Отец Владимир. Часть I

Я, отец Владимир, в миру Сергей Петрович Коршунов, монах церкви апостола Петра, что находится в Пермской губернии хочу поведать вам историю своей жизни. Надеюсь, она вас научит стремиться к тому, что вы хотите.
Родился я в Пермской губернии в деревне Каменке, в семье извозчика Петра Коршунова. Жили мы в небольшой избе с печью,  двумя стульями, столом и лавкой.  Около избы был погреб, в котором мы хранили запасы на зиму. Нас было шестеро человек: дед Аким Гордеевич, бабушка Татьяна Ивановна, отец Пётр Акимович, мать Александра Ильинична, сестра Маша и я.  Кормил и одевал нас отец. Работал он извозчиком. Хозяином его был пузатый человек, которого звали Пряников Андрей Александрович. Зарабатывал мой отец пять копеек в день,  на которые мы не могли прокормиться.  Отец лез из кожи вон, чтобы ему повысили жалованье. И вот однажды, мне было тогда десять лет, вечером пришёл с работы отец, достал, как всегда из кармана пять копеек, положил их на стол и сказал:
-Есть хорошая новость для вас.
-Какая?- спросил у отца дед.
-Мне послезавтра жалованье повысят
-На сколько?
-На пять копеек
Мы все обрадовались этой новости, но на следующий день о повышении пришлось забыть.
На следующий день после вышеуказанной новости отец взял меня с собой на работу. У него была мечта, что когда я вырасту, то я стану тоже извозчиком. Он взял меня  с собой, чтобы я смотрел, как он управляет экипажем и запоминал.
 И вот мы едем с отцом по губернии. Отец сидит на козлах и управляет лошадью.  Рядом с отцом сижу я и смотрю, как он это делает. Это было весной. Но в этот день почему-то почти никого не было на улице. Вот мы подъехали к какому то генералу и молодой даме лет двадцати. Около них мы остановились. Генерал подошёл к нашему экипажу, открыл дверь и сказал даме:
-Se il vous pla;t! (Прошу !(франц.))
Потом генерал сам сел в экипаж, закрыл дверь и крикнул отцу:
-На Переулочную!
Отец  повёл лошадь. Через пять минут мы были на Переулочной улице. Я в губернии никогда не был и стал смотреть вокруг. Я видел людей, дома, деревья. Самой высокой была какая-то церковь.
Генерал открыл дверь экипажа, вылез, протянул даме руку и сказал:
- Permettre ! (Разрешите! (франц.))
Дама взялась за руку генерала. Генерал подошёл к нам, достал из кармана кителя портмоне. Из портмоне генерал достал монету и протянул её отцу. Отец взял монету. Генерал взял даму под руку и они пошли. Отец посмотрел на них и повёл экипаж дальше. Мы подъехали к банкиру Стрельцову, которого все в Пермской губернии все знали. Он работал в банке на Первомаечной улице, и не смотря на то, что не все люди хорошо жили, хвастался:
- Хорошо живёт народ! А благодаря кому?  Стрельцову! Самому доброму Стрельцову!
Так вот, около этого Стрельцова мы и остановились. Стрельцов сел в экипаж и крикнул:
-На Первомаечную.
Отец повёз Стрельцова. Стрельцов всё кричал ему:
-Быстрей вези, каналья! На работу опоздаю.
Отец ответил Стрельцову:
-Я доставлю Вас раньше, если буду вести Вас с такой скоростью.
-Ну-ну! Знаю я вас- закричал Стрельцов- Вези быстрее, тебе говорят! Сволочь! Собака! Скотина!
Отец сделал вид, что не слышит.  Стрельцов наверно подумал, что оскорбления на отца не действуют.  Он молча встал и так же молча стал бить отца своей тростью. Отец терпел. Тогда Стрельцов крикнул:
-Останови, проходимец!
Отец остановил экипаж. Стрельцов, произнеся под нос несколько ругательств, вылез из экипажа и пошёл. Отец плюнул в его сторону и поехал дальше. Но больше мы никого не увидели.
На следующий день отец принёс домой всего три копейки и сказал:
-Понизили жалованье, канальи! Приходила эта сволочь Стрельцов  к Пряникову, жаловалась на меня. Вот меня и понизили. Но ничего! Мы ещё посмотрим: кто прав, кто виноват! У, сволочи!
Так мы три дня прожили на три копейки в день.  Потом отец куда то уехал и долго не появлялся в Каменке. Мы все заволновались.  Когда отец приехал, то сказал, где был.
