письма-состояния Петербургу. письмо второе

                1.

облако во всё небо серое накрыло голубое своимъ влажнымъ покрываломъ кажется уже самый воздухъ состоитъ изъ мерзкого дождевого бисера ну здравствуй Петербургъ впрочемъ не такъ а вотъ какъ теперь приветъ тебе питеръ разъ въ десятый за последние шесть летъ я сбегаю къ тебе отъ порфироносной вдовы но на этотъ разъ совсемъ по-другому воспринимаю тебя во-первыхъ ты мне уже не чужой не новый на колёсахъ ли пешкомъ меряю тебя везде память отмечаетъ знакомые заплаты здесь попивалъ кофе тамъ покупалъ библию сямъ нужду справлялъ хоронясь отъ людского всеглазья во-вторыхъ я пересталъ ставить цели и наслаждаюсь прелестью бесцельности зачемъ мне оседать въ тебе ты теперь лишь первая бусинка въ ожерелье моей бесконечной дороги длиною въ жизнь въ-треьихъ не только ты нуженъ мне извечно ищущему чистого воздуха и новыхъ глубинъ-высотъ но и я тебе кто ещё скажи петрополисъ поведаетъ о насъ съ тобой потомкамъ такъ какъ дано поведать мне
какъ надоелъ этотъ дождь уже начинаю привыкать но сопротивляюсь этой привычке девяносто семь процентовъ влажности а три процента чего воздуха души Солнца надежды эти три процента дороже мне девяноста семи я чаю что ихъ станетъ больше и ихъ не можетъ не стать больше а значитъ есть будущее и у тебя и у меня
сегодня похороны Лета Петербургъ прекрасно всё устроилъ заранее поссорился съ Солнцемъ выпроводилъ южный ветеръ и начинаетъ красить листву я на васильевскомъ пойду пройдусь по островнымъ тропамъ изгаженнымъ асфальтомъ и разметкой светофорами и столбами понаслаждаюсь архитектурными воспоминаниями застывшими въ камне серо-жёлто-виноградныхъ тоновъ на среднемъ проспекте вижу почти грандиозный католический храмъ прямоугольно-вытянутый вдоль какой-то линии безъ единой надписи этотъ безмолвный памятникъ католическому лику христа нависаетъ надъ проспектомъ и непонятно кто здесь лишний доходные дома облепившие весь островъ или онъ величаво-одинокий безымянный наглухо запертый чуть позже обнаруживаю на углу большого и съездовской брата его лютеранский храмъ катерины опять катерина это уже третий наряду съ католическимъ храмомъ и армянской церковью на невскомъ думаю я не подозревая о близости православной церкви той же святой чем прославила себя святая катерина надо найти где почитать о ней то ли это угодливость царствующей особе судя по времени возведения храмовъ сихъ то ли искреннее предпочтение не знаю а можетъ что-то пророчитъ сие и мне вторую дочь я назвалъ катей въ честь незабвенной бабушки моей Екатерины Николаевны Туллеръ въ девичестве Евдокимовой единственной изъ всехъ прямыхъ сродственниковъ по душе мне приходящейся

                2.

зябко въ рубашечке на голое тело лишь со спины закрытой кожаной короткой куртчёнкой лютеранская катерина принимаетъ по воскресеньямъ къ часу дня то есть всего ничего ждать но почему-то въ этотъ разъ вживаться въ образъ лютеранина не захотелось вспомнилось сразу что креста на шее нетъ что причастие неискреннее грехъ жуткий жутчайший да и само лютеранство ужъ очень рационально категорично
поразила улочка репина въ три шага шириной между 16 и 14 среднепроспектными домами блеснула влажная её булыжность и я не могъ удержаться отъ искушения пройтись по культурному слою двухъ- а то и трёхвековой старины булыжники составляющие её мостовую небольшие и сложены интереснее чемъ нынешняя каменная плитка которая къ спеху попадается здесь въ одномъ месте являя сей "половой" плитко-булыжный контрастъ плитка сложена строго прямыми углами а булыжники плетутъ какой-то чудной полукружьями узоръ мне не разъ приходилось видеть какъ кладутъ плитку но это совсемъ неинтересно по сравнению съ возможностью хотя бы только представить какъ клали эту мостовую очень трудоёмкая работа ручная это не лопатой махать да каткомъ утюжить я съ такимъ наслаждениемъ ощущалъ подошвой своихъ многострадальныхъ чёрныхъ ботинокъ за двести съ небольшимъ рублей ("немодный фасонъ" - объяснила-извинилась продавшая ихъ мне) неровности каменныхъ узоровъ мостовой будто попалъ на родину о которой никто никогда мне не сказывалъ и ступаю по святой её земле такой родной своей "нашей" умопомрачительные люки здесь на нихъ крестъ вдоль продольной линии - "г ленинград" поперёкъ - 2канализация" петербургъ распятый на кресте канализацией изнасилованный чуждымъ именемъ-проклятьемъ для России

                3.

