Восемь колидоров Ирины Саморуковой

   В названии повести Ирины Саморуковой «Восемь колидоров» нет ошибки: книга вышла к 45-летию филологического факультета Самарского университета и 70-летию одного из наиболее ярких его педагогов – Софьи Залмановны Агранович. Сюжет автобиографичен, книгу Ирина Саморукова посвятила своим подругам.

   Повесть: как гамбургский счет нынешнего профессора Саморуковой к тому времени, когда она была студенткой. Мир советского человека показан в повести глазами девчонок с филфака. Этим книга и интересна: читая ее, осязаешь восьмидесятые.

   В основе сюжета: рассказ о летней практике студенток филфака начала восьмидесятых годов. Лера, Лёля, Лида, Люда и Юляша,  как Шурик из гайдаевского фильма, приехали в фольклорную экспедицию в деревню в сорока километрах от Самары. Собирать местные байки, песни, легенды, с которыми в деревне не ахти. Аборигены шарахаются от гуляющих по завалинкам с импортным магнитофоном за пазухой девчонок, опасаясь, что те записывают их напевы для органов. Местные готовы петь на микрофон только звучащую с эстрады популярную песню «Клен», да разученных на занятиях хорового кружка «Бобров». Даже алкоголь, обещанный деревенским как магарыч за интересные частушки не обогащает коллекцию «магнитофонного фольклора». И только руководительнице студпрактики Матрене Соломоновне, опекающей в соседней деревне другую группу студентов, удается найти фольклорные перлы: «Соломоновна на крылечке курила, а потом говорит, запиши-ка, баба мимо проходила, спела:

Я страдала, страданула,
С моста в речку сиганула,
Из-за такого дьявола
Два часа проплавала.

 Липнет народ к фольклористу.
- Это она про кого? – спросила Юляша.
- Автобиографическое, - объяснил Леня. - Мы с ней через канаву вечером шли, а Матрена Соломоновна что-то задумалась и бултыхнулась прямо в крапиву. Ну, виноват, не удержал. Воды в той канаве совсем мало было, так что про два часа – гипербола».

   Для городских девчонок сельский быт открывается с удивительных сторон. - Полки местной библиотеки ломятся от изданий дефицитных западных авторов, которых в селе никто не читает. Увидев это, знающие толк в литературе девушки примерного поведения с филфака поддаются искушению и… крадут из избы-читальни сборники «Из европейских поэтов», Борхеса, Кортасара, Швейцера и увесистый том Юхана  Боргена. Понятно, что деревенской «образованщине» эти книги ни к чему…

   Матрена Соломоновна предупреждает девчонок: «осторожнее с местными, поодиночке не ходите, в купальниках по деревне не гуляйте.
  – А что может случиться? – это Юляша полюбопытствовала.
  – Изнасилуют тебя, дуру».

   Такой милый сельский колорит. Несмотря на предостережения ученой дамы, героини повести быстро находят общий язык с местными парнями Альбертом, Геннадием, Саньком и Толяном, которые лезут женихаться  с городскими «дявшонками», катают их на мотоциклах, увозят в ночное и всячески опекают.
Восемь колидоров – выражение одного из деревенских парней – Гены, символизирующее его биографию: «из двадцати восьми лет восемь отучился, и те по восьми колидорам», потом - «отсидел восемь колидоров». В авторском контексте Ирины Саморуковой «восемь колидоров» претендуют на синопсис поколения восьмидесятых.

   Деревенская практика для девчонок: развлекуха, попытка развеяться от рутины городских студенческих будней. Поэтому зажигают подружки в деревне на всю катушку. Юляша устраивает секс с приехавшим к ней на одну ночь аспирантом из Питера Женей. Скрипят сдвинутые в двуспальное ложе панцирные кровати в деревенской общаге, на котором спит не только парочка влюбленных Юли и Жени, но еще и Лера, Лёля, Лида и Люда. Герои «Вальсирующих» могли бы позавидовать вечеринке самарских студенток! А Женя, который на следующее утро уедет в Питер, не только очень перспективный ученый, но и фарцовщик, который носит ультрамодные джинсы-«ливайсы», очки «макнамара» и курит дефицитные «данхилл».

   Музыкальный фон деревенских приключений созвучен эпохе действия: «Deep Purple», «Пинк Флойд» и «Синяя птица» с Юрием Антоновым. А еще: «Шизгара» - её самодеятельное ВИА ребят зажигает на деревенской дискотеке. За время практики девчонки узнают, что деревенский народ не хуже народа городского. Неважно, что деревенские парни ходят с самопальными целлофановыми сумками, в которые вклеены фотки суперстара Яна Гиллана, носят аляповатые клеенчатые кепки и простенькие кулончики-бижутерию. Они в семнадцать лет по-взрослому зарабатывают в колхозе по 250 рублей, но не меркантильны: их любовь, в которой они клянутся девчонкам у деревенской общаги, по-пушкински чиста. Не потому ли по окончании девчоночьей практики, парни приезжают к ним в город с визитом вежливости. Не только увидеть Самару, но и продолжить отношения с Леной, Лерой, Лидой и Людой.

   Повесть заканчивается в прямом смысле многоточием после того, как автор оставляет героинь вместе с мальчишками на сейшне в трехкомнатной квартире Юляши. Читателям предлагается самим домысливать продолжение романа…


Рецензии