Тюленьи острова

С начала 1990-х годов я летал командиром воздушного судна (КВС) Л - 410 УВП. Самолёт чехословацкого производства, по сравнению с Ан - 2, очень комфортабельный и скоростной. Два турбовинтовых двигателя М - 601 "Вальтер" позволяли самолёту летать в облаках и над морем, практически, при любой погоде совершать взлёт и посадку, а самое главное, на нём можно было выполнять визуальные полёты на высоте 100 метров. Одним словом, самолёт, как нельзя лучше, подходил для выполнения различных специальных заданий.

Однажды, находясь на базировке в аэропорту Актау, наш экипаж был задействован на обслуживании солидной государственной организации под названием "Южнефтепровод". "Южники", как мы их называли, хотя бы, один раз в неделю производили облёт трассы нефтепровода от станции Мангышлак до Кульсары, иногда, и до Атырау (Гурьева) на малой высоте 100 - 200 метров. Наблюдатель искал глазами нефтяные пятна - разливы нефти на трассе, а наша задача была не потерять из вида саму трассу, которая шла через горы Шетпе.

В тот год, осень выдалась тёплой и отчаянные головы, даже, в октябре умудрялись купаться в Каспийском море. Конечно, не везде, а только в тех местах где было теплое течение воды. На Каспии есть места, где не захочешь купаться, даже, в летнюю жару.

Наш экипаж подняли рано утром. В Мангышлакском заливе унесло рыбака на резиновой лодке и нам предстояло заняться его поисками на малой высоте. Ветер в том районе, который день подряд, дул юго - восточный и сильный. По направлению ветра определили возможный маршрут дрейфа лодки, который упёрся в цепочку Тюленьих островов, лежащих на расстоянии 50 - 100 километров от береговой черты. По нашим расчетам выходило, что лодку с рыбаком не могло унести в открытое море и её надо искать у Тюленьих островов, которые лежали у входа в Мангышлакский залив, как бы отделяя его от открытых просторов Каспийского моря.

Очертив на карте район поиска, вылетели из аэропорта Актау на Каражамбас, а от него вышли, уже, к месту, от которого унесло рыбака на лодке вглубь залива. Прочесав галсами залив и не обнаружив лодку, мы принялись осматривать острова, поросшие густым камышом. Возле одного из островов увидели перевёрнутую вверх дном резиновую лодку, но человека возле неё не было. Недалеко от того места в заливе находилось несколько рыболовецких ботов и катеров. Обнаруженная лодка могла быть с одного из этих судов. Топливо заканчивалось и мы приняли решение о дозаправке в аэропорту Актау, надеясь потом продолжить поиск рыбака. Однако, после дозаправки топливом нам дали команду следовать в Кульсары с ремонтной бригадой. Поиски рыбака отложили до завтра. На трассе нефтепровода произошла крупная авария, грозящая экологической катастрофой на реке Эмба, и нужно было срочно доставить туда специалиста - эколога и ремонтников.

Вечером, весь город Актау, только и говорил о пропавшем рыбаке. Оказывается два работника атомной станции (МАЭК) решили в выходные дни съездить на рыбалку. Нашли подходящее место на берегу Мангышлакского залива и расположились на ночлег. Вечером в субботу, подул сильный ветер - афганец и подняв с земли резиновую лодку, швырнул её в воду. Один из рыбаков бросился вплавь за ней. Догнал и забрался в лодку, но причалить к берегу не смог. Ветер усиливался и его, обессилевшего от частого махания вёслами, понесло в лодке от берега в море. Его товарищ добрался до Актау в воскресенье, а нас отправили на поиск в понедельник. Получалось, что человек третьи сутки находился в море, без пищи и воды.

На следующий день мы продолжили поиски, непосредственно, вблизи Тюленьих островов. На островах поросших камышом, было столько много дичи, что летать на низкой высоте было, даже, небезопасно. Утки, гуси, лебеди и пеликаны гнездились на этих островах. Мой прапрадед, отбывавший здесь ссылку при царе Александре II, рассказывал своим детям и внукам, что ссыльные зимой били на льду тюленей и вытапливали из них жир, а летом ловили рыбу, да собирали яйца диких гусей и уток в зарослях камыша на островах. Проживали ссыльные на самом большом из островов - Кулалы, растянувшимся узкой дугой на десяток километров. В наши дни на острове стояло здание метеостанции, возле которого одиноко застыл гусеничный трактор. Людей на острове Кулалы мы не заметили.

Один скалистый остров представлял собой тюлений пляж. На нём было настоящее лежбище каспийского тюленя, где тучные животные лежали, плотно прижавшись друг к другу. Мы несколько раз облетели этот островок, любуясь его обитателями. Многие тюлени, возможно, испугавшись рева самолётных двигателей, сиганули в воду. Другие, наоборот, выскакивали из воды на скалы и прятались внутри скопища своих сородичей. Возможно, это был и не испуг, а просто игра, которую тюлени решили продемонстрировать огромной "железной" птице, нарушившей их идиллию на пляже.

Облетели ещё раз острова, два раза описав в небе большую цифру "8", но ничего не обнаружили. Человек в лодке, как в воду канул. Выработав установленный лимит топлива, набрали высоту нижнего попутного эшелона и направились на дозаправку в аэропорт Актау. Когда были, уже, на круге аэродрома, диспетчер сообщил, что поиски окончены, пропавший человек нашёлся. И, слава Богу!

Как потом нам рассказали, незадачливого рыбака, ещё в понедельник утром подняли на борт рыболовецкого судна, но у них "сгорела" рация и они остались без связи с портом приписки. Бедолага, как только оказался на борту бота, тут же. заснул мертвецким сном, а когда проснулся, то рыбаки связались с морским портом Баутино через другие суда, находившиеся в том районе. Вот, такая получилась невесёлая история.

Продолжение истории последовало через неделю, когда возвратившись после лётного дня в общежитие "Южнефтепровода", экипаж получил огромный пакет от того самого человека, которого мы тщетно искали два дня. В пакете обнаружили две "коляски" копченой колбасы, кусок балыка из осетрины, баночку черной икры и литр чистейшего медицинского спирта, который мы дружно выпили всем экипажем за ужином. Пили, конечно же, за здоровье того самого человека, чудом оставшегося в живых в неспокойном Мангышлакском заливе, в районе Тюленьих островов на Каспийском море.               


Рецензии
Интересно. Даже и не думал, что тюлени обитают на Каспийском море!А в Архангельске решали вопрос с Л-410. Буксовало из-за сцепления зимой 0,3.

Поправкин   25.05.2022 18:54     Заявить о нарушении
Л - 410 отличный самолёт. Прекрасно справлялся с перегрузом, если скоростные параметры выдерживать чуть больше. А каспийских тюленей жалко, в последние годы вымирают сотнями...

Николай Панов   25.05.2022 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.