Булгарские хроники о Вятке

Из автореферата докторской диссертации Л. Д. Макарова ‘Древнерусское население Прикамья в 10-15 веках’.
‘Благодаря многочисленным публикациям восточных памятников мы имеем достаточно полный свод данных поисследуемой проблеме, начиная с IX в., в которых древнерусское население скрывается под термином ‘ас-сакалиба’ понимаемым, в основном, как ‘славяне’), ‘славяне’ и ‘русы’. Основная дискуссия ведется по атрибуции последнего термина, который норманистами понимается как обозначение варягов-скандинавов. Однако, наиболее ранние восточные сведения (Ибн Хордадбех, Ибн ал-Факих, Ибн Русте, Ибн Фадлан) не дают столь однозначного толкования. Судя по всему, со словом ‘русы’ предстоит еще немало разбираться, поскольку существует другая, более древняя историографическая традиция, прямо выводящая от него этнических русских, славян по происхождению. Обозначение Ибн Фадланом главы болгар Алмуша, как ‘царя ас-сакалиба’, т.е. славян вряд ли случайно. В этом плане уникальные сведения дает ал-Куфи (начало Х в.), описавший арабо-хазарскую войну 737 г. и вторжение к северу от хазар на земли славян. Это известие расценивается как нападение на славян-именьковцев, вынужденных бежать с территории Волго-Камья в междуречье Дона и Днепра., но частью оставшихся в составе населения формирующей Волжской Болгарии (Кляшторный С.Г., 2006). О смешанном тюрко-славянском происхождении болгар сообщают по данным середины ХI в. Ибн ал-Джаузи (XII в.) и ад-Димашки (начало XIV в.). Предметы вооружения отчасти представлены древнерусским импортом. Это мечи каролингского и романского типов (типы Е, Н и S), наконечники ножен, боевые и парадные топоры с инкрустацией, секиры, некоторые типы булав и кистеней; фрагменты пластинчатого доспеха, наносник шлема, умбон от щита, а также некоторые элементы снаряжения всадника и верхового коня (кольчатые удила, шпоры с колесиками, плеть с навершием в виде хищной птицы и ‘варяжским’ орнаментом, конские подковы, ледоходные шипы, детали оголовья коня). Таким образом, в западной части Нижнего Прикамья выявлено большее число древнерусских находок. Имеются основания связать памятники этой части Волжской Болгарии с «серебряными болгарами» русских летописей — одним из возможных болгарских племенных объединений, имеющих в своем составе заметный древнерусский компонент. По мнению лингвистов, тюркское название Вятки — «Нукрат» — искаженное от «Новгород». В болгарско-татарском прочтении, р.Вятка именовалась как «Новгородская река» (Ахметзянов М., 1991; Добродомов И.Г., 1994). Постепенно первоначальный смысл названия забылся и, по-видимому, стал объясняться болгарами из созвучного арабского слова «нукрат» — «серебро». В этом понятии и попали в русские летописи «серебряные болгары» (на самом деле — «болгары, проживавшие близ новгородской реки», что может быть объяснено сосредоточением здесь весомого древнерусского компонента. Отмечу, что именно в нижнекамском регионе наиболее активно шли процессы интеграции керамических традиций славян, пермских и верхневолжских финнов с тюрками (Васильева И.Н., 1988)’. Конец цитат.
Учитывая важную роль русов в создании Волжской Булгарии, можно считать, что в домонгольский период к северу от Булгарии существовало особое русско-булгарское государство (княжество, провинция). Одновременно с этим, имелись русские анклавы и в самой Внутренней Булгарии. Вятский и Чепецкий регионы входили в сферу непосредственных интересов ‘серебрянных булгар’. Правда, поначалу они могли наведываться сюда лишь периодически за сбором дани и скупки мехов, создавая для этого небольшие городки фактории со смешанным населением.
