Когда светит маяк. Часть 2

                Начало рассказа:
                http://www.proza.ru/2014/11/22/793 
          
      Продолжение:
      СЛОВО И ДЕЛО

            Вечером того дня, когда его забрала «скорая», Анне  Андреевне домой позвонила завуч  и сказала, что её  Тимоша и Лёва Воронин избили одноклассника Крутько Вениамина, который  с сотрясением мозга лежит в больнице. Об этом сообщили из  полиции, куда мать пострадавшего уже отнесла заявление  о происшествии. Нужно срочно разобраться и решить конфликт мирным путём, потому что нельзя допустить, чтобы на учёте в детской комнате стояли пятиклассники их школы.
       Потрясённая новостью, Анна Андреевна  вошла в комнату сына. Мальчик   увлечённо рисовал героя любимого мультика.
- Тимоша, подойди сюда, нужно поговорить, - сказала Анна Андреевна.
- Сейчас, мама! Смотри, как здорово у меня получилось! -  Он взял лист с рисунком и поднёс его матери.
     Анна Андреевна взглянула на яркие краски, улыбающееся лицо «героя» и подумала, что  не может её сын избить кого-то.
-  Тимоша, как это случилось? Почему ты мне ничего не сказал?
- Что - случилось? - не понял Тимоша.
-  Ты дрался сегодня?
-  Нет.
-  А мама Вени Крутько утверждает, что драка была! Более того,  мальчик в больнице, у него сотрясение мозга, а такими вещами не шутят!
-  Венька в больнице?  -   изумился Тимоша.-  Но почему?
-  Вот и я хочу это выяснить, рассказывай! -  потребовала Анна Андреевна.
-  Мы к нему даже не прикасались. Может, он ещё  к кому-то цеплялся, вот и довёл, -  предположил Тимоша и без утайки рассказал матери о том, что произошло в балке.
-  Собирайся, -  сказала Анна Андреевна. -  Пойдём к Лёве. Что расскажет он?
-  Ты мне не веришь, мама? -  глаза Тимоши заблестели, в голосе послышалась обида.
-  Верю, сынок, только нужно, чтобы и другие тоже поверили, -  серьёзно ответила Анна Андреевна.
   Дверь открыл Лёвка. Он искренне обрадовался:
-  Ой, Тимоша, Анна Андреевна, здравствуйте! Проходите!
 «Если бы чувствовал вину, поведение бы выдало», -  подумала Анна Андреевна.
      Мать Лёвки, Татьяна Петровна, сразу поняла, что визит не случаен, потому что учителя никогда не приходили к ним домой. Когда же учительница рассказала о том, что узнала от завуча, Татьяна Петровна неожиданно расплакалась.
-  Как же можно такую напраслину на детей возводить! -  воскликнула она сквозь слёзы. -  Да посмотрите на моего Лёвушку: он же тощий - дунешь, и полетит! Из болячек не вылезает! Какой из него драчун?
- Неправда это! Наговор!-  подытожила она.
        Потом Лёвка рассказал, как к ним приставал Венька, как они его припугнули и он, наконец, отстал.
- Нужно идти к матери Крутько, -  сказала Анна Андреевна, - убедить, что наши мальчики не виноваты. Сегодня уже поздно, завтра.
-  Да, конечно, с утра и пойдём, -  согласилась мама Лёвки, -  она не работает, должна быть дома.
       Но с утра на звонок в дверь квартиры Крутько никто не отозвался, поэтому  неприятный визит был повторен через два  часа, когда мать Веньки  вернулась из больницы. Ей предстояло ещё раз туда ехать, потому что после обеда сына выпишут. «Это хорошо, конечно, - думала она, - но весь день, считай, пропал. К тому же придётся пропустить любимый телесериал».
     Она встретила женщин с оскорблённым и одновременно  высокомерным лицом, молча
кивнула на приветствие.
-  Ольга Георгиевна, нам необходимо объясниться, можно войти? -  сдержанно спросила Анна Андреевна.       Женщина посторонилась, пропуская, потом прошла вперёд и уютно устроилась  в кресле, не предлагая сесть незваным гостям.
     Она положила руки на журнальный столик и резко отодвинула  от себя учебник истории, на котором стояла маленькая модель корабля. Присмотревшись, Анна Андреевна поняла, что это крейсер «Аврора».
«Надо же, - подумала она, - её сына интересует история?»
-  Вы пришли, потому что я написала заявление в полицию? -  спросила хозяйка, поджав губы.
-  И поэтому тоже, -  ответила Анна Андреевна и ещё раз посмотрела на игрушку.
-  Оля, ты же знаешь моего сына с первого класса, подумай, какой из него драчун? -  воскликнула мать Лёвки.-  Не могли наши мальчики обидеть Веню!
