Российское счастье черного лебедя экономика Крыма
На март 2014 года население Крыма оценивалось в 2,2 млн. человек, из них из них трудоустроены 334 тыс., за вычетом сезонной и неполной занятости — 251 тыс. человек. В Крыму около 500 тыс. пенсионеров. Доля городского населения составляет 63%, сельского – 37%.
Ведущие сектора экономики республики - сельское хозяйство, туристический, энергетический и промышленный. Промышленность Крыма находиться в крайне сложном состоянии.
Крымский экономист Андрей Клименко объясняет стагнацию промышленности республики тем, что, в 1992-20013 гг. она обслуживала в основном внутренний спрос. Транспорт обвалился за 1992-2013 годы по грузообороту с 16873 до 6822 млн. тонно-километров, по пассажиропотоку — с 592 до 234 млн. человек, а лёгкая промышленность попросту исчезла.
В структуре экономики Крыма преобладает сектор услуг, доля которого более 60% валового регионального продуктa. Другие отрасли занимают следующую долю в экономике: промышленность – 16%, торговля – 13%, транспорт и связь – 10%, сельское хозяйство – 13%, операции с недвижимостью – 10%, социальный сектор – 10%, госуправление – 8%.
Основные недостатки экономики Крыма – нехватка воды, электричества, слабость инфраструктуры, ее устаревание (моральное и техническое), невключенность в российскую экономику и российское правовое поле. Необходимо отметить и то, что в течении последних десятилетий украинское правительство проводило сознательную политику по деинстустриализации Крыма. Программы развития Крыма ориентировались только на его туристический потенциал, развитие промышленности и сельского хозяйства сознательно игнорировалось. Это привело к тому, что Крым стал экономическим отсталым м и дотационным регионом Украины.
Главные конкурентные достоинства Крыма – географическое положение, климат позволяющий предоставлять туристические и курортные услуги круглый год, стабильность потребительского сектора за счет военнослужащих и их семей, а так5 же значительного числа пенсионеров и туристов.
Очевидно, что для экономики Крыма характерны как большие проблемы, так и значительные перспективы.
В ближайшее время будут решены проблемы интеграции республики в российское правовое поле, выданы паспорта (на середину августа их получили около 1,6 млн. человек), переоформлены, согласно российскому законодательству, недвижимость, автотранспорт собственность. Будет определен статус украинской и национализированной собственности. После этого институт собственности в Крыму будет приведен к российскому стандарту, что сделает возможным операции с собственностью на полуострове.
Инфраструктурные проблемы будут решены в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Это создание авиакомпании с российскими самолетами для обслуживания Крыма, развитие паромной переправы через Керченский пролив, постройка моста и транспортной развязки.
Другим важнейшим направление будет модернизация аэропорта Симферополя, строительство сети железных дорог на полуострове.
Всего в развитие инфраструктуры Крыма планируется вложить из федерального бюджета порядка 100 млрд. руб.
К 2018 году проблема инфраструктуры будет решена.
Больной проблемой Крыма является сложная криминогенная обстановка и плохой бизнес-климат. Крым и город Севастополь являлись одними из наиболее криминогенных в Украине. Изменение статуса и период социально-экономический нестабильности могло ухудшить ситуацию.
Весной – летом 2014 года бизнес-климат ухудшило выдавливание из Крыма бизнес-активов Б. Коломойского и Е. Фирташа, а так же частичная национализация украинской собственности, проведенная руководством республики.
В тоже время, пристальное внимание федеральной власти к крымской ситуации должно способствовать решению данной проблемы. Хотя бизнес - климат в одночасье кардинально не измениться, привлечение российских правоохранителей должно способствовать разрешению ситуации с преступностью в Крыму.
Существуют и политические риски. Присоединение Крыма к России не признано значительной частью мирового сообщества, полыхает украинский политический кризис, на Россию наложены политические и экономические санкции. Сам Крым автономно не обеспечен ни водой, ни электроэнергией, ни продовольствием. Десятилетиями логистика Крыма стоилась на связи с Украиной.
Однако, это решаемые проблемы. Пик украинского кризиса или пройден или будет пройден в ближайшее время. Это снимет проблемы изоляции Крыма и снизит остроту санкций.
Каковы наиболее перспективные направления для российского бизнеса в экономике Крыма. В первую очередь это банковские услуги, ретейл и девелопмент.
В ближайшее время кроме российских банков никто в Крыму работать не будет. Этот сегмент надо занимать. На поле банковских услуг российские частные банки могут конкурировать с государственными, хотя именно государственные банки – Сбербанк и ВТБ займут основную долю рынка.
Приход российских розничных сетей так же очевиден. Так же очевидно и расширение предложения российских автомобилей. Это делает актуальным развитие сети автосервисов и сети реализации запчастей для отечественных автомобилей.
Сложнее стоит проблема с недвижимостью.
Недвижимость Крыма в настоящее время значительно недооценена.
Наиболее востребованные и дорогие объекты на продажу недвижимости расположены на южном берегу Крыма. В Севастополе цены на недвижимость выше на 15-20%, в Евпатории примерно такие же, как в Симферополе, в Керчи меньше на 30-40%.
Стоимость недвижимости в Крыму в новостройках Симферополя и Севастополя от 700 до 1100 долларов за 1 кв.м., в городах и поселках Южного берега от 1200 до 1800 долларов.
Стоимость земельных участков находится в прямой зависимости от его месторасположения. В Лозовом, Пионерском, Добром, Заречном, Мраморном по 900-1000 дол. за сотку. Ближе к Алуште, в Изобильном 2000 дол. за сотку. В городах и поселках южного берега 10000 – 25000 дол./сотка.
Как видим цены на землю и недвижимость Крыма не Московские и Сочинские. Они на уровне цен Центра России, но при этом перспективы крымской недвижимости значительно выше.
Можно прогнозировать рост цен на крымскую недвижимость.
На горизонте 1-3 лет. После решения правовых вопросов и стабилизации политической ситуации. Стабилизация цен наступит после завершения намеченных инфраструктурных проектов на полуострове – после 2018 года. Сейчас же стоимость крымской недвижимости выглядит привлекательной для инвестиций.
Однако до переоформления недвижимости и земли по российскому законодательству операции с землей и недвижимостью невозможны.
В среднесрочной перспективе инвестиции в недвижимость и строительство выгладят привлекательными.
В первую очередь это строительство. Недвижимость Крыма изношена, построена в советское время. Модернизация санаториев и курортов будет вестись из федерального и республиканского бюджета и бизнес здесь лишь подрядчик. А вот строительство современных гостиниц, современного жилья, магазинов и развлекательных центров – здесь есть место, где развернуться.
То же касается развития спортивного, экологического и исторического туризма. Этот сегмент совершенно не развит на полуострове, в тоже время потенциал этого сегмента исключительно велик. В первую очередь для иностранных туристов.
Интересны инвестиции в сельское хозяйство Крыма.
Закономерен вопрос - надо ли приходить в Крым сейчас? Ведь это рисковый актив.
На это можно дать простой ответ – да. Крым стал общенациональным проектом России, политические и экономические риски будут постоянно снижаться, а ценность крымских активов расти. Сейчас есть уникальный шанс застолбить сектор рынка обеспеченный государственными инвестициями.
Кто не войдет на крымский рынок сейчас, не сможет войти на него, или войдет со значительными издержками.
Свидетельство о публикации №214112300726