В ДТ сказано, что первоначально западным центром Бийсу был Гусман-катау на р. Юг (городище Гледен), а на востоке — Каргадан (Рождественское городище на Обве, приток Камы). В 1150г. Гусман был утрачен и центром Бийсу стал Колын на Вятке (Ковровское городище). Нукратский путь на север в Саддум-Скандинавию из Булгара через Вятку и Молому был первоначальным, и лишь после того, как новгородцы и суздальцы перехватили Сухону и Двину, стал использоваться более трудный Чулманский-Камский путь. Произошло это как раз в середине 12в. Нукратский путь описанный в ДТ (по Вычегде-Бишеку) был переходным, когда С.Двина уже была перекрыта Новгородцами, но р.Юг еще контролировалась булгарами. Оговорюсь, речь идет об особых русскоязычных булгарах смешанного булгаро-русского происхождения. Они осуществляли торговлю между собственно Внутренним Булгаром и Новгородом и Скандинавией. В ДТ Бийсу названа провинцией, то есть, зависимой областью. Но хороша область, если она имеет свой военно-торговый флот, который одновременно был и флотом всей Булгарии: плавал по всем ее рекам, защищал от вторжений с севера и с юга. Огромная провинция Бийсу (Вису, Биармия, Пермия) была в сущности союзным государством.
После разгрома русами Хазарии в конце 10 века Булгар во многом перехватил её посредническую роль в торговле, булгарские купцы, среди которых было много русов (имевших в городах булгар свои колонии) перекупали восточные товары привозимые на Каспий и транспортировали их в Новгород, Прибалтику и Скандинавию. Разумеется, за проход мимо устья Камы им приходилось не только платить булгарам, но и сотрудничать с ними. С таким положением не могли мириться крепчающие балынцы (суздальцы-владимирцы). С 12 века они стали постоянно нападать на булгарские города, с этого начался упадок Волжской Булгарии. О критической ситуации свидетельствует сама ДТ: сражения в этой войне с 1162 до 1220 года идут в основном на её исконной территории. Нашествие монголов отчасти спасло булгар от полного разгрома русскими. Появилась третья сила, которую каждая из строн попеременно склоняла на свою сторону.
Один из авторов ДТ — Гази Барадж — в 1232 году ездил в Монголию к великому хану и договорился о сотрудничестве и личной преданности за обещание получить пост правителя Булгарии. По многим признакам, аналогично действовал и русский князь Ярослав Всеволодович. Именно эта ‘сладкая парочка’ (Батый и Бурундай), за которой пошла часть их соплеменников, получив от монголов войска татар и китайскую осадную технику, устроила погром городов Булгарии и Руси в 1236-41 годах, а затем вторглась в Западную Европу. Любопытно, что умерли оба в один год, вероятно, были убраны (отравлены) как отработанный материал. На их место заступили другие, более молодые и не столь славные победами, а потому более сговорчивые и не столь опасные для верховной власти великого хана. В ДТ есть особо интересное для нас замечание:
«Ахметзян Культаси (18 век) пишет, что первый в мире казацкий   отряд, предназначенный для охраны царского дворца, был сформирован по приказу кана Гази-Бараджа из одних только (бежавших от русских князей ) заказанских гарачцев-язычников в 1229 г. После свержения Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям Алтынбека и бежали   из Заказанья в Нукрат (на Вятку), где основали город Гарья (Карино*) и   ряд других селений (Кошкаров, Мукулин, Вятку и начальный Хлынов).   Затем казаки-гарачцы участвовали в западных походах   Гази-Бараджа 1238-41 гг. (имеется в виду поход монголов, русских и булгар на Киев, Польшу и Венгрию).   После нашествия Менгу-Тимура (1278 г.) часть   нукратских гарачцев приняла православие и стала главенствовать в Нукрате.   Гарачцы, принявшие ислам, стали называться бесерменами».   (комментарии в скобках кроме отмеченной * — Е. Х.)
Под гарачцами здесь нужно понимать поселившихся на Волге выше Казани беглых берладников, галицких славян-язычников. В дальнейшем эти первые казаки, вольнонаемные воины, перебрались на Вятку. После погрома от ушкуйников их потомки обосновались на Чепце среди северных вотинов-удмуртов, при этом часть гарачцев под правлением Каринских князей обесерменилась.
 
Булгария оправилась от потрясений Монголо-татарской революции и гражданской войны и достигла своего расцвета в середине 14 века, но с началом смуты в улусе Джучи подверглась новому разгрому от ушкуйников (1360-92) и Тимура (1391). После всего этого уцелела только её северная часть с центром в Казани, в некоторые периоды контролировавшейся Москвой через марионеточных ханов. Отношения между столицами обострялись во время междуусобиц и вмешательства Крымских ханов. Правящий слой Булгарии, собственно булгары, частью был перебит, частью смешался с татарами. Само имя ‘булгар’ постепенно исчезает, уцелевшие булгары ‘превращаются’ в татар и другие народы. Булгарский суперэтнос рассыпался. Одна из его частей — Нукратские булгары — стали вятчанами и сохранились до наших дней в Каринском анклаве.