принуждённый оказаться на среднемъ проспекте васьки если честно большой нуждой которую предпочитаю справлять въ питерскихъ макдональдсахъ - физиологическая ориентация въ пространстве - я вновь убедился что любая случайность закономерна выйдя облегчённый и ещё не ведая о булыжной улочке нависающемъ католическомъ храме лютеранской катерине и доходныхъ домахъ я решилъ побыть на воздухе воспользовавшись прихотью небесъ сделать антрактъ въ нудномъ концерте дождя поскольку мне свойственно принимать сто решений въ секунду а стало быть выбирать изъ многихъ лишь несколько выборъ остановился именно на техъ что привели меня къ этимъ встречамъ которые я спешу воспроизвести словесной палитрой людские достопримечательности предварили булыжно-каменные
итакъ я решилъ разменять сотню поддаваясь "штрафной навязчивости" въ одномъ и другомъ цветочномъ киоскахъ мне отказали за невозможностью въ печатномъ ларьке за отсутствиемъ выручки и вотъ я у палатки где можно разменять деньги кофейной потребностью и продажной необходимостью не успелъ стаканчикъ наполниться согревающимъ предпрогулочнымъ напиткомъ подходитъ ко мне откуда-то ниоткуда сзади-сбоку-припёку двойникъ Розенбаума въ синихъ джинсахъ и красной то ли отъ стыда то ли отъ жажды курточке-ветровочке подходитъ и спрашиваетъ нетъ ли сигареты я машинально отметивъ лишь внешнее сходство съ "нуждающимся въ питерской сырости" отказываю привыкший въ Москве къ попрошайкамъ безошибочно угадывающимъ переводъ съ арабского моего имени и его соответствие действительности второй вопросъ заправленный соусомъ заразительного смеха меня очаровываетъ - "тогда можетъ пива мне купите" но будучи самъ не обделённымъ ни юморомъ ни иронией я не меняю своего отношения къ незнакомцу не видя перемены содержания при смене формы - теперь это изящное попрошайничество не более того, думается мне вновь отказъ... теперь спустя почти три часа я съ радостью благодарю Бога за встречу ъ этимъ попрошайкой (Володя) состоявшейся то ли благодаря его настырности то ли моему отказу... когда я приселъ на ближайшей скамеечке подъ зонтикомъ живущимъ на милостыню пива и приступилъ къ дневнику и кофе я спиной чувствовалъ присутствие Вовы и поскольку избегаю нынче общения съ людьми кроме вынужденного намерение уйти съ кофе изъ просительной зоны почти перешло въ действие но пошла мысль и я задержался Володя снова подошёлъ и заглянулъ въ тетрадь - что это пишите умничка не могу разобрать по-русски ли письмо какое - впечатления... клинописью... - отвечаю я почему-то не раздражаясь хотя и не испытывая пока симпатии къ превратившемуся въ любопытство попрошайничеству онъ уходитъ и я наблюдая его фигуру уже начинаю разглядывать въ нёмъ умного пьяницу что въ моихъ глазахъ намного достойнее пьяного умника и вдругъ онъ резко разворачивается и идётъ прямо ко мне... два съ половиной часа мы общались я оставилъ ему свой телефонъ назвалъ молодцомъ талантливымъ жалъ руку и ушёлъ бы позже если бы къ нашей тёплой кампании - кроме насъ её составилъ почти сразу Ефимъ - не присоединился парень съ девушкой общение съ которыми меня несколько охладило впрочемъ дело не въ нихъ а отъ что было
володя селъ рядомъ со мной на одну скамейку за одинъ столъ и возобновилъ просить и любопытничать угроза не закончить мысль стала реальной поэтому защитная реакция моя не замедлила последовать во-первыхъ я слушалъ его рассеянно съ видомъ досадующего на привязчивость непрошеного гостя (подозреваю что еврея такъ что лучше много лучше татарина памятуя известную поговорку) во-вторыхъ я сказалъ что онъ сбиваетъ меня съ мысли но Володя не только не обиделся или не разозлился онъ мило вышелъ изъ ситуации поднявъ руки прищуривъ хитроумные глаза свои маскируя улыбку непонятного цвета усами классического гусара-бабника онъ приговаривалъ что-то вроде - хорошо я пасъ меня здесь нетъ не моё дело и тутъ же - и что же такое пишетъ нашъ умница - за подлинность словъ не ручаюсь почему-то его лексику весьма недурную я не запомнилъ но дело было не въ ней а въ его интонацияхъ выражении лица въ искренности уже черезъ минуту онъ окрестилъ мои опусы поэзией чуть позже поэтической прозой а затемъ назвалъ меня мастеромъ короткихъ прозаическихъ шедевровъ слово за слово - мы стали собеседниками и тутъ какъ воробей на запахъ хлеба или какъ страждущий на зависть страждущему появляется вторая фигура этой неповторимой мизансцены на ваське - Ефимъ съ бутылкой хорошего пива и пачкой нехорошихъ сигаретъ внешность типическая для островного питера худой круглоголовый съ глазами усталого ума неприхотливой копной негустыхъ волосъ цвета некачественного шоколада или урнъ колпинского пищекомбината что на аничковомъ мосту первымъ деломъ онъ представился а въ ответъ на моё имя заметилъ что это что-то знакомое я почему-то вспомнилъ хигирский переводъ (видимо ассоциативно памятуя о причинахъ интереса ко мне попрошаекъ ведь именно благодаря жажде Вовы сыгрался сей чудный спектакль) на что ефимъ не преминулъ воскликнуть - вотъ-вотъ моё имя то же самое означаетъ - ну какъ тутъ не придти въ восторгъ ели не превращать фотографию произошедшего въ кинематографию - я всё-таки мастеръ короткого жанра володя правъ меня утомляетъ последовательная подробность изложения событий - вылилось всё въ то что я прочёлъ имъ первые три абзаца - столько и было написано въ кому моменту - дневника затемъ по ихъ настоятельной просьбе другие абзацы ефимъ - ухъ и это всё твоё можно хоть немножко ещё послушать - а потомъ случилось небывалое я специально пошёлъ въ машину за второй тетрадью и прочёлъ имъ первое письмо петербургу а затемъ когда къ намъ присоединились  те двое парень съ девушкой "жёлтый пёсъ петербургъ" всё ими услышнное вызвало самые восторженные реплики запомнилось володино - богомъ дадено богомъ дадено - чуть позже я будто опомнился и сославшись на дела и желание прогуляться покинулъ этотъ уникальный казусъ въ своей жизни въ великолепномъ настроении
                4.

