ЗА ЧТО 5 глава. 3 рассказ Яши

--Яша, а откуда взялись цыгане?- Это спросил четырнадцатилетний Коля, самый старший из Яшиных слушателей. По тем временам он уже был взрослый мужчина.
--А откуда берутся люди вообще?
-- Откуда берутся люди я знаю, а вот цыгане откуда берутся?
--По твоему цыгане не люди?
--Не в том дело. Вот я знаю откуда взялись мы, сельчане.
--И откуда же?
--Примерно двести лет назад граф Броницкий переселил сюда обнищавшую польскую шляхту.
--Историю читаешь? Это хорошо.
--В истории это не написано. В нашей истории. А вот у нас жил польский офицер из немецкой армии, он и рассказал отрывками. Может это где то и написано, но не в школьной истории.
--Хм... Ладно...- И Яша стал набивать свою трубку. Луна по прежнему орошала серебренными каплями раскинувшиеся окрестности и задела  стог сена. Вместо коричнево- зелёного он сделался загадочным тёмно- голубым и отбрасывал короткую фиолетовую тень. В этой тени и сидела вся компания. В предчувствии конца лета, завели свою  звонкую песню августовские цикады.  Казалось они стараются перекричать лягушек. Но вместо соперничества внесли в это звуковое сопровождение ночи своеобразную гармонию. Неожиданно получился очень слаженный, дополняющий друг друга оркестр. Так в красивый баритон  вливается нежный, сначала тихий, потом очень мощный сопрано и божественные звуки дополнительно рождают много ярких, до этого невидимых звуковых красок окружающего мира. Не может быть в природе дисгармонии. Всё созданное Богом гармонично. Поэтому и держится окружающий мир. Самая большая дисгармония-это война. Но и она стремится к гармоничному, поэтому всегда заканчивается миром.

           Село!.. Начало начал!.. Только здесь понятна основа человеческого существования. Только здесь понимаешь, что нужно вспахать, вырастить, собрать. Только на основах села держится урбанизация. Село фундамент всему. Потому, что оно есть, с его забитым населением, с нищетой этого населения, с полуграмотностью, но с житейской мудростью, смогли развиваться науки и  искусства мира. Как бы не восхищались и не удивлялись головокружительной урбанизацией, но душа не впитавшая и не прочувствовавшая волшебную нежность и огромную мудрость  сельского мира не способна, не то что оценить, но и увидеть грандиозность самой урбанизации. Душа токаря, что вытачивает Бог знает какие, и Бог знает зачем, мудрёные детали, аса своего дела, пустая душа, если он работает не на село. Любые города, да что города, любые страны, без основы сельской жизни, без её земель и без бедных людей, что на земле этой пашут, рухнут, оставя после себя груду  безжизненных камней.

