Когда придет любовь -3

Практика подошла к концу, и Заира с радостью приняла предложение Мадины Шапиевны. Та сделала для нее исключение и до окончания вуза разрешила работать по гибкому графику. Заира ходила в садик только во вторую смену, но после получения диплома собиралась, как положено, работать посменно.
…Приготовления к свадьбе Заиры и Амирхана шли полным ходом. В трехкомнатной квартире будущих молодоженов проводился затянувшийся почти на год ремонт. Амирхан оказался привередливым хозяином и по многу раз заставлял мастеров переделывать ту или иную работу. Мать Заиры проветривала давно приготовленные ковры и одеяла, складывала и перебирала занавеси, пледы, посуду, кухонную утварь, разные мелочи. Радовалась тому, что при их скромном достатке все же успела собрать для дочери приличное приданное. Иначе что бы она сейчас делала? Жених Заиры – человек богатый и солидный. И будущей теще совсем не хотелось быть при нем бедной родственницей. Заира должна во всем соответствовать Амирхану, и она, ее мать, сделает для этого возможное и невозможное. Даже если потом придется годами отдавать долги, у Заиры будет самое дорогое приданное. Когда мать Заиры узнала сумму, потраченную Амирханом на ремонт их квартиры, она от удивления потеряла дар речи. А отец растерянно спросил:
- Мне неспокойно, Амина, когда я думаю о деньгах Амирхана. Где и как можно заработать такие деньги?
Амина недовольно посмотрела на мужа: он и на Солнце пятна найдет. И зачем, спрашивается, во всем искать негатив? Их будущий зять – человек положительный, работает, все его дела как будто бы на виду. А что не по средствам живет, так это означает: жить Амирхан умеет, умеет находить общий язык с нужными людьми.
- А мне спокойно за нашу дочь, Магомед. Заира за Амирханом будет как за каменной стеной. Не будет по сто раз пересчитывать зарплату, придумывая, как растянуть их на месяц, когда и на неделю мало. Не будет по десять лет в одном пальто ходить и экономить, чтобы детей не хуже других одеть. У Заирочки нашей будет все и сразу: и дом, и машина, и дача, и много денег, и драгоценности. И муж, который всегда защитит и убережет от всех проблем и неприятностей. Ничего плохого за женихом нашей дочери не водится – он не вор, не картежник. Просто умеет жить. Нам надо радоваться за дочь и гордиться зятем.
Магомед, выслушав речь жены, заметно расстроился: он хорошо понимал каждое слово ее монолога, хотя прямо Амина его ни в чем не обвиняла. Он и в самом деле был полной противоположностью будущему зятю – жить не умел, с нужными людьми дружить – тоже. А денег, кроме зарплаты и премиальных, в дом никогда не приносил. Хотя и работы никакой не боялся, нередко подрабатывал в двух-трех местах. А еще прекрасно справлялся с большой дачей, которая была неплохим подспорьем в их домашнем бюджете. И все же, Амина права: он не смог обеспечить своей жене и единственной дочери беспроблемную жизнь, потому и чувствовал сейчас вину перед семьей. На жизнь им хватало, а вот побаловать жену и дочь Магомед так и не смог. Хорошо, что сама Амина оказалась деятельной и хозяйственной. Всегда умела что-то перепродать, заработать при разных сделках как посредница. Пчелка она у него трудолюбивая, даже заказы на зимние заготовки в свое время брала, и на этом неплохие деньги скопила.
Амина, взглянув на мужа, без слов поняла ход его мыслей и тут же пожалела о сказанном: зачем обидела мужа? Магомед у нее золотой. За все годы супружества не пьянствовал, не обижал ее, не гулял. Любил все годы брака, как в день свадьбы, голоса на нее никогда не повысил, хотя с ней, грубоватой и резкой, порой бывало нелегко. Ну а то, что он деньги делать не умеет, что тут поделаешь? Зато и лишней копейки не потратил на себя никогда! Нет, зря она Бога гневит, хороший у нее муж, дай Бог каждому.
Амина обняла мужа за плечи:
- Ну что ты, отец, как маленький, на любое слово обижаешься? Я не о тебе говорю сейчас, ты у меня бездельником никогда не был. Всю жизнь работал и на заводе своем, и на даче. Что бы мы без тебя делали?
Магомед улыбнулся и прижал жену к себе. Амина нечасто баловала его похвалой. Чаще была суровой и немногословной, хотя по- своему любила мужа.
