Идеалы. рассказ

ИДЕАЛЫ.
Почему мы всегда кому-то подражаем?
Почему, обладая своей индивидуальностью, каждый, все равно стремится кому-либо подражать? Ответ на этот вопрос я нашел. В конце пути, к сожаленью. Хотя... говорят же умные люди: лучше поздно, чем никогда.
Так, в чем же тут дело? Нет, так будет неправильно. Правильнее, по-моему, попытаться вспомнить себя; тех, кто попадался мне на пути в этой жизни; тех, кто, тем или иным образом, оказывал на меня влияние. Живые, реальные люди; герои романов и рассказов; киногерои; спортсмены и, наконец - создатели...
Оказывали... но... оказали ли?
Вроде, я еще не умер... возможно появятся и еще ИДЕАЛЫ?
Мама. Это и понятно - мама мой первый идеал! Сначала это просто мама, ловко и быстро растапливающая печку; ее быстрые пальцы, вышивающие на пяльцах или вяжущие крючком; штопающая на лампочке мои прорванные носочки; кормящая меня умопомрачительно вкусными, с золотой каемочкой драниками.
Я взрослел и мама превращалась в идеал ЖЕНЩИНЫ.
Любил я маму? Да, конечно. Но...этим сказано не все. Я ее ОБОЖАЛ!
Ко времени, когда мне исполнилось 4 года, все женщины (за исключением старшей сестры мамы) были уже замужем. Помню свой вопрос: мам, а ты почему не замужем? Помню и ее ответ: мне никто не нужен, ты - мой главный мужчина! Разве нам плохо вдвоем...
Ее рассказы долгими, зимними вечерами о далекой ее родине, о земле с таким чарующим названием "Божий Огород", уносили меня туда... там я купался и ловил рыбу; там я совершал подвиги; мстил убийцам своих дедушки и бабушки (мне было страшно от своих мыслей, от той жестокости, с которой я расправлялся с ними)... разумеется, сейчас уже и их никого нет в живых, но... моя жестокость к ним очень мало изменилась.
Чтение. У мамы были три сестры; две не были замужем и работали все в разные смены, чтобы не оставлять меня одного. Чем они могли еще со мной заняться? Они читали. Читали коряво, с трудом, со страшным акцентом и к четырем годам я сделался завсегдатаем детской библиотеки, которая по воле случая (судьбы?) находилась прямо в нашем доме, над нами. Теперь уже, вечерами, я им - вслух.
Запоем я читал про подвиги Покатигорошка, про Калинов мост и про русских богатырей. А вот первым идеалом умного человека стал для меня Ходжа Насреддин. В настоящее время, его сменил Сократ. Нет, не сменил - они оба, по-разному, умны! Сократ просто отодвинул Ходжу Насреддина на второе место. Или, еще точнее - оба встали на первое место!
Мою жизнь к 11 годам полностью перевернул ЦИРК! Клоуны; я понял, кем я хотел стать! 4 года я, как одержимый осваивал цирковое искусство и ... поехал в Москву поступать в Цирковое училище! У меня уже был идеал клоуна - армянин Леонид Енгибаров. В училище поступить не удалось, но...с Енгибаровым я все-таки встретился! Пристал к нему возле входа в Цирк, как банный лист к... Что он подумал, что почувствовал, я не знаю, но провел меня в Цирк и посадил на первый ряд! Дальше все пошло не так, как мечталось, но до сих пор Леонид Енгибаров остается для меня лучшим клоуном!
В 15 лет, первым мужчиной, которому мне хотелось подражать, был - Печорин!
С улыбкой я вспоминаю себя... вдребезги разбитая первая любовь; с такой легкостью предавшая меня девушка - Печорин долго был моим героем. Кстати, через много-много лет, я все-таки встретился с той первой моей любовью - мне стало горько: спившаяся, опухшая женщина с таким же спившимся мужем... они передрались прямо у костра, выпив всего по стакану вина. Я их оставил там с тем вином...
А Гриша Печорин помаленьку стал уходить - я все больше и больше переходил на сторону Бэлы... было так жаль ее, бедную девушку!
