Егорушка

В одной маленькой деревне, на самом её отшибе, стояла крохотная избушка. Жила в ней обычная семья: отец с матерью да их маленький сынок Егорушка. Отец целыми днями пропадал на мельнице и только под вечер, уставший и голодный, появлялся дома. Мать весь день трудилась по хозяйству и частенько приучала к труду и Егорку, который уж очень не любил трудиться. И если попадалась свободная минута, тот не раздумывая убегал во двор половить кузнечиков или бабочек. К тому же мальчуган был очень болтлив, прямо-таки язык без костей. Про всё интересовался, и обо всём на свете ему нужно было непременно знать.
– И в кого ты такой почемучкой уродился? – улыбалась матушка, когда малыш в очередной раз доставал её с вопросами. Егорка пожимал плечами и помогал матери месить тесто.
Однажды летним днём затеяла матушка уборку в избе. А чтобы сынок не мешал ей, отправила его во двор играть. Только Егорка принялся ловить кузнечиков, как над кудрявой головой его пронёсся огромный полосатый шмель.
«Вот бы его поймать», – подумал про себя мальчик.
Шмель покружился над колодцем и, громко жужжа, направился к лесу, который находился совсем рядом. Егорка выбежал за калитку, не выпуская из виду полосатую жужжалку.
«Не ходи в лес, Егорушка, там много злодеев, схватят и утащат с собой», - вспомнились слова матери.
– Да я же быстренько, – как бы сам себя убеждая, отмахнулся паренёк. И чтобы матушка не заметила исчезновения, в припрыжку погнался за шмелём, который летел так низко, что даже самый маленький мог бы его поймать, не говоря уже о Егорке, который за свой век, каких только насекомых не ловил.
Перед деревьями-великанами Егорушка выглядел совсем крохой. Откуда-то издалека доносилось постукивание дятла, в густой траве, тихонько шурша, бегали ёжики и, наверное, даже ползали змеи. Лес сразу же давал понять, что его владения опасны и ужасны. И любой другой мальчишка давно бы развернулся и убежал домой, но только не Егорка. Он был не только болтливым, но и храбрым. Вот только шмель куда-то подевался, стоило зайти в лес. Но помимо шмеля здесь столько всего было интересного, что возвращаться домой не хотелось.
Вдруг чья-то громадная и сильная ладонь схватила Егорку за штанишки и приподняла высоко над землёй. Это был Великан.
– Кто вы? – спросил его Егорка.
– Кто я? – удивился Великан и нахмурил брови. – Это я тебя должен спросить, кто ты такой и что делаешь в моём лесу?
– Егорка я, – ответил малыш, – сын мельника.
Великан грозно сдвинул брови.
– Вот и будешь у меня вместо хлеба.
И Великан направился в самую глушь леса. Егорка, стараясь не смотреть вниз, спросил:
– Вы что, собираетесь меня съесть?
– Не смотреть же на тебя...
– Так вы людоед?
Великан поднёс паренька к самому носу и, улыбнувшись, кивнул головой. К огромному брюху его был пристегнут нож, больше самого Егорки. Отчего-то малыш сразу же припомнил свой маленький кухонный ножик, которым матушка нарезает хлеб. Нет, быть для кого-то закуской он явно не хочет. Тем более чтобы резали ножом. Непременно нужно было что-то придумывать и как-то выбираться.
Впереди показался большой каменный дом. Великан посадил Егорку в клетку, а сам направился растапливать печь. Клетка как раз была под человеческий рост. Видимо, не один заблудившийся путник, грибник и охотник побывали в ней.
– Вы меня сейчас что ли кушать будете? – полюбопытствовал паренёк.
Толстый живот Великана заурчал, давая понять, что кушать будут сегодня.
– А соль у вас есть?
– Не переживай, найдётся.
– А морковь?
– Тоже.
– И лук, и картошка?
– Прекрати.
– Чего?
– Прекрати надоедать мне.
Великан нахмурил брови. Но только стоило разгореться печи, как тот, поглядывая на огонь, улыбнулся.
– Да я же о вас беспокоюсь, – продолжил Егорка, – чтобы вы сытнее пообедали. А то что с меня взять, кожа да кости. Может, всё-таки суп сварим, а?
– Тебе какая разница, как тебя есть будут?
– Был бы я хоть толстым, тогда другое дело. А так… тощий, как лист осенний. Стыдоба прям, – паренёк вздохнул. – Суп всё сытнее будет.
Великан посмотрел на Егорку и почесав бороду, пожал плечами.
– Хорошо, давай суп сварим, а то верно ты говоришь, уж больно худоват.
Великан достал большой чугунок, налил в него воды и принялся чистить картошку, что была размером с мальчишку.
– Я бы тоже вам помог почистить, если бы картофель был намного меньше, – сказал Егорка. – Отчего же он у вас такой большой?
– Порошок у меня волшебный есть. Посыпаешь им земельку в огороде, а к осени всё огромным вырастает, – улыбнулся Великан.
– Так вы и на меня посыпьте, глядишь, и я к осени подрасту.
– Не смешно.
– Вы только помойте меня хорошенько, а то я, как видите, чумазый. Говорила мне матушка, не суйся в чулан - пыльно, не лазь на чердак - грязно, да разве я удержусь…
– И откуда ты только взялся такой.
– Какой?
– Язык у тебя без костей.
– Да я и сам одна сплошная кость. Тощий как таракан.
– Ну, вот что, братец, хватит! Всё равно я тебя съем!
– У меня дед как-то муху случайно проглотил, – не переставал молоть языком паренёк. – Муха-болтуниха. Не слышали о такой?
– Чего?
– С тех пор дедушка мой страшный болтун, да и отец такой же, ну и я немного... Боюсь, и вы, если меня скушаете, таким же станете. Болтать будете даже во сне.
Великан почесал затылок, призадумался.
– Что ещё за болезнь такая?
– Очень страшная болезнь. Болтушкаязыкбезкостейка – вот как называется.
– Может, мне тебя прихлопнуть, чтобы не болтал? – И Великан хлопнул в ладоши, да так сильно, что даже клетка с Егоркой затряслась.
– А может, меня просто отпустить?
– Щас!
– Но нельзя меня раньше времени убивать - невкусным буду, – сказал паренёк. – И картофель мельче режьте. Я ведь маленький, а он вон какой, и не найдёте меня за ним.
– Что же мне с тобой делать? – с досадой вымолвил Великан.
– Можно, я песенку спою?
– Да, пожалуй, лучше этим и займись.
И паренёк запел:

Что же ты, Егорушка,
Худенький такой?
У твоей коровушки,
Хоть живот большой.
Много молока в ней,
Мяса тоже много.
Не сравниться с нею,
Ведь она корова...

– Что это ты там напеваешь? – перебил Великан.
– Это я про свою Бурёнку пою. Вот бы кого сейчас на суп. Мяса в ней как раз по ваше брюхо. И молоко вдобавок.
– Да где же её взять-то?
– Так ведь я же Егорка-пастушок. У меня все деревенские коровы пасутся. Я бы мог вам их пригнать. Двадцать шесть коров. Объедитесь.
– Двадцать шесть коров! – представил себе Великан и облизнулся. – Да, пожалуй, ты прав, какой-то ты худощавый. И болеешь вдобавок. Всё-таки я тебя лучше на коров обменяю, – и Великан вынул малыша из клетки.
– А не могли бы мне дать немного вашего порошка волшебного?
– А он-то тебе зачем?
– Обычно я с собою ношу сахарный песок. Уж очень он моим коровам нравится. Да они ради него хоть на край света пойдут, не то чтобы в лес. Но сейчас он у меня закончился. А корова, сами знаете, ещё то упрямое животное, без лакомства с ним ни за что не справиться. Я им ваш порошок на ладони покажу, они и не догадаются.
Великан призадумался, не обводят ли его вокруг пальца. Но Егорка выглядел столь спокойно и доверчиво, что тот ему поверил.
– Я вам его потом обратно верну, – для убедительности промолвил малыш. – Мне-то он зачем?
Великан насыпал Егорке полные карманы волшебного порошка и, посадив на плечо, покинул дом. Выйдя из леса, он отпустил малыша на землю и сердито погрозил пальцем.
– Смотри у меня, не обмани.
А перед глазами маячили двадцать шесть коров – жирненькие, аппетитные, обжаренные с обеих сторон. Хоть Великан и побаивался, что паренёк может ускользнуть, но риск того стоил. Что, действительно, с него взять? Проглотишь и не поймёшь, проглотил ли? Возьмёт ещё и застрянет помимо зубов, выковыривай потом. А вот корова, это да! Посадишь на вертел, обжаришь хорошенько, вкуснятина!
В животе Великана нехорошо заурчало, даже как-то завыло.
– Ну, чего ты стоишь, ждёшь? – сморщив лоб, посмотрел он на паренька.
– Так я пошёл?
– Давно пора. И смотри, не обмани!
Егорка жестами рук объяснил, что всё будет хорошо, мол, не переживайте, а сам, пока у Великана временное помутнение рассудка, поспешил к дому. Забежав во двор, он незаметно пробрался к огороду и порошком, что был у него в карманах, посыпал землю.
Дома, конечно, его все обыскались.
– Ну и где ты был? – сердито поинтересовалась матушка, стоило зайти за порог. Егорка быстро затараторил про Великана и про то, как ловко его обхитрил.
– Ну и шутник ты у нас, – улыбнулся отец. – Иди за стол, проголодался небось?
Егорушка улыбнулся и намывая ладони, сказал, что приготовил подарок.
– Что ещё за подарок?
– Осенью увидите.
И все дружно уселись за стол. А Великан, подождал-подождал, догадался, что его обманули, и, рассерженный, отправился восвояси. Не рискнул идти в деревню, не его владения там. И что ни говори, а хоть людишки и маленький народ, но отпор дадут.
 А Егорушка с тех пор родителей слушался, матушке помогал во всём, да и в лес один ни ногой.



                Антон Лукин

художник Елена Мочкаева


Рецензии