Я вас люблю Интервью Татьяна Ломакина

                Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам,
                Подарите ей сначала свое хорошее настроение.
                Бенедикт Спиноза.

ВЫБОР
Встреча «без галстуков» с Т.И.Ломакиной,  главной медсестрой Тавдинской  центральной районной больницы, состоялась субботним утром 22 ноября в редакции газеты. Татьяна Ивановна к нам  - улыбчивая («несущая свет») и скромная одновременно – с гостинцами и подарком – символом будущего 2015 года:
- Пусть ваша жизнь будет такой же мягкой и ласковой…
И слова Б.Спинозы, вынесенные эпиграфом к статье, тоже она подготовила вместе с другими цитатами, документами и записями для интервью. (Я  с детства была ответственной, такой  и осталась до сих пор»)
- Татьяна Ивановна, для беседы у нас два очень веских повода: первый –это ваш юбилей, который 28 ноября вы отметите с друзьями и коллегами (Поздравляем вас с очередным 20-летием!) , и второй- получение медали. 1 ноября  Митрополит Екатеринбургский  и Верхотурский  вручил вам серебряную медаль III степени. Как правильно её именовать?
-Медаль великомученицы Екатерины. Учреждена  она Екатеринбургской Митрополией Русской православной церкви и в здравоохранении вручается впервые.
- Редакция газеты поздравляет вас с этим  значимым событием! Но, как говорится, - начнем с начала: расскажите, пожалуйста, о себе.
 - Родилась я в Тавде в середине XX века. Папа родом из Таборинского района, в своё время был секретарем  комсомольской ячейки. Но на его долю выпало суровое испытание  -  арест в1937 году.  Однажды в  4 часа утра (прямо с постели, в нижнем белье) его  забрали, -  отсидел он в лагерях на Дальнем Востоке (на Амуре)как политический заключенный  десять лет. Мама моя - уроженкаТамбова, тоже была активная комсомолочка: с подружками  отправилась по комсомольской путёвке  на Дальний Восток строить Комсомольск-на-Амуре, Там  родители  познакомились,  после – приехали в Тавду, начали строить дом. Мы жили по ул.Шоссейной, на Еловке, -  много мальчишек, я – одна. Росла  озорная, задорная: у всех подружек были братья, которые за них заступались, за меня никто не заступался, поэтому я заступалась сама за себя. Играла в футбол с пацанами;  рыбалка – вообще, самое мое любимое занятие в детстве было!
- Пока  мы говорим о детском возрасте, вопрос: назовите одну из первых книг, прочитанных в детстве,  которая оказала немалую  роль в формировании вашего характера.
- Кинофильмы любила разные: бывало,  с друзьями по нескольку раз в день бегали, фильмы смотрели, а вот книга самая любимая  – «Тимур и его команда»  А. Гайдара.  Как себя помню, - всегда  всем помогала и, учась уже в медучилище, состояла в группе «тимуровцев»: оказывали помощь ветеранам ВОВ, труженикам  тыла…
-Вы мечтали стать медиком?
- Я мечтала стать летчиком! Мой двоюродный брат поступил в летное училище в г.Иркутске, я  в то время  ещё даже в школу не ходила… Мечтала, мечтала, но жизнь сама привела куда надо…Папа сильно болел, случались  приступы бронхиальной астмы,  чуть ли не каждую ночь, в любую минуту могли потерять его. Когда он лежал в больнице, в терапии, я видела, как делают иньекции,  потом научилась и дома сама ставила ему уколы. Мне исполнилось  пятнадцать лет,  закончила восемь классов и поступила целенаправленно в  Тавдинское медучилище, чтобы  в любой момент суметь оказать помощь папе  – это главное, что привело меня в медицину.
В медучилище меня избрали старостой группы, секретарём комсомольской организации, - вела кипучую, плодотворную деятельность
-------------- Цитата из газеты «ТП» за 197... какой-то год -----------------
"В семи группах Тавдинского медицинского училища на медсестринском и фельдшерском отделениях сейчас овладевают профессиями около двухсот молодых людей…
    Есть здесь и учащиеся, которыми по праву гордится весь коллектив училища. Лучшей группой признана 201-я группа (староста Таня Шепелева)"
-Тогда все вокруг меня ласково называли шепочкой (Шепелева - моя фамилия до замужества), воспоминания об этом приятно греют сердце, - продолжает Татьяна Ивановна.