            Яша выпустил тонкой струйкой дым, затянулся ещё раз и начал:
--Цыгане... Может это правда, а может быть  вымысел. Я расскажу то, что рассказывала моя покойная прабабушка. У цыган не было письменности, поэтому очень трепетно и серьёзно относились к устному повествованию. Каждый рассказчик что то упускал, что то прибавлял по своему усмотрению, поэтому сохранялся только основной стержень, и то хорошо. Было очень давно, но уже после завоеваний передней Азии Александром Македонским. Саша дошёл до Индии. Армия его с победами продвигалась по Аравийской низменности, там где проходил до него и после него шёлковый путь. А проходил это туть через Персию.  Современный Иран,. В Индии были очень маленькие и не очень выносливые лошади. А Персия имела прекрасных персидских скакунов. Так Индия через Александра Македонского и увидели это лошадиное чудо. И захотелось им такое чудо иметь. Не буду врать как проходили и сколько длились переговоры, но в итоге была договорённость, что за десяток персидских лошадей  Магараджа Индии передаст Шаху Персии тысячу бродячих индийцев. Пятьсот молодых мужчин и пятьсот женщин. Это должны были быть музыканты, танцоры, шорники, кузнецы ну и другие умелые люди. По тем временам путь  длинный и опасный. Он проходил по дремучим лесам. Непроходимым болотам. Приходилось перебираться по многочисленным рукавам огромной дельты реки Анд, что впадает в Аравийское море, где кишели разные реальные и придуманные гады и где жара достигала до пятидесяти градусов. Расчёт исходил из того, что доберётся до места каждый второй, или третий. Естественно нужно посылать две, две с половиной тысячи живых людей. Это был огромный караван. Да ещё огромная охрана, ведь дорога проходила через современный Пакистан, а племена его никого не жаловали. Караван шёл не с одними дарёнными индийцами. Он был ещё гружён слоновой костью, шёлком, пряностями, китайским фарфором, японскими гейшами и другими интересными атрибутами. Гружёнными были не только верблюды, но и индийцы. Во время пути к ним относились как к тягловой скотине.
--А при чём здесь цыгане и индейцы?- Спросил тот же Коля.
--А при том сынок, что цыгане это и есть, в своём начале, бродячие племена индейцев. Если интересно, слушайте дальше, если нет- разойдёмся по домам.
--Интересно, интересно! - закричали несколько ребят.
--Так вот...Это был огромный, не бывалый до этого по масштабам караван. Восемь сот верблюдов, восемь сот погонщиков, пять сот воинов-охранников, двести хозяев товара, двести слуг, сотня десятников и сотников, две с половиной тысячи будущих цыган, пол сотни охотников, пол тысячи овец. Каждая овца несла для себя зерно, сено и бурдюк воды. Три десятка разведчиков, не считая уже гейш, их охраняли по особому и только они ехали верхом на верблюдах. По мере продвижения овцы и будущие цыгане постепенно исчезали. Овец резали для обеда караванной знати, а будущие цыгане так были навьючены, что не все выдерживали  нагрузку. То была огромная армия.  И уступала она по численности, только армии Александра Македонского, что проходила с боями по этим местам. Нужно было преодолеть три тысячи километров. Караван мог проходить  пятнадцать километров в день, и шёл он больше чем пол года.   Верблюды и люди нуждались в отдыхе хотя бы раз в пять дней. От Индии, до Персии путь  устелен костями наших предков. Зато появилась новая, очень интересная народность, не имеющая своего государства, но имеющая и соблюдающая свои традиции, заменяющая им и государство и законы. Путь до Персии был  трагическим с ежедневными восточными ужасающими сюрпризами. Каждый пройденный день  не похожий на предыдущий. И каждый пройденный день это - целая повесть и она в устной форме хранится до сих пор. Во время цыганских странствий её рассказывают бабушки и дедушки своим внучатам, а те в свою очередь своим. Такие повести не менее интересны, чем сказка тысяча и одна ночи.Может быть в её основу лёг и путь первоцыган с Индии до Персии. Даст Бог я расскажу одну из них.

