Прогулки по старому посаду

Мысленно переношусь в 1914 год. Лето.
Я стою на центральной улице посада - Большой (ныне III Интернационала). Чувствуется, что закладывалась она для богатых горожан, привыкших жить на широкую ногу, с истинно русским размахом. Просторная, есть, где разъехаться двум или трем лихим пролеткам и недавно появившимся в посаде автомобилям, мощеная гладко пригнанным булыжником.  Бульвара, который пересекает улицу посередине сегодня, нет и в помине. Вольготно. Во всем чувствуется колорит той, дооктябрьской эпохи. Где-то далеко гремят бои Первой мировой войны. А здесь - глубокий тыл.
Передо мною одно из самых красивых зданий Мелекесса - Народный дом с театром (автор проекта - архитектор из Самары А.А. Волошинов). Афиша приглашает ценителей прекрасного на оперу Д. Верди «Аида». Это, одно из самых сложных произведений классика итальянского веризма, поставлено силами посадской интеллигенции. Весь сбор от спектакля поступит в комитет попечительства о трудовой помощи под покровительством императрицы Александры Федоровны.
Около здания женской гимназии, выстроенном недавно, в строгом, неоклассическом стиле (архитектор из Симбирска Ф.О. Ливчак), стоит группа гимназисток, которые собираются в музей ветеринарии, расположенный  на Старо-Заводской улице (под руководством известного в посаде врача С.Г. Дырченкова). Напротив Народного дома, около одних из самых шикарных гостиничных номеров посада - Фишера (ныне магазин «Фермер») - собралась толпа извозчиков. Они обсуждают последние известия с фронта. К ним направляется полицейский пристав  Борис Михайлович Алашеев, вышедший из здания участка (ныне 2-х этажный  жилой дом по ул. Дзержинского). Может, намерен разогнать несанкционированное собрание? Чтобы не попасть в переделку, иду дальше.
Прохожу мимо «Торгового Дома  братьев А. и Н. Жирновых» (ныне СГУ), который производит торговлю мануфактурных и винно-гастрономических товаров; продавался сахар и чай.
Как  видно из рекламы расположенной здесь,  имел дом и телефонную и электрическую центральные станции. Телефон № 25. Удивило меня то, что вывески  были разрисованы кусками материи сукна ярких цветов, цветные ленты, катушки, мотки ниток. 
Чуть подальше находится здание, в котором располагаются Торговые ряды «Пассаж» купца А. Р. Севостьянова (ныне маг. № 20), который имеет в большом выборе:
    - игольно-галантерейные, парфюмерные и москательные товары;
- золотые и серебряные вещи;
- карманные и стенные часы;
- гармошки, скрипки, гитары;
- багеты, зеркала, книги, картины, зонты, детские и дамские шляпы, картузный прибор;
- шарфы, кушаки, накидки, перчатки и пр.;
- Варшавского, Московского и С - Петербургского механического производства готовая обувь и резиновые галоши;
- клеенка, обои, картон, чулочная, вышивальная, ткальная, писчая бумага;
- конторские принадлежности;
- чай, сахар;
- табак и сигареты, папиросы;
- мыло собственного завода и пр.
Мелекессцы считают его вторым (после Народного дома) общественным центром культуры, так как в нем постоянно выступают заезжие гастролеры. Вот и на этот раз в посад пожаловал господин Дуров (старший) со своим звериным театром и бесподобной мышиной железнодорожной дорогой. Дети не отходят от дверей «Пассажа», пока родители не купят им билета. Иные истерики на всю улицу закатывают: «Хочу мышек посмотреть!» Дети есть дети. Торговый Дом А. Р. Севостьянов и Ко имел еще одни магазин на ул. Старо-Заводской (ныне маг. «Родник») и завод. 
Наискосок от «Пассажа» - самая известная и любимая горожанами «Кондитерская, булочная и колбасная Рейгольда Эдуардовича Лянгер съ С-ями» (ныне «Супермаркет»).  Недавно это заведение было удостоено знака Орла и Большой золотой медали за высокое качество товара. При входе в магазин велся прием заказов на куличи, бабы, пасхи, торты и др. изделия. Один из 2-х братьев Лянгеров был мастером по изготовлению аппетитных колбас, окороков и других мясных продуктов, второй брат мастер по изготовлению «конфект» как тогда говорили, тортов, пироженных. Сын одного из Лянгеров стоял за прилавком. Внимание уличных зевак и особенно босоногой ребятни неизменно привлекает импозантный механический джентльмен (манекен). Он поставлен в витрину лянгеровского магазина специально, чтобы завлекать покупателей. Народа распирает любопытство - черт его знает, как там у него все устроено. Говорят, что весь город кормится и лакомится в этом заведении. Вкуснее и слаще их окороков, конфет, пирожных в посаде нет. Все всегда свежее, ароматное, вкусное и аппетитное.
Напротив,  бывшая булочная купца Н.А. Климушина, перед входом в нее  висит большой деревянный, подзолоченный крендель (ныне ЦДТТ, автошкола), в котором  расположен мануфактурный и меховой магазин. Также Климушин производил и торговлю чаем
Мимо проходит лоточник  с разными товарами и сладостями. Проехал Антон Мартынович Чацкий - управляющий Чешским пивоваренным заводом Н-въ В.И. Богутинского. После смерти В. Богутинского, в 1907 году, управление заводом перешло к Чацкому, который имел специальное по пивоварению образование, полученное в Праге. На мелекесском предприятии он широко применял чешские технологии, и не случайно, наверное, завод стал   называться «Чешский пивоваренный завод». Под его умелым руководством завод был переоборудован по последнему слову науки и техники (некоторые здания пивоваренного завода остались,  в них расположены цеха  мебельной фабрики «Аврора»).