- Мамуля, почему ты с папой всегда такая строгая? Не улыбнешься ему лишний раз, слова доброго не скажешь? Всегда только ворчишь и ругаешь отца, - как-то упрекнула ее Заира. – Мне кажется, ему так нужна твоя поддержка, похвала, немного ласки. Папа у нас добрый, не заставляй его страдать, пожалуйста.
- Да, отец у нас хороший. А вот я – Баба Яга еще та! - обиженно отреагировала тогда Амина, хотя была полностью согласна с дочерью.
- Ну что ты, мамочка, я же совсем о другом. 
- Не обижаюсь я, дочка, ты права. Я и сама порой вопрос себе задаю: почему я такая? Почему не могу быть ласковой, слова хорошие мужу не говорю, хотя душа порой просто тает от нежности. И знаешь, кажется, я нашла ответ, вот только поздно мне исправляться.
-Человеку главное понять, в чем он неправ. А исправляться никогда не поздно, мамочка.
-Это не тот случай, дочка. Жизнь назад, как кинопленку, не перекрутишь, чтобы ошибки свои исправить. Все в детстве начинается. А нас, девочек-горянок, не во всем правильно воспитывают и готовят к замужеству. Трудолюбию учат, скромности – это хорошо. Но при этом излишне строгими бывают к девочкам – не похвалят, не погладят дочерей по головке. А вот одернуть, замечание сделать еще до того, как дочь заслужила, – это всегда пожалуйста. Посмотришь со стороны – вроде и не любят нас наши родители. Или не умеют это выразить, их ведь тоже так вырастили – без тепла, ласки и нежности. А если любовь и нежность в девочку не вложить, откуда в ней потом мягкость, женственность и любовь возьмутся? Наши мамы об одном только и думают – как научить дочерей домашней работе, чтобы все умели и успевали, чтобы экономить могли. А вот о том, что женщина любить уметь должна, чувства свои выражать уметь, отношения в семье строить, - никто не думает. Никто не скажет дочери-невесте, что мужчина только в теплый дом к милой и нежной жене захочет возвращаться. А потому смотришь порой: от хорошей, работящей и  верной жены мужчина вдруг идет к пустышке ветреной, с ней ему теплее и радостнее. И тема любви у нас в семьях, даже с взрослыми дочерьми, не обсуждается как запретная, постыдная. А неправильно это. И мальчики в большинстве своем такими же суровыми воспитываются, словно грех им показать свои чувства и нежность к жене, пожалеть ее, помочь иногда. Боятся подкаблучниками прослыть, жену разбаловать и своими руками строят стены, разделяющие их с супругами.
-Какая ты у меня умная, мамочка! – с любовью обняла маму Заира. - Ты же все понимаешь правильно. О чем тебе переживать?
-Поздно я многое поняла, жаль, в свое время никто не подсказал эти простые истины. А собственные ошибки – они порой только горький опыт дают, когда исправить все уже поздно.
- Ладно тебе себя ругать, мама! Все только и говорят о том, какая ты прекрасная жена и хозяйка.
- Не спорю, я хорошая хозяйка. А любить, жалеть и понимать – это целая наука, доченька! И не менее важная, чем домоводство. Я это поняла, дочь, только поздно исправляться. Не привыкла я быть другой. Иногда думаю: спасибо Магомеду, отцу твоему, что терпит меня, генерала в юбке, как он меня в шутку называет. Папа наш, хоть и аварец из высокогорного района, но родился и воспитывался в Средней Азии, там его отец служил во времена Советского Союза. Сюда Магомед приехал уже взрослым человеком, потому и характер у него совсем другой: мягкий он человек, понимающий, ласковый. Одним словом, не суровый горец мой Магомед, а восточный человек.
- Ты мне сейчас столько всего важного сказала, мамочка, а я  ведь ничего этого не знала. И опыта у меня никакого.
- Опыт молоденькой девочке и не нужен, она должна быть чиста и целомудренна. Только сердце ее должно быть готово к любви. С тобой все в порядке, родная, я по поводу тебя не беспокоюсь. Твоя женственность и нежность – это, как ни странно, папина заслуга. Ты у нас в его обожании и ласке выросла, на добрых сказках, среди природы и цветов, в мире музыки. С твоим сердечком все в порядке, поверь, все у тебя будет хорошо.
 http://www.proza.ru/2014/11/24/1281


Рецензии