-  Они избили его вдвоём! И хотели утопить в реке! Пусть теперь получают по заслугам! -  мать Веньки сощурила глаза и продолжила:
-  Педагоги, а своих детей воспитывать не умеют!
     Этот выплеск относился явно к Анне Андреевне, которая безошибочным чутьём учителя тут же поняла, что диалог  в таком духе только усугубит ситуацию.
-  Ольга Георгиевна, мы пришли к вам не ссориться, -  пропустила  она реплику мимо ушей. -  Хорошая мать должна защищать своего ребёнка, и правильно, что вы это делаете.
     Лицо хозяйки приняло удивлённое выражение и несколько посветлело: было приятно, что её считают хорошей матерью, называют по имени и отчеству.
-  Мы сочувствуем вам и Вениамину. - Продолжила учительница. -  Наши мальчики его действительно не били, но, быть может, испугали, и в этом они неправы.   Скорей всего, кроме ссоры с Лёвой и Тимошей, Веня не поладил ещё с кем-то. Предстоит детально разобраться, от кого он так пострадал, почему не раскрывает полной картины произошедшего. Нам очень хочется, чтобы Веня быстрее поправился!
        Ольга Георгиевна внимательно слушала. Ей нравился уважительный тон, которым разговаривала с нею эта женщина.
      Сегодня утром в больнице врач сказал, что повода для беспокойства у неё нет вообще: ни сотрясения, ни  синяков, ни царапин -  с  её сыном всё в полном порядке. Если результаты утренних анализов хорошие, завтра можно в школу. 
      Во время посещения она ещё раз присмотрелась к Веньке. Он вёл себя обычно, но прятал взгляд, юлил, "как уж на сковородке".  Небось, всё выдумал, гадёныш, чтобы не ругала за испачканные и порванные  брюки! Он у неё предприимчивый, если чего захочет - такое насочиняет, что никто  никогда не догадается, где правда, а где враньё!
      «Весь в меня!» - вдруг подумала она с гордостью. -  «А этих надо проучить, чтобы не задавались! Если мать учительница, так что теперь, всё дозволено?»
        Она не знала, что дозволено, но была уверена, что поступает правильно.
-  Ребёнок с сотрясением мозга! -  сокрушённо воскликнула она.
- Конечно, это ужасно, надеемся, что в полиции разберутся и найдут виновника травм, полученных Веней. Со своей стороны мы готовы компенсировать вам моральный ущерб, стресс Вени...
   Анна Андреевна  открыла сумочку, достала кошелёк.
-  Решили откупиться? Не выйдет! -  Мать Веньки выжидающе смотрела на учительницу.
-  Совсем нет, -  миролюбиво ответила Анна Андреевна. - Это помощь. Лекарства дорогие, неожиданный расход для вас. Пусть вы почувствуете нашу поддержку  в выздоровлении вашего мальчика. А со своими ребятами мы ещё вчера серьёзно поговорили, и сегодня напомним, что  надо думать, прежде, чем говорить и действовать.. Какую сумму вы можете принять?
      Определённо эта учительница Ольге Георгиевне нравилась. Вон как правильно рассуждает, не то, что Татьяна, мать Лёвки! Наверно, действительно с учительским дипломом, а то ведь как бывает:  берут, кого попало, а ученики страдают! Вон, в начальной школе, учительница  была: сама не все буквы выговаривала, а туда же, оскорбляла детей, называла баранами.
       Она почувствовала, что не сердится больше. Деньги её не интересуют. Муж зарабатывает столько, что этой «училке» и не снилось. А то, чего Ольге Георгиевне хотелось, она получила.
-  Не нужны мне ваши деньги, -  с пренебрежением повернулась она в сторону Татьяны. -  Сказали, травма не очень тяжёлая, сами справимся.
-  Ой, как хорошо! -  обрадовалась неожиданному повороту разговора Татьяна.
-  Так вы заберёте заявление из милиции?  -  мягко спросила Анна Андреевна.
-  Я ещё не решила, -  с нотками явного превосходства в голосе произнесла Ольга Георгиевна.
-  Для школы это пятно, а в ней учится ваш сын.
-  И что из того? Пусть  об этом у директора голова болит!
-  Не может быть, чтобы  вас не интересовала репутация школы, которая выдаст Вениамину диплом. Или вы собираетесь переводить его в другое учебное заведение?
-  Ладно уж, заберу, -  недовольно откликнулась мать Веньки.
-   Спасибо вам за понимание, -  сказала учительница. -  Извините.
-  Не сердись на детей, Оля, они не со зла, -  добавила Татьяна.
- Ладно уж, -  повторила хозяйка, поднялась с кресла и пошла к двери.