ГЛАВНАЯ МЕДСЕСТРА
- После окончания учебы в училище...
- В 1973 году окончила училище и поехала по направлению отрабатывать. Работала в медсанчасти Новотрубного завода в г.Первоуральске. В родильном доме, в акушерском отделении. Отработала год, вернулась в Тавду, -  здесь все меня знали по медучилищу – кто я и что из себя представляю, - и в 1974 году взяли меня работать в оргметодкабинет фельдшером по гражданской обороне,который возглавляла Тамара  Петровна Мацак, бывший главный врач детской больницы. Раньше существовалГорздрав: каждая больница была медсанчастью, например, лесокомбината, фанерного комбината, городская больница и т.д., в августе 1974 года все медсанчасти объединили, - образовалась  Центральная районная больница, и вот с 1974 года по сей день я работаю  в Центральной районной больнице.
-Значит, в 2014 году у вас ещё один юбилей…
-Да,  нынче исполняется сорок лет моего трудового стажа в ЦРБ.
-Как давно вы на посту главной медсестры больницы?
- В 1977 году освободилась должность главной медицинской сестры.  В те годы коллектив состоял из возрастных женщин – 55-60 лет, а мне  всего 23года! - «Да вы что, я не справлюсь!"  Главный врач больницы Валерий Павлович Новосёлов сказал: «Ты сможешь, а мы поможем!»
-Что входит в обязанности главной медицинской сестры?
-И тогда и сейчас - это:контроль за исполнением санэпидрежима, состоянием лечебного процесса, соблюдением  санитарных правил и  норм, воспитательные мероприятия и организационная работа; различные проверки,повышение квалификации медперсонала: раз в пять лет каждый специалист своего профиля должен повысить квалификацию. Узкие специалисты  ездят в г.Екатеринбург, а остальные  проходят обучение  на базе Тавдинской ЦРБ. Я  организовывала выездные курсы не только для медперсонала своей больницы, но также и для  ранее существовавшей  больницы водников, для железнодорожной больницы,  ГУФСИНовских  больниц  - все они на нашей больничной базе учились. Вожу на конкурс профессионального мастерства (г.Екатеринбург) каждый год какого-то специалиста: в прошлом году -  старшую медсестру отделения анестезиологии и реанимации, в этом – медсестру педиатрического отделения. По собственной инициативе  провожу конкурсы  профмастерства здесь, в Тавде.  Участвуем  во всех городских, областных мероприятиях и т.д. и п.п.
-  Свою работу любите?
-Отношусь к работе с душой, стараюсь вырастить не просто хороших,  грамотных медсестер, а медсестер не утративших душевность, не ставших черствыми в наше время. Понимание того, что делаешь доброе дело, кому-то помогаешь, дает удовлетворение от работы.  Стараюсь не забывать истину: относись к людям так, как ты бы хотела, чтобы относились к тебе.

