Где погиб Леваневский?
Леваневский решил открыть грузопассажирскую трассу Москва – Френбакс (Аляска). Перелет должен был быть совершен на советском самолете. Но в 1937 году таких отечественных самолетов не имелось. Поэтому, для перелета был взят опытный бомбардировщик ДБ-А. Бомбардировщик был в единственном – опытном экземпляре. В эксплуатации ДБ-А не отработан.
Новый рекордный самолет сделали просто. Сняли все вооружение, установили несколько баллонов с кислородом для экипажа. В бомболюк ДБ-А поместили небольшой отсек. В отсеке можно было перевезти груз (в рекордный полет Леваневский взял коммерческий груз – икру и меха). Даже если бы перелет удался, то возить пассажиров на ДБ-А было невозможно. Перелет был типичной показухой. Он должен был продемонстрировать возможности советской авиации
Перелет начался сложно. При взлете от правого крайнего мотора шел дым. По маршруту перелета был циклон и низкая облачность.
Но вернуться обратно самолет не мог. Леваневский дал слово лично Сталину, что прилетит в США любой ценой.
Самолет Леваневского медленно двигался к полюсу. Маршрутная скорость ДБ-А была 140-160 километров час. Самолет летел в облаках и быстро обледенел.
Только на следующий день самолет Леваневского достиг Северного полюса.
В 14,32, пришла последняя достоверно подтвержденная радиограмма от самолета. Радист сообщил, что у машины отказал правый крайний мотор, и пришлось еще больше снизиться.
Больше позывных ДБ-А Леваневского в эфире никто не услышал.
Советские и иностранные радиостанции напряженно слушали эфир еще несколько суток. Было поймано несколько неясных обрывков, но они были отсеяны, так обычный радиомусор.
Уже 15 августа была создана спасательная экспедиция. Тяжелые самолеты с прожекторами искали ДБ-А более полугода. Безуспешно.
Было предложено три версии катастрофы.
Первая, самая прозаическая – машина Леваневского разбилась сразу после последней радиопередачи. Обломки остались на поверхности, и они дрейфовали на льдине к Гренландии, куда дрейфуют все льды центральной части Северного Ледовитого океана. Через год – два льдина с обломками самолета растаяла и обломки утонули.
Вторая версия забавнее - ДБ-А разбился в Якутии. Авторы этой версии утверждали, что, скорее всего самолет отклонился вправо. У машины отказал крайний правый мотор, и ДБ-А естественно отклонялся вправо. Особенность машин управлявшихся ручным штурвалом, механических усилителей рулей тогда не было, это отклонение в сторону рабочей руки пилота. Леваневский и второй пилот ДБ-А были правшами. Самолет летел в облаках, он обледенел и антенны сорвало, поэтому на связь не выходил. Самолет смог долететь до твердой поверхности, но погиб при посадке. Машину Леваневского несколько раз «находили» в Якутии, но все оказалось или байками или фальсификациями.
Самая экзотическая –«аляскинская» версия гибели ДБ-А. Алеуты видели в середине августа 1937 года большой самолет, который пытался приводниться, но утонул. Некоторые исследовали, что это самолет - ДБ-А Леваневского. Но проблема в том, что на место «потопления» советский самолет должен был прилететь рано утром, в темноте. Увидеть его не могли.
Для объяснения временного несовпадения используется объяснение – мол Леваневский, после отказа двигателя, приземлился на лед. Двигатель отремонтировали и полетели в Америку. Даже не рассматривая вариант успешной посадки и взлета в условиях плотного тумана на неподготовленную площадку, эта версия уничтожается одним аргументом. Оказавшись на льду экипаж ДБ-А, первым делом вышел бы на связь с центром. На самолете Леваневского было три комплекта радиоаппаратуры, все три могли работать от батарей. Антенну можно было восстановить прикрепив вытяжной трос к воздушному шарику (это была стандартная методика того времени).
Основным мерилом всех версий выступает именно радиопереговоры. Леваневский не выходил в эфир значит, экипаж погиб в полном составе, и погиб мгновенно. Время гибели – промежуток от последней радиограммы до очередного запланированного сеанса связи.
Свидетельство о публикации №214112300731