспричинно хорошее настроение – все растворяло в себе целый ряд препятствий, словно намеренно создававшихся на пути. В конечном итоге все препятствия оказались преодолимыми и, больше того, легко преодолимыми. По возвращению я заметила в себе странные вещи – отношения с людьми, к которым я питала сложные чувства – настороженность, критику и чувство вины за неправильное к ним отношение – неожиданным образом стали легкими. Было полное ощущение, что Джанти Ши действительно сняла с меня груз прошлых ошибок, и теперь только от меня зависело не накопить новых. Мои контакты с людьми стали удивительно легкими, радостными, не хотелось никакой критики, претензий, обид. Я по-прежнему слышала многое, что мне не нравилось, с чем могла бы поспорить, но это мало затрагивало меня: ощущения любви, понимания и безразличия к своим собственным недовольствам преобладали – я молчала там, где обычно начинаю выступать и спорить, и это давалось мне легко. Кроме того, мне все время хотелось идти на занятия, шутить, и обращать в шутку все, что  пока не  поддавалось изменению. 

Можно припомнить и еще одно удивительное явление. Размышляя задолго до поездки над своими проблемами взаимоотношений, мне очень хотелось получить от Достигших индивидуальную формулу фиксации памяти, которая помогла бы мне управлять своей речью и поведением.  Наше поверхностное сознание прекрасно знает, как поступать, но когда обстоятельства берут нас  врасплох, мы поступаем совершенно иначе. Нам не помогает ни логика, ни знания, чувства опережают ум и мы снова делаем глупость. Наши непроизвольные реакции зависят от того, что мы записали в свое подсознание. А там у большинства из нас вечный поиск виноватых и справедливый гнев, желание наказать обидчика и защитить свое самолюбие. Не удивительно, что отрицательные эмоции владеют нами и порой подталкивают, если на скверные дела, то на скверные речи. Чтобы избавиться от собственной отрицательности нужны упражнения по фиксации памяти – ежедневные, постоянные повторения очень простых фраз, с которыми мы давно согласны, но они не вошли  еще в наше подсознание.

Расставаясь с нами, Джанти Ши попросила раздать присутствующим листок с выпиской из статьи Майтреи Сейгоши (Мирское имя - Фумихиро Дзёю, 1962 г.р. Является Достигшим в Кундалини йоге с 1987г, в настоящее время – Достигший  Махамудры) о Законе Кармы, которую она просила перечитывать каждый день в обязательном порядке. Та индивидуальная мантра, о которой я мечтала, пришла ко мне: «Если руководствоваться Законом кармы, то даже если по отношению к вам будет совершен какой-либо плохой поступок, вы будете думать, что это тот же поступок, который и вы совершили в прошлом, и что он всего лишь вернулся к вам обратно. В этом случае вы сможете заметить и свои собственные дурные качества и ясно осознать действия другого человека, защитить себя от таких негативных состояний души, как злость или ненависть».


Рецензии