ХАРАКТЕРИСТИКА
Все награды  не перечислить, это я поняла, заглянув в портфолио Т.И.Ломакиной.
- В 2000г.  я участвовала в конкурсе профмастерства  в г.Екатеринбурге и получила звание «Лучшая медицинская сестра Свердловской области». А сейчас, в связи с юбилеем,  готовлюсь ещё раз принять участие в областном конкурсе «Славим человека труда», который  будет проводиться  Министерством здравоохранения  в 2015 г. всвязи  с Днем медицинского работника, - рассказывает Татьяна Ивановна.
Как говорится в характеристике, подписанной Главным врачом ЦРБ, «…Это удивительно прекрасный человек, добросовестный, знающий своё дело медицинский работник. В 1986 г. прошла усовершенствование в областном училище повышения квалификации, присвоена первая квалификационная категория. Под её неустанным руководством повышается профессиональное мастерство медсестер, проходят конференции, тематические семинары, организуются конкурсы на «Лучшего по профессии»…в 1996 году проходила усовершенствование в Российской медицинской академии…г.Москвы….в Институте переподготовки и повышения квалификации кадров Уральской Академии государственной службы…Т.И.Ломакина является членом правления Ассоциации медицинских сестер Свердловской области…участвовала…была награждена…В 2000г. удостоена знака «Отличник здравоохранения» за большой вклад в развитие сестринского дела в Свердловской области»…участница…делегат…завоевала…награждена…2001г. – победитель областного конкурса «Лучшая по профессии» в номинации «Лучшая медицинская сестра» Свердловской области…Приняла участие в акции «Моя сестра милосердия» и стала победительницей…(Грамоты, награды, Благодарственные письма…)В открытии больницы Татьяна Ивановна принимала  непосредственное участие. Больница для неё – второй дом, коллектив – семья.Благодаря её инициативе и участию, больница живет интересно и плодотворно. Поэтому праздники, карнавалы,конкурсы,семинары,собрания проходят очень интересно и творчески…Татьяна Ивановна – прирожденный лидер. Она никогда не бывает грустной и скучной, всегда доброжелательна и «светится» от счастья, готова придти на помощь в любое время суток…»
 Хорошо знающие её люди, говоря о качествах её  характера, добавляют: «Квалификация, компетентность,креативность,коммуникабельность».
Передо мной лист бумаги, на котором рукой Татьяны Ивановны написана  цитата из какой-то речи Дмитрия Анатольевича Медведева "Быть отличником – это тяжелый труд, требующий колоссальных энергетических затрат. Но вы достигли этого, упорством, неуемной тягой к знаниям, высокой работоспособностью… И мы гордимся вами"
-Эти слова  практически стали девизом моей жизни, - говорит Татьяна Ивановна.
        Смотрю список грамот и благодарностей: за заслуги, за большой личный вклад,за многолетний добросовестный труд, за вклад  в развитие ветеранского движения,  за вклад в жизнь профсоюзной организации, за работу в избирательной комиссии,   за активную депутатскую деятельность(2012г.) и тут же спортивные - за 3-е место в соревнованиях по лыжным гонкам,  за 3 место в первенстве города по стрельбе...
О своих коллегах Татьяна Ивановна с любовью говорит: "Мой коллектив", " Все люди родные, знакомые. По больнице бежишь - "Здрасьте", "Здрасьте", "Здрасьте"... Когда больницу открывали, садили рябинки, сейчас посадили липки перед центральным входом. В прошлом году четыре мешка цветов из дома привезла, посадили, в этом году с медсестрами тоже облагораживали территорию. Дома большой сад – все в цветах.  Использую любую возможность - путешествую, побывалав Египте, на Кипре, в Израиле, в Италии, в Испании… Правда, после операции на позвоночнике в последнее время чаще нахожусь в санатории «Липовка»... Случается и грустное, но мы духом не падаем...