      На улице было свежо и хорошо. Женщины молча пошли от дома к дороге. И вдруг Анна Андреевна остановилась.
      Татьяна Петровна посмотрела на неё и увидела, что учительница  вытирает платочком глаза.
-  Анна Андреевна, вы чего? -  удивилась она.-  Хорошо же всё закончилось!
-  Да, конечно, -  учительница со вздохом улыбнулась. -  Вы поговорите ещё раз с Лёвой, а я скажу своему. Мальчики должны знать, что бывают люди, с которыми лучше избегать общения. Это как болотная грязь - легко засасывает, липкая, плохо отмывается, а если отмоешь, всё равно долго пахнет болотом. Либо нужно осушать болото, а это -  время, либо не соприкасаться с грязью.
       Татьяна кивнула: «Вот ведь, как точно подметила. И правда: что Ольга, что её сынок -  не семейка, а сущее болото!»
        Вечером Венька подслушал, что мать рассказывала отцу о   посещении учительницы, но чувства радости мщения не ощутил, напротив, неловкость и стыд. Идти завтра в школу ему не хотелось, потому что пятым уроком была музыка.
          После звонка вместе с Анной Андреевной в класс вошла завуч, взяла журнал, молча сверила, все ли ученики на месте, потом повернулась  к учительнице и многозначительно улыбнулась:
- Я же вам говорила!
- Наверно, вы правы.
        Венька не знал, что на переменке в учительской обсуждался случай с его мнимым сотрясением. Всем было ясно, что после таких травм на следующий день из больницы не выписывают, но Анна Андреевна не могла поверить, что пятиклассник способен на вероломство.
- Способен, и не на такое, -  вспомнила учительница начальных классов. -  Был случай, когда его отец уехал в командировку, а мать в деревню, на весь день, навестить больную тётку: у той обострился гастрит желудка. Вениамин решил прогулять школу, но по уважительной причине: отправился в больницу и придумал себе симптомы её болезни. Да так правдоподобно всё изложил, что врачи подстраховались и срочно уложили его в стационар. Ну и устроила мать тогда сыну нагоняй!
-  Надо же! -  удивилась Анна Андреевна.
-  Маленький, а такой вредный! -  пошутил физрук. 
   Все рассмеялись.
-  Мало внимания ребёнку со стороны родителей, нет искренности в семье,-   вот и результат, -  вздохнула завуч.
-  А память у него хорошая, читает, пересказывает легко, -  откликнулась учительница русского языка и литературы.
- Историческими фактами увлекается. Его бы заинтересовать чем-нибудь, а то ведь сплошные проблемы от мальчишки, - добавил учитель истории.
- А знаете, я могу попробовать, -  с неожиданной для всех решительностью отозвалась  Анна Андреевна, - у него ведь изумительно чистый высокий голос и редкий музыкальный слух. Я сразу, ещё на первом занятии, заметила, что он одарён.
- Вот и отлично! От души пожелаем  вам удачи! – обрадовалась завуч.