-Был в Екатеринбурге, работу искал. Нашёл. Здесь нам больше делать нечего. Едем отсюда.
-Я не поеду,- сказал дед.- Там разбойники меня убьют!
-Ничего, ничего!- ответил отец.- Со мной ты в безопасности.
Дед перекрестился.
-А где же мы жить то будем?
-Известно где. В доме.
-А где же мы его возьмём. Он же дорого стоит.
-Продадим избу и купим дом- ответил отец.
В этот же день был найден покупатель- мужчина лет пятидесяти, с усами, которые висли до подбородка и с большой котомкой за плечами. Говорил он на незнакомом мне языке, немного похожий на русский. Но я понял что изба ему нравится. Он говорил
-Яка гарна хата! Ох, яка гарна хата! (Какая хорошая изба! Ох, какая хорошая изба (укр.))
В конце концов, покупатель сказал:
-Даю, хозяин, тысячу целковых и хата моя. Идёт?
-Идёт,- ответил отец.
Покупатель достал из кармана портмоне, достал пачку денег, положил их на стол и спросил отца:
-Зачем хату продашь?
И отец всё рассказал покупателю.  Покупатель достал из своей котомки и дал отцу палку колбасы, головку сыра, буханку хлеба и связку бубликов. Отец сначала отказывался, но после долгих уговоров покупателя ему пришлось взять.  Потом покупатель достал из котомки кочан капусты, несколько картофелин, несколько свекл, пару луковиц и какой- то свёрток. Когда покупатель развернул свёрток, я увидел, что там были шкурки от сала. Покупатель попросил меня сходить на колодец за водой. Я взял ведро и пошёл на колодец. Вернувшись обратно, я увидел, что за столом сидят бабушка, мать, Маша и Иван. Бабушка резала капусту, мать картофель, Маша свеклу, а покупатель шкурки от сала. Увидев меня, покупатель велел мне почистить и порезать лук. Пока я выполнял поручение покупателя, он рассказывал о себе. Его имя было Иван, фамилия Бочка. Он из Украины. Там он жил вместе с женой Ариной и сыновьями Богданом и Тарасом. Работал Иван, как и отец извозчиком, но  зарабатывал много. Однажды хозяин обвинил Ивана в краже его драгоценностей и заставил его неделю работать бесплатно. Иван не сказал об этом жене. Он не приносил домой денег. Через два дня жена его выгнала. Иван забрал собой свою большую котомку, кое- как раздобыл много денег еды и одежды и переехал в Пермскую губернию.  Когда мы всё порезали, Иван достал из котомки котёл, вылил в него воду, высыпал лук, картофель, капусту и шкурки и поставил котёл в печь. Через некоторое время мы ели вкусный- вкусный борщ. Когда весь борщ съели, Иван сказал отцу:
-Неси стаканы, хозяин.
Отец принёс стаканы, а Иван достал из котомки стеклянную бутылку и луковицу. Луковицу он порезал кольцами. Потом он взял бутылку, стукнул по дну и из неё вылетела пробка. Иван разлил из бутылки жидкость, похожую на воду по стаканам. Дед, отец и Иван взяли по стакану. Иван сказал:
-Выпьем горилки за знакомство.
И они выпили. Потом каждый взял по кольцу лука и закусили. Отец сказал:
-Всё! Изба не наша, будем ночевать во дворе.
-Зачем во дворе?- спросил Иван - Здесь ночуйте,  я не против.
Тогда бабушка, мать, Маша и я легли спать, а дед, отец и Иван остались сидеть за столом, пока не выпили всю бутылку.
На следующий день в избу вошёл молодой парень.
-Здравствуйте- сказал он- я Степан, друг Петра. Я помогу ему вас довести.
-А на чём мы поедем?- спросил у Степана дед.
-На экипажах. Я тоже извозчик. Я повезу Вас, Аким Гордеевич и Вас, Татьяна Ивановна.
На прощание Иван дал мне и Маше по прянику, деду какой то пузырёк, а отцу бутылку горилки.
Мы вышли во двор. Там стояло два экипажа. Один был отцовский, а другой Степана. В экипаж Степана сели дед и бабушка, а в экипаж отца мать, Маша и я. Мы поехали. На выезде я посмотрел назад. Глаза мои наполнились слезами. Тогда я решил, что вырасту, убью Стрельцова и вернусь вместе со своей семьёй в родную деревню. С этими мыслями я успокоился. Тогда я не ожидал, что моя мечта осуществится. Но об этом я расскажу потом.


Рецензии