ВЫСОКАЯ НАГРАДА
-Сила духа, терпение и смирение - далеко не равнозначные понятия. Татьяна Ивановна,  я могу вас спросить о вашем отношении к  православной вере?
Ответ  прозвучал такой:
--В церковь я не хожу, наверно, не готова ещё, но верила всю жизнь. Встаю и ложусь с верой. Когда бывает трудно, обращаюсь: «Мамочка,  помоги»...  Папа был коммунист – нельзя,  -  но у нас всю жизнь стояла  старинная икона.  Ещё одна икона перешла  ко мне  от двоюродной бабушки, на ней написано «Милосердие». Я когда маленькая была, бабушка мне сказала: «Это тебе надо. Ты такая». С 2008 года я состою в правлении Ассоциации средних медицинских работников, курирую весь Восточный округ, Президентом Ассоциации по Уральскому федеральному округу является  И.А.Левина, директор областного медицинского колледжа. Первого ноября  текущего года исполнилось150 лет со Дня рождения Елизаветы Федоровны Романовой. Ирина Анатольевна  с мужем (он служит в церкви) приняли решение на территории второго корпуса (Сиреневый Бульвар, ЖБИ) областного медицинского колледжа  установить Камень и Крест в честь сестёр милосердия, потому что Елизавета Федоровна возглавляла общину сестер милосердия. Три дня проходило это мероприятие: Всероссийская  научно-практическая конференция "С традициями милосердия в век инноваций". Первый день – конференции на базах областного госпиталя, на базах областной больницы. В мероприятиях участвовали представители среднего  медицинского персонала из 69 регионов России: присутствовали директора колледжей, врачи, руководители. Второй день, 31 октября, – конференция на базе Театра эстрады. Здесь же прошла церемония награждения: лучший директор колледжа России, лучший преподаватель, лучший специалист… Серебряную  медаль за милосердие Екатерины великомученицы вручал  митрополит  Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.Подобная медаль в здравоохранении вручается впервые, всего десять человек наградили по всей России.
-Это не только большая честь, высокая оценка вашего милосердного труда, но  очень волнительно и ответственно.  Что вы чувствовали в тот момент?
-Я не ожидала такого, не знала, что будут награждать,  для меня это было подарком. Что я чувствовала, словами не передать - какое-то необыкновенное состояние...
-Что входило в программу конференции на первое ноября?
 - Третий День – служба с 9 до 12 час., посвященная Дню рождения Елизаветы Федоровны. 1 ноября 2014 года в Храме на крови г. Екатеринбурга прошла Праздничная Литургия в память всех Российских сестер милосердия добросовестно осуществлявших и осуществляющих свое служение ближним как в военное, так и в мирное время. Богослужение возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Потом принимали в сестры милосердия тех, кто готовы в любую минуту придти на помощь больным и страждущим.  На сегодняшний день созданы посты милосердия в Госпитале Инвалидов,  «Бонуме», психиатрической больнице , городской больнице №23– люди отдают свою душу и сердце нуждающимся в помощи.
-Они как волонтеры ухаживают за больными?
-Да…Один из  необходимейших  постов  сестер милосердия организован в «Бонуме», где очень много брошенных детей-инвалидов.Первого ноября участникам конференции  были предоставлены автобусы, мы поехали закладывать Камень, устанавливать Крест, где  будет возведен на Храм-памятник российским сестрам милосердия во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны с приделами в честь иконы Божией матери «Воспитание» и преподобного Сергия Радонежского. Там же шла служба, на которой присутствовали  министр здравоохранения Свердловской области,  Белявский А.Р., митрополит  Кирилл,  Протоиерей Сергий Вогулкин, представитель Красного Креста, главный специалист по сестринскому делу Уральского федерального округа, председатель Ассоциации средних медицинских работников Левина И.А.  и многие руководители высшего ранга и участники Всероссийской конференции. Все проходило очень торжественно.
Я приехала в родную больницу  с наградой , на двери кабинета  ждет листок со стихотворением: « Ваш бравый вид, задор в глазах //Достойны уважения. Живет в Вас юная душа,// Ей нужен спорт, движение.// И Ваше жизнелюбие Пример для нас, для всех!// Пусть будет с Вами счастье, Здоровье и успех!» И подпись: Коллеги. - Вот из таких маленьких радостей и состоит счастье! Я всех Вас люблю!

СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
Спрашиваю собеседницу:
-Из ваших ответов я поняла, вы - счастливый человек?
- У меня любимая работа, интересная жизнь, замечательная дочь, получившая высшее образование, занимающая хорошую должность в престижной компании, рядом -  внимательные коллеги, добрые друзья,  родные и близкие, да много чего... Конечно, это счастье! Подошёл  очередной  юбилей. Не могу сказать, хорошо это или плохо. Прожитая мною жизнь  подведет итог… Но я иногда сама себе завидую. Судьба наделила меня не только огорчениями, но и многими радостями. Я благодарна всем, кто идет со мной по жизни, помогал и помогает советом, поддерживает меня. Со мной в коллективе работают мои учители – это: В.И.Грубцова, В.В.Будлянский, Я.К.Иванькова, Л.И.Довбенко, которые, обучая, вложили в мою душу доброту, любовь к профессии. Я им очень благодарна и признательна. Спасибо всем моим друзьям не только в ТГО, но и во всем Уральском федеральном округе.
В заключение, прошу Татьяну Ивановну поделиться своими мечтами.
-У меня для жизни все есть, одна  мечта – помогать людям.
И тут же  добавляет:
 – Хочу внуков и помогать людям.


Рецензии