Иисус Христос!
Он вошел в мою жизнь случайно, хотя и был я из полностью католической семьи. Мама никогда со мной не разговаривала о вере. Моя двоюродная бабушка водила меня с самого раннего возраста в костел, но... единственное, что меня там интересовало - поиски закоулков... бабушка истово молилась, а я уползал. Они с ксёндзом меня находили и смеялись. Он вырастет исследователем, говорил бабушке ксёндз.
Иисус был (и оставался) долгое время чистым символом. Жизнь гоняла меня и вертела, как ей хотелось, а в трудные минуты, я просто обращался к нему с просьбами. Сейчас я знаю о нем все... и удивляюсь, как же получалось так, что его помощь всегда приходила в самые нужные, самые критические минуты!!??
Он НЕ МОГ мне помогать! Не мог и баста! Вера в помощь; уверенность в том, что я не один - вот как я могу попытаться объяснить свои "успехи" в этой жизни.
 Иисус не был моим ИДЕАЛОМ, не был для меня примером. Я - совершенно другой!
Я перестал верить в его помощь после того, как умерла моя дочь!!! Сколько часов провел я на коленях перед его изображением... как умолял его вернуть ее к жизни! Да, я делал это! Но... понимал - вера моя слаба... помощь не придет!
Могу абсолютно честно признаться себе: я ЗНАЛ, что она не останется со мной. ВСЕ КОНЧИЛОСЬ...
"Божий Огород"... мы с женой и двумя маленькими детьми переехали сюда почти 20 лет назад. Мы были СЧАСТЛИВЫ! И вот... 11 лет и... счастье оставило нас. Думаю, что в этом моя вина, но... даже перед самим собой, я не признаюсь в чем именно.
А, возможно, я все-таки сделаю это. Когда-нибудь... сыновьям.
Мужчины.
С детства, меня окружали только мужчины, пришедшие в нашу семью - мужья моих теток. Среди них моим идеалом был только один!
Взрослые часто собирались на различные праздники, дни рождения. Выпивали, танцевали.
Однажды, этот мой дядя, показал мне фокус с мышонком, бегающим по его руке. Мышонка он "изготовил" на моих глазах из носового платочка! Это меня потрясло! Он показал мне "тайну" мышонка - я был очарован! С тех пор, для дяди настали трудные времена: все садились за стол, а я брал его за рукав и умолял показать мне новый фокус! И их у него оказалось так много...
Я рос без отца! Разные мужчины встречались, проходили через мою жизнь. Ко всем я приглядывался, стараясь отыскать главное - то, что мне нужно, чтобы стать настоящим мужчиной.
Среди реальных мужчин ИДЕАЛА я не встретил. В одном было одно хорошее, в другом другое... сочетания таких качеств, чтобы душа моя запела, чтобы восторг заполнил сердце - нет, таких мне судьба не послала.
В поезде Иркутск - Тюмень, мне посчастливилось сидеть в одном купе с супружеской парой. 4 суток мы беседовали. Я не помню ни их слов, ни лиц... но прекрасно помню, что ко мне они (22-летнему) испытывали неподдельное уважение. Я помню об этом все свои годы! Помню, что они оба были умны! И беседовать с ними (чувствовать их уважение) было очень важным для меня!
Женщины.
Женщины, естественно встречались в моей жизни, приходили - проходили - уходили. Дело совсем не в физической близости... Иногда я смотрел на них безразлично; иногда они меня удивляли; изредка восхищали. В последнее время, вспоминая те или иные встречи, могу с уверенностью сказать, что только одна женщина одновременно и удивляла и восхищала и вызывала мое уважение. Мы много лет знакомы! Много времени проводили вместе, судили соревнования, ходили даже в одном плоту по Ю. Бугу. Много рассказывали друг другу о себе. Я был у нее в гостях в Ленинграде, она у меня в Лиепае. Так вот... происхождение, воспитание, образование... между нами во всем этом была пропасть!
