Предисловие

Солнце не любит этот Город. Его дома заняли круговую оборону и солнечным утренним лучам, не говоря уже о закате, невероятно трудно пробиться через плотные шторы квартир, проникнуть внутрь арочных проходов, в многочисленные подвалы.
И только редкие дети, которых выгуливают одинокие мамаши, порой щурятся от случайного луча яркого света, ненароком пробившегося между корпусами.
Я нашел их около контейнера с мусором. Они лежали аккуратной стопкой в прозрачном целлофановом пакете. Грязновато-серый бомж копался в мусорном баке и с удивлением поднял на меня мутные глаза, когда я нагнулся, чтобы рассмотреть пакет.
До сих пор я задаю себе риторический вопрос. Что меня заставило поднять эти тетради? Может быть потому, что заходящее солнце осветило по особенному матовую коленкоровую обложку, лежащей сверху тетради, на которой было написано: "Дневник мещанина. Осколки."
Бомж бросил на меня то ли злой, то ли завистливый взгляд, что-то пробурчал невнятное, потом отвел глаза и принялся снова копаться в мусоре.
Я поднял пакет и направился внутрь двора к скамейке на детской площадке. По дороге вытащил десять толстых тетрадей из пакета, скомкал и выбросил пакет в мусорную корзину, стоявшую рядом со скамейкой, положил стопку на колени и взял в руки самую верхнюю тетрадь.
Было понятно, что дневники принадлежали человеку, любившему порядок, и очень и очень аккуратному. Это видно было по состоянию обложек, по почерку текста, которым были заполнены страницы тетрадки. На первых страницах каждой тетради, в середине,  была выведена крупным почерком та же  надпись, что и на обложке. В самом низу стояли цифры, обозначавшие то ли годы описанных в тетрадей событий, то ли годы написания дневника
Первая тетрадь была датирована интервалом 1939 - 1963, а последняя 1991 - 1998. Хотя, как стало понятно позже, события начинались с 40-го или 41-го годов, страшно сказать, 20-го века!
На последних двух страницах каждой тетради размещалось оглавление, в котором перечислялись разделы дневника, с указанием соответствующих страниц.
Почему дневники были оставлены, именно оставлены, на помойке, а не свалены в мусорный бак, можно было только догадываться. Я решил, что скорее всего автор их умер, а те кому досталась его квартира, стали выбрасывать его личные вещи. Дневники положили отдельно, в надежде, что кто-то подберет их, прочитает.
Правда некоторые самые ранние записи так сильно выцвели, что разобрать их я так и не смог. Да, в конце концов, это было не так уж и важно для меня.
Помню только, что когда начинал читать записки возникало чувство похожее на испуг. Как будто я вставал на цыпочки и тянулся заглянуть в чужое окно, или, например, украл в булочной батон хлеба. В общем, что-то подобное.
Позже, уже несколько раз перечитав эти дневники, я понял, что написаны они, были самым заурядным  человеком,  инженером, работавшем на маленьком заводике по ремонту башенных кранов в Подмосковье. Как говаривал кормчий и рулевой, автор дневников был простым «винтиком» советской системы.
Через какое то время я  сроднился с событиями, описанными в найденных мной дневниках, и часть глав, которые не смог разобрать, дополнил собственными фантазиями. Отдельные «осколки» попытался собрать в нечто единое, дополнив вымышленными событиями или историями людей, с которыми мне приходилось встречаться.
Итак, я забрал эту стопку тетрадей домой, и после нехитрого ужина из вареных сосисок, помидора, двух огурцов, крепкого чая и бутерброда с сыром, лёг на диван, зажёг в изголовье старый бра, взял из стопки самую верхнюю тетрадь и стал ее пролистывать.  На первой странице стояла большая цифра 1, на второй странице был написан заголовок «Осколки в пыли времени», с третьей начинались собственно сами записи.
Я честно читал все эти тетради в течение двух или трех месяцев. Постепенно привык к стилю изложения этих дневников-воспоминаний, и стал задумываться об их дальнейшей судьбе. Ну прочту сам, возможно расскажу о них своим немногочисленным знакомым, а дальше? А дальше их постигнет судьба большинства дневников. Меня похоронят, их выбросят на помойку вместе с ненужными газетами, старыми школьными тетрадями, журналами прошлого десятилетия. Мне стало жаль и дневников, и человека потратившего столько сил, а возможно и душевных переживаний, в течение многих лет. Пожалел, почему-то, себя тоже. Тогда и пришла идея разместить все эти «осколки» в интернете, на портале «проза.ру». Может быть кому-то будет интересно их почитать.
К сожалению в записях я не нашел ни имени, ни фамилии автора «осколков». Только одни местоимения - я, он, она…, иногда брат, друг, подруга, отец, мать. Поэтому был вынужден разместить дневники под своим именем, а некоторым персонажам присвоить вымышленные имена и фамилии.


Рецензии