я дождался Солнца я продолжаю имъ наслаждаться старательно выбираю солнечные стороны и следую имъ какъ иные следуютъ паломническимъ тропамъ  вбираю солнечное тепло заряжаюсь накапливая его зная - недолго дождевой антрактъ продлится въ питере я я у исаакия второй разъ не смогъ утолить желания оказаться во чреве храма сегодня въ среду эти глупые людишки устроили выходной мои боги соберутся здесь именно въ среду когда ничего не подозревающие хранители-расточители уникальности собора закрываютъ его отъ туристовъ - богамъ свойственно маскировать своё всесилие и подлинность своего существования внушая людямъ что именно они создаютъ боговъ или отказываютъ имъ въ милости веры что они сохраняютъ ценности на самомъ деле внушённые имъ что они назначаютъ выходные тамъ где они невозможны
мне хочется посещать дорогие сердцу места петербурга въ абсолютномъ одиночестве подъ  покровомъ ночи тайно незаметно наверное это можно сравнить съ жаждой уединения которую молодые влюблённые испытываютъ темъ сильнее чемъ безудержнее ихъ любовь тайна сладостное "нечто" излучаемые этими местами воспринимаются лишь тайно-уединённо городской шумъ экскурсоводское щебетанье и  туристическая любожаднопытность опошляютъ для меня присутствие тамъ я не слышу чудную музыку доблести предковъ алтари памяти и пророчествъ покидаютъ меня безжалостно осквернённые на плахе туризма я бы построилъ на земле для каждого подлинно верующего свою маленькую церковку доступъ въ которую только для него а ещё мне думается хорошо когда верующихъ становится меньше тогда становится нетруднымъ оказаться въ храме одному вотъ такой я религиозный эготистъ впрочемъ всё вышесказанное искренняя и правдивая поэтическая ложь я действительно такъ чувствую но думаю не такъ я такъ мечтаю но стремлюсь не къ этому а къ чему я стремлюсь перестать стремиться ощутить первобытный покой въ душе оказаться тамъ где ещё нетъ жизни но уже нетъ смерти...


Рецензии