ИСКУССТВО ТВОРИТ ЧУДЕСА

      Урок музыки проходил, как всегда, очень интересно, но Венька чувствовал себя скверно. Он ожидал, что его будут стыдить, ругать, но Анна Андреевна вела себя так, словно ничего не случилось, и Венька решил, что  она специально не замечает его, может, презирает за обман?
      Пока он размышлял, учительница открыла фортепиано, и предложила послушать песню Владимира Шаинского, с творчеством которого они частично познакомились на прошлом уроке, на стихи Михаила Матусовского.
     Она стала играть - мелодия была торжественной и тревожной. Венька замер. Это была его любимая песня!
      Анна Андреевна качнула головой в такт, и её сильный голос зазвучал вместе с музыкой, вырываясь из кабинета в распахнутую форточку, куда-то на волю, к высоким облакам, к солнцу:

"Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой…
Что тебе снится, крейсер «Аврора», 
в час, когда утро встаёт над Невой?"

      Анна Андреевна посмотрела на него, словно прочла его мысли, приподняла руку, взмахнула ею, как бы приглашая…
       И в тот момент, когда учительница сделала вдох, чтобы повторить две последние строчки, Венька вдруг почувствовал, что внутри у него что-то дрогнуло, и, сам не понимая, как это произошло, он запел звонким и высоким голосом:

"...Что тебе снится, крейсер «Аврора»,
в час, когда утро встаёт над Невой?"

   Анна Андреевна перестала играть и улыбнулась:
-  Веня, знаешь ли ты о том, что у тебя дар?
-  Какой дар? - не понял Венька.
- У тебя абсолютный слух и чудесный голос, сопрано. Тебе обязательно надо заниматься музыкой и пением, -пояснила учительница. - Сегодня возьмёшь слова, выучишь, и с понедельника начнём репетиции.

      Слова Венька повторил ещё по дороге домой. С незнакомым, но приятным чувством он вспоминал  удивлённые лица одноклассников, которые как по команде, повернулись к нему во время пения.
     Миновав ручей на дне балки, он свернул в рощу, нашёл в глубине её небольшую полянку, повесил на сучок сумку и тихонько запел, удивляясь, как легко у него получается.

"...Волны крутые, штормы седые -
Доля такая у кораблей!
Судьбы их тоже
 чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей…"

        С понедельника у Веньки началась новая  интересная жизнь. Он приходил на репетиции хора с неожиданной для себя радостью, задолго до начала, стал усерднее заниматься учёбой. Анна Андреевна определила его в солисты. Предстояло разучить несколько песен: школа должна была принять участие в городском музыкальном конкурсе.
    Дома Венька о своём увлечении ничего не рассказывал, потому что отец  считал музыку, природоведение, рисование  и труд бесполезными занятиями. Лет пять-шесть назад Венька однажды дома спел  песенку из мультика, которую запомнил на слух. Отец строго посмотрел на него и сказал:
- Пустое это занятие для мужика. Нечего ерундой голову забивать, лучше драться научись.
      Драться Венька не научился, но и петь вслух больше не стал. В начальной школе на уроках музыки сидел, насупившись. Поющим его никто не видел, поэтому матери он сказал, что ходит на бесплатную секцию дзю до, выучил по книжке несколько движений, показал их, и вопросов к нему у домашних больше не возникало.