В 15 веке Вятка стала объектом притязаний Казанского и Московского царств, возникших на развалинах Улуса Джучи (Золотой Орды). Пока они боролись между собой, вятчанам удавалось удерживать свои позиции. Но к 70-м годам Москве удалось приструнить Казань. Одновременно с этим был разгромлен Великий Новгород, это вызвало приток сил на Вятку и отчасти продлило её независимое существование.
История татар с древнейших времён в семи томах. Том 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006. С.К. Белых, Л.Д. Макаров (Ижевск):
«Таким образом, взаимодействие вятского славянского населения с Волжской Булгарией в домонгольское время прослеживается очень слабо, однако, можно предполагать, что, в отличие от чепецкого населения и, вероятно, населения юга Камско-Вятского междуречья (Удмуртия), вятчане сохраняли полную экономическую и политическую независимость от булгарского государства». — Это заключение косвенно свидетельствует в пользу существования государства Арских русов (Нукратская Булгария). По понятным причинам говорить о местонахождении их столицы в 12-13 веках на месте Казани никто не спешит.
Появление особой территории, Вятской республики, было вызвано отчасти некоторой изоляцией региона, а также изначальной его обособленностью от Булгарского государства. Русы и булгары составляли в 9-11 веках симбиоз с достаточно чётким разделением функций. Русы через Новгород осуществляли торговые связи между Булгарией и Северной Европой, для чего контролировали речные пути и проживали в городах по берегам крупных рек, в том числе в портах Булгарии. Со временем они обулгарились (женились на булгарках, перенимали элементы культуры, некоторые становились мусульманами), отчего перестали восприниматься русскими (в том числе и новгородцами) как полностью родственными себе. Вследствие чего это властное сословие получило особое название ‘Новгородские (Нукратские) булгары’. В связи с погромом Булгарии и переселением заметной части булгар на север в Приказанье, Арские русы в 13 веке обосновались вдоль речных северных путей от Вятки и Двины до северо-востока Норвегии.
Вопрос о степени доверия к сообщениям свода булгарских летописей Джагфар Тарихы 1680 г. весьма важен. Этот свод не погодная летопись, а идеологизированная пробулгарская обработка каких-то частично сохранившихся к 17 веку старобулгарских хроник и сказаний. Поэтому надо пытаться вычленить здоровое зерно фактов из смеси выдумок и преувеличений. В отношении Вятки это зерно состоит в признании булгарами отдельной и достаточно самостоятельной от них северной провинции с говорящим названием Нукрат (Новгород). Вятка, безусловно, зависела от Булгара (особенно в периоды его расцвета), но одновременно и сами Булгары в силу географии региона постоянно находились под неожиданным ударом с Вятского севера, обжить который самостоятельно они так и не смогли. Эти обстоятельства диктовали обоим сторонам курс на взаимное сотрудничество в области торговли и обороны. Вятка была своеобразным буфером между русскими и булгарскими землями. Отсюда её известная самобытность и самостоятельность, а также смешанный состав населения. Таким образом, средняя Вятка изначально (с 10-12 века) представляла собой пограничные булгаро-русские поселения казачьего типа. Данная ситуация сохранилась в Ордынский и Казанский периоды истории региона. В. Напольских назвал население этой Казанской украины «предказачеством».
На Вятке с давних пор были традиции дальних военных походов по рекам. Подтверждение этому есть в ДТ. Дело в том, что в ней неднократно упоминается «Флот Нукрата», который являлся одной из основных военных сил ещё домонгольской Булгарии и участвовал во многих вооруженных столкновениях булгар с пришлыми завоевателями. Маловероятно, что такую важную роль вятчан выдумал создатель ДТ, скорее он как мог принизил ее, но, однако, не смог полностью исключить из своей истории.
На страницах ДТ вятчане часто выступают как достаточно самостоятельная вооруженная сила. По сообщениям ДТ можно судить, что на рубеже 12-13 веков флот Нукрата базировался возле города Колына (в устье Моломы), а также где-то в низовьях Вятки. Флот Нукрата принял учатие в воспрепятствовании переправы через Волгу монголов в ходе их отхода через земли Булгарии на восток после битвы на Калке в 1223 г. Судя по ДТ, флот булгар появился еще в 10 веке на основе Волжских русов, затем в него вливались артанцы (прибалты), бродники и новгородцы (ушкуйники).
 


Рецензии