              В Персии цыгане прожили в изоляции четыреста лет. И слово цыгане это персидское слово. Конечно за четыреста лет в Персии образовалась большая диаспора цыган и они стали просачиваться в другие страны. Во всём мире сейчас это самая распространённая группа меньшинств, не имеющая своего собственного государства.
--А почему у цыган нет собственного государства?
--Создание собственного государства-это сложный вопрос. Мы выходцы из Индии. Условно можно считать, что Индия и есть наше государство. Но все мы граждане разных стран и сколько нас сказать очень трудно. В Советском Союзе примерно тысяч двести пятьдесят. Также и в других странах. Собрать всех цыган в одно условленное место и отвоевать территорию-это утопия.
--Яша, а почему цыган обвиняют в воровстве, да это так и есть, сам говорил, что вам нужно было украсть две лошади, и ещё обещал рассказать как вы это сделали.- Яша задумался.
--Я уже говорил вам о воровстве. С философской точки зрения- это сложный вопрос. И, я думаю, в воровстве грешат все очень зажиточные люди, пусть даже это воровство и по другому называется. Ничего просто так не возникает и  если в одного очень много, то в другого обязательно будет очень мало. Вот и получается, что богатый обворовал бедного. А Цыгане, они мелкие воры, только чтобы прожить с утра до вечера. И сделало их ворами  само общество их обитания. Они были изгои. Во многих государствах их просто гоняли, не давали работать и даже просто жить. Например в Швеции в 1637 году закон предписывал повесить всех цыган мужского пола. И этот закон длился очень долго. А женщин и детей полагалось при всяком случае пороть и клеймить раскалённым железом. Были государства,где закон предписывал всех цыган казнить от грудных детей, до немощных стариков.В  1554 году по английскому закону нужно было казнить всех мужчин, а позже Елизавета первая ужесточила этот закон и казнили даже тех англичан кто прятал, или просто был знаком с цыганами. И в
1577 году по этому закону были повешены многие англичане. Был такой историк Скотт-Мекфи он в одной Германии насчитал 148 законов принятых за два века очень жестоких. В одних местах цыганкам нужно было отрезать левое ухо, в других- правое. Плюс клеймить раскалённым железом. Самым жестоким оказался Фридрих Прусский,он в 1725 году приказал отловить и казнить всех цыган старше 18 лет. Отчасти поэтому цыгане и стали кочевым народом, что им приходилось только убегать и убегать, и искать те места, где им не угрожали смертью. В таких условиях цыгане работать не могли. Для работы нужна оседлость. Вот и приходилось им искать другие способы к существованию, в том числе и воровство. И это закреплялось  на привычках и генном уровне.
--Яша, а откуда ты это всё знаешь?
--Ну я же цыган. А стыдно не знать историю своего народа.
--А как же я буду знать историю моего народа, если я даже не знаю кто был мой дедушка. Если папа с мамой запретили мне даже спрашивать о нём и сказали навек забудь. И только покойная баба Бегериха тайно рассказала мне что он был кулак, что вот та мельница которую разбили вдребезги потому, что это кулацкое добро не законно нажитое и было его добром. А он куда то сбежал, но его поймали и увезли в Сибирь.
--Ну ты об этом пока помолчи. Придёт время, ты вырастешь и всё узнаешь и полюбишь историю своего народа.
--А если эта история плохая?
История не может быть плохой, или хорошей, она может быть только правдивой, или лживой.
--Яша, а это правда, что после войны не будет колхозов и товарищ Сталин раздаст людям землю. Так говорили советские солдаты, что проходили нашим селом.
--Но ты же видишь. Война кончилась, а колхозы есть. Нет, то были выдумки. На сегодня коллективное хозяйство более эффективное, чем индивидуальное. Может придёт другое время, но ждать придётся долго, если оно вообще придёт то время.
--Яша, а если бы ты был Сталиным, ка бы ты сделал?
--Ты знаешь, Коля, за такой вопрос и в Сибирь можно прямым ходом, но скажу шёпотом. Если бы я был руководитель страны, то оставил бы всё как есть. Ведь смотри- собрал колхоз урожай, его взяли оптом в одном месте и увезли куда следует. А так пришлось бы обыскивать каждый дом. Ведь не все люди честные, кое кто хотел бы и припрятать.
--Как в тридцать третьем году?
--А ты знаешь как в тридцать третьем году? Мал был ещё.
--Рассказывали.
--Ну, ну... и что же рассказывали?
--Что из России, какие то двадцать пяти тысячники, приехали, чтоб забрать в Украине хлеб. Был голод, многие умерли. Моя мать закопала рожь, поэтому и выжили.
--Много ты видел россиян? Поди уже четыре года было. Что то запомнил?
-- Нет, у нас забирал хлеб сосед. Дядя Никита и дядя Петро. Активисты. До этого они были бедные. А потом им выдали наганы и они стали начальниками.
То то и оно. Товарищ Сталин дал разнарядку чтобы изъять излишки, но оставить хлеб на семью до нового урожая. А местные начальники, с наганами, такие же украинцы как и ты отбирали всё. Но считай что нас никто не слышал и на такие темы пока лучше не говорить. Вырастешь, всё поймёшь.
--Яша, говорят, что цыгане не любят Советскую власть.
--А зачем власть любить? Власть ведь не девушка, хоть и женского рода. Власть нужно уважать и подчинится власти. Иначе наступит хаос.
--А что такое хаос?
--А это когда дрова не горят, корова не даёт молоко, дома срываются со своих мест и убегают, а ты не можешь их догнать потому, что ноги превратились в головешки.- Все засмеялись.
--Яша , а почему в тридцать седьмом году было очень много троцкистов и что такое троцкисты?- Яша долго думал и молчал. Но хлопнула дверь и вышла Любовь Петровна.
--Отпускай мальчишек, хватит брехать,- сказала она.- А ты зайди ко мне, есть разговор.- Ребята нехотя поднялись и позёвывая разошлись по домам. По мере ух удаления, вдалеке мирно лаяли собаки...


Рецензии