     На праздничный концерт пригласили много гостей из соседних школ, родителей, даже телевидение.
     Венька потребовал от матери нарядную одежду. Объяснил, что в школе  праздник и концерт - всем сказали быть в парадных костюмах.
 - Может, мне тоже надо сходить на концерт? - заинтересовалась мать.
     - Родителей не звали, - соврал Венька. - Будут учителя и выступающие.
         Что-то тревожило его, и перед самым концертом Венька вдруг понял, что! Улучив минутку, когда учительница освободилась от окружающих её плотным кольцом учеников, он подошёл к ней и тихо сказал:
- Анна Андреевна, простите меня, пожалуйста! Я всё придумал, всех обманул…
        Он опустил голову и почувствовал, что сейчас заплачет, но Анна Андреевна погладила его по макушке, наклонилась и прошептала:
- Я давно простила тебя, Веня, ведь ты начал новую жизнь, и в ней всё должно стать лучше, потому что искусство – это особенный маяк: он сияет через века, указывая путь к более интересной, яркой и наполненной жизни. Неважно, какой вид искусства выбирает человек – живопись или музыку, театр или кино, танец или пение. Искусство всё равно творит чудеса: гасит злобу, дарит радость творчества и взаимопонимания. Жизнь меняется, когда светит маяк, но его нужно захотеть увидеть.
       Венька вдруг почувствовал в себе такую лёгкость, что вспомнил народную поговорку. Теперь он знает, почему говорят: "гора с плеч свалилась"!
       Выступление прошло замечательно. Такого ослепительного успеха никто даже не предполагал! Номер под руководством Анны Андреевны получил самую высокую оценку на конкурсе, директор школы сияла от гордости, а солиста Вениамина Крутько дважды аплодисментами вызывали на сцену, и потом, за кулисами, к нему подходила журналистка с микрофоном, и он что-то отвечал на её вопросы!
     Самой высокой похвалой для Веньки было то, что Анна Андреевна пожала ему руку и сказала:
- Молодчина! Я в тебе не ошиблась!
     В глубине души Венька даже пожалел, что отговорил мать идти на концерт, но удачный день продолжился ещё более приятным для него вечером.
     Как всегда, после ужина отец  и мать смотрели по телевизору местные новости, и тут вдруг стали показывать репортаж о межрегиональном музыкальном конкурсе.
     Их сын Венька  в белоснежной рубашке  и парадном чёрном галстуке-бабочке звонко пел с экрана, вдохновенно покачивая в такт головой.
      Родители ошеломлённо замерли. Венька с изумлением слушал, как умно он отвечал корреспонденту на вопросы о себе и своих планах.
       Потом стали показывать другие новости, отец выключил телевизор и озадаченно посмотрел на жену.
- Вот так, мать, - сказал он. - А мы даже не знали, что у нас такой сын. Стыдно!..
      Он подошёл к Веньке, неловко потрепал по макушке.
- Молодец, одобряю. Но обещай больше не скромничать, не красна девица, надо будет чего - говори. А вдруг из тебя второй Шаляпин вырастет?
       Мать тоже подошла, бережно обняла, поцеловала в щёку:
- Надо же, Венечка, какой ты у нас!.. - Голос её был нежным и ласковым.
     Перед сном, лёжа в постели, Венька вспоминал слова учительницы.
    "А ведь правду сказала Анна Андреевна - чудеса, - подумал он, - весь вечер родителей не узнать».
      Он прикрыл глаза и привычно представил себя на капитанском мостике. Вот он с тревогой смотрит, как высоко поднимают боевой корабль могучие волны, но вдруг замечает вдали яркий-яркий луч маяка. 
          Венька открыл глаза, посмотрел на подарок Петра Ивановича, решительно встал и положил модель крейсера в школьный рюкзак. Завтра он отнесёт корабль в школу, покажет ребятам, извинится перед Тимошей и Лёвкой, а они простят его, потому что он, Венька, изменнлся, и в его  жизни теперь светит маяк.

    Начало этого рассказа здесь -
    http://www.proza.ru/2014/11/22/793
    ПС: Первоначально он назывался "Другая жизнь", но теперь несколько доработан - и название изменилось тоже. Наталья Коноваленко


Рецензии
Сколько их, таких ребят, которым не хватает внимания! В каждом есть хорошее, важно это вовремя заметить. Наталья, рассказ очень понравился, спасибо! Посоветую прочитать ученикам!

Наталья Катаева-Вергес   18.11.2017 04:43     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья! Спасибо вам за отклик, созвучные мысли и мнение коллеги!
Удачи вам и хороших учеников!)

Наталья Коноваленко   18.11.2017 20:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.