Красная церковь.

Иду дальше. Вот показалась высокая, стройная, многоярусная колокольня (автор проекта колокольни - самарский епархиальный архитектор П.В. Шаманский) храма во имя Святого Благоверного  Александра Невского (автор проекта собора архитектор из Москвы В.О. Шервуд). И о чудо.
Взметнулись ввысь краснокирпичные стены, украшенные изящным и причудливым декором. На своде храма, в его основании, сложено пять прямоугольных, переходящих в многогранные и шестигранные шатры барабанов. На них покоятся купола под белой оцинкованной жестью. Колокольня состоит из шести ярусов прямоугольных многогранников, с основаниями одно меньше другого по вертикали вверх. Заканчивается великолепное сооружение шатровым куполом с пятиметровым крестом. Колокольню украшают выложенные декоративные элементы, полукруглые и фигурные арки, округлые окна, ажурная кладка из кирпича. Колокола для храма по заказу отливались в Ярославле.
Общее впечатление: легкость и устремленность вверх. 
Вхожу внутрь храма. Осеняю себя крестом. В зале много колонн. Естественное освещение его слабое. Всюду настенные и висячие светильники, свет от которых перекрещивается в самых неожиданных местах. В центре куполообразного потолка висит люстра с сотнями огней. Специальным механизмом ее при необходимости поднимают или приспускают. В сочетании с солнечными лучами, которые проникают через окна и путешествуют по церкви с утра до вечера из одного уголка в другой, игра искусственного освещения рождает непостижимое таинство. Храм зачаровывает, вдохновляет и обновляет душу.
Идет служба. Певчие на хорах старательно выводят псалом. Заутреня подходит к концу. Но мне еще хочется подняться на колокольню, чтобы увидеть посад с высоты птичьего полета.
На улице дышится легко, полной грудью. Перед храмом раскинулась Хлебная площадь. Здесь ежегодно в неделю с 1 по 8 декабря (старого стиля) проводилась Всеволжская зимняя  Никольская ярмарка, известная на всю страну. До постройки собора ярмарка проводилась на Базарной площади (пл. Советов).
Да, недаром говорят, что наш собор входил в первую десятку самых красивых культовых сооружений Российской империи.
Поднимаюсь на самый верх третьего яруса колокольни. Останавливаюсь. Высоко. Заставляю себя двигаться дальше, внутрь островерхого, в готическом стиле купола.

С высоты птичьего полета.

Наконец я наверху. Внизу открывается восхитительная панорама посада, утопающего в зелени. Дома кажутся игрушечными, а люди - микроскопическими.
Отсюда посад Мелекесс кажется очень компактным, с правильной, прямоугольной планировкой. Гражданская застройка представляет собой конгломерат самых разнообразных зданий, отличающихся друг от друга этажностью, материалом стен и принадлежностью, а также внешним обликом и архитектурными достоинствами. Особо выделяются 1-2-этажные каменные усадьбы посадских купцов и промышленников, здания с красивыми фасадами,  модерновой тогда русской архитектуры,  прочными воротами и большим количеством надворных построек.
Улицы - прямые, широкие, на пересечениях образуют просторные площади. Вдоль домов идут мощеные досками тротуары, кругом булыжные мостовые, всюду прорыты водосточные канавы, куда скатывается грязь и которые можно централизованно чистить. На каждом перекрестке стоят огромные деревянные чаны - на случай пожара. Улицы освещаются газо - калильными и керосиновыми фонарями.
Западной границей посада является речка Мелекесска с живописными прудами, плотинами, водяными мельницами винокуренного производства. На юге посад не выходит за пределы железной дороги, за исключением так называемого Зайцева поселка, где находятся кожевенные предприятия мелекесских мещан братьев Зайцевых. На востоке граница посадских строений проходит по улицам Луговой (Кулькова) и Лесной. Северным форпостом является район Лысой горки (теперь - Лесная горка).
Высокими инженерными и архитектурными достоинствами отличаются корпуса промышленных предприятий на Старо-Заводской улице: льно - прядильной ткацкой мануфактуры, механических мельниц семьи Марковых, А. Таратина, И. Владимирцева, Ф. Бечина, Трехсосенского пивоваренного завода. И лишний раз, я, человек ХХI столетия, убеждаюсь в том, что наши предки умели строить. Практически каждое их творение являет собой выдающийся в своем роде образец промышленного дизайна своего времени. 

Марков пруд.

Перевожу взор на пруды, на берегах которых по указанию посадской Управы рассадили бульвары. На берегу Маркова пруда, в глубине, в старинном парке в тени вековых деревьев построен прекрасной архитектуры двухэтажный дом с колоннами, мраморной лестницей и флигелем. Это - летняя усадьба семьи Марковых. На берегу, хозяин выстроил купальни. В парке виднеются качели, беседки, дорожки покрыты ракушечником, много цветов различных форм и расцветок, бегают детишки.
Чуть далее видна крыша только что отстроенного, железнодорожного вокзала Волго-Бугульминской железной дороги.
А дальше лес.
Если смотреть чуть левее, рядом с Торговой площадью взору предстает Свято-Никольский храм о двух престолах. Дотошный архитектор даже посчитал, что в нем хватит места 2412 верующим. При храме "достаточная церковная библиотека, церковно-приходская школа на средства города с 63 девочками»".  Церковь заботилась о прихожанах, чем могла, помогала бедным и обездоленным, просвещала.
Возле православного кладбища, за речