Из дневника

***
Из дневника:
                14.06.11 г.

        13-го купила с рук билет на 13-е место (дело было в 13-й лунный день). То есть, тройка сработала.

         Закрытие 18-го сезона – наш камерный оркестр «Времена года», в Днепре выступают при полных аншлагах в старом огромном драмтеатре 1 раз в месяц.

        На сей раз в 1-м отделении - всемирно известный пианист и дирижер Ваг (Ваагн) Папян – гражданин Израиля, окончил Московскую и Питерскую консерватории, 1956 г. рождения. – исполнял один Моцарта, Шопена, Листа плюс две огромные сложные вещи – на бис.

         Виктор Пинчук  был первым спонсором оркестра, подарил им сверх дорогой и уникальный рояль. Во втором  отделении, о Папян -  дирижер с нашим оркестром  - «Времена года»  А. Вивальди.

         Ваг Папян уже был у нас с этим оркестром как приглашенный дирижер в 2008 г., я его слушала. Как и все исполнители Европы – без партитур, по памяти – всё!

         Еще  в феврале, в антракте, я подарила свою книгу «Прочтешь, захочешь жить» Белле Исааковне  – маме Дмитрия, дирижера оркестра, и вдове  прожившего чуть более 60-ти лет Гарри Логвина – первой скрипки этого оркестра, ими же и созданного. Она – пианистка, удивительно красивая женщина (в книжке: о них - на стр. 163).  Потом меня так лихо коротко кусками «опарикмахтерил», что я без головного убора не ходила до конца апреля. Тем белее, для меня оказались закрытыми  театры и на выставки… 

         Прошлый их концерт состоял, практически, из одного только Чайковского. Я не пошла – у меня давно нет слез (что очень погано для организма), а у Чайковского даже «Вальс цветов» из рыдания… Стыдно, но с Чайковским у меня с детства «не сложилось», для меня родные: Бетховен, Бах, Моцарт...

         То есть, мы с ней встретились после долгого перерыва. Она еще тогда, только взяв книгу, в антракте успела прочитать какие-то стихи о музыке, после концерта предложила мне вместо цветов подарить оркестру книги, даже хотела найти спонсора, но я сказала, что могу просто подарить.

        Она очень радостно отреагировала, увидев меня теперь перед концертом, высказала массу приятных слов восхищения и благодарности (даже неловко). Я перед концертом  со стороны их вахты передала свои  книги оркестру в подарок.

          Итак, концерт. (Пытаюсь расшифровать записанное мною во время аплодисментов и, немного, в начале «Баркороллы») .

         1-е отделение шло 1 час 15 минут. Ваг Папян – пианист. Один.

          Невысокий широкоплечий с густой шапкой волос, остриженной почти  «под горшок», тихо выходит на сцену. Тихим же, тихим ровным голосом  кратко объявляет свою программу, вставляет мягко интонацию-шутку, вызвав  смех-радость от встречи с ним.

         Уникальный виртуоз как пианист, оригинален и как человек. Перед пианино сидит немыслимо согбенный, голова почти лежит на клавиатуре. Ёжик! Порхающие руки совершенно закрывают лицо.
         На бис он исполнял сложнейшую рапсодию Листа, которую мы знаем в исполнении оркестров. Он же один по звучанию превзошел оркестр.

         Все время хотелось подняться на верхние ярусы театра, чтобы сверху, а не с боку, увидеть кисти рук и движение пальцев. Невероятно!

          Моцарт. Больше ничего не надо  говорить. Космос. Воспаряешь, замерев, столбиком, зависнув в ноосфере. Сливаешься с музыкой настолько, что не возникает никаких аналогий.

          Новелла Матвеева:  «Вы объяснили музыку словами,  но музыке не надобны слова…
…соперничая с вами, словами изъяснялась бы сама.».

         Обнаружила: так замер и весь зал. Поднялись над землей, и не они сидят в креслах, а те, воспарив, едва прикасаются  к ним, помогая сидеть. И только в конце третьей части, выдохнув долго и тихо, слегка опускаюсь, все так же, столбиком; опускаются и остальные.

          Баркоролла.
 
          Ноктюрн.

          На бис: Шопен ( непривычно очень большая вещь для подарка благодарным 
                слушателям!).

         Лист. Парская рапсодия – нечеловечески гениальное воплощение и воспроизведение нечеловечески же гениального замысла!!! Переливы…  Перезвоны…  Как их только удалось записать нотами?!

          Да, в иные времена  этого  уроженца Еревана сожгли бы на площади. Невозможно поверить, что создаваемое им чудо – игра на инструменте, пусть даже столь совершенном.

            Кстати, за этим же инструментом мы имели восторг видеть и В.Крайнева и многих-многих… 


Рецензии