Никогда и ни чем она не показала этого! 20 лет назад мы потерялись... недавно снова нашли друг друга и снова... я ею восхищаюсь!!! Она же радуется за меня.
Спорт, спортсмены...
Да, здесь для меня с самого детства, были ИДЕАЛЫ. Это были пловцы... Марк Спитц, Сергей Сальников. Ими я восторгался, им стремился подражать. Ведь я ничего о них не знал, как о людях, о мужчинах... они были образцом пловцов, спортсменов.
И, позднее, когда я из плавания ушел в футбол и стал вратарем, появились в моей жизни Яшин, Анзор Кавазашвили.
И ведь тоже... они были идеалами только вратарей. Я мог бы им ПОДРАЖАТЬ! При напряженной тренировке, при желании, я мог бы стать ловким и гибким, как Марсель Марсо или Леонид Енгибаров; мог бы стать вратарем, как мои идеалы-вратари. Мог бы добиться результатов, подобных идеалам-пловцам. Не о чем говорить! При упорной тренировке, подражать можно любому "технарю". А вот, уму...
Герои книг...
Как же их много, книжных моих "героев". Перечислить их практически невозможно! Очень многие как-то влияли на мое сознание и воспитание, но... призадумавшись, я не могу идеалом назвать уже никого. Менялся возраст, менялись и герои.
Сейчас мне почти 65. И я понял главное... умному человеку невозможно подражать! Умными людьми необходимо любоваться - это такая большая редкость! И...пытаться развивать себя, свой ум, пытаться хотя бы немного приблизиться к этим великолепным людям.
Сейчас я могу с уверенностью назвать мои ИДЕАЛЫ!!! Захария Ситчин. Виктор Суворов. Сократ.
Музыка...
"BEATLES" - эта музыка вошла в мою жизнь в возрасте 15 лет и осталась любимой до сих пор. Хотя, я ее редко слушаю в последнее время. Все дело в том, что прекрасно знаю английский, а слова песен мне действуют на мозг. Мне нравится, когда музыка идет прямо в сердце! Я полюбил дудук...
Ну, вот. Остался один герой - мой отец! Я виделся с ним всего несколько раз в жизни, а беседовал вообще всего один раз, но... его уже нет на этой земле, а я совсем недавно понял, как много получил от него!
Склоняю голову перед его почти неизвестной мне жизнью...
Надеюсь, что также будут думать и мои дети обо мне, пусть и после моей смерти...
- А "создатели"? - спросил я после паузы, видя, что он не собирается продолжать. Мы сидели в полностью пустом ресторане маленького городка, недалеко от его дома. Не виделись мы более 20 лет и я слушал своего друга, не перебивая, стараясь запомнить этот этот необычный монолог.
- Создатели.
Аннунаки создали нас по образу. По подобию. Мы желаем ближнего, с этим не поспоришь. А страсть к подражанию? Не знаю... может, потому, что "создавая" нас, они взяли обезьяну? А, может, они и сами были такими? Ясно одно - не мы подражание это придумали. Вспомни Вавилонскую башню и богов...
"Вот, что они затеяли и хотят стать, как мы" - как-то так боги все поняли.
Лучший из создателей - ЭНКИ. Но идеалом он не смог для меня стать - у него море недостатков! И мы... мы все их получили от него... Да и слишком поздно я узнал о нем. - 
Он снова замолчал. Разглядывал на свет свой бокал...
Я тоже молчал. Во время его рассказа, одна мысль сверлила мою голову: почему я никогда не задумывался над такой простой мыслью - есть ли у меня ИДЕАЛЫ, были ли они вообще?
Я-то, вообще - кто? Кто и как влиял на мою жизнь? Ладно, я подумаю над этим, когда вернусь домой, в Россию.
- Вот, дружище, - неожиданно заговорил он, - так и получается, что многие люди, многие "герои" сопровождали меня в жизни, а повлиять не сумели...
Я остался таким, каким сделали меня мама и папа... от них ВСЁ!-
Он улыбнулся, мы стукнулись бокалами и отправились на автовокзал... мне было пора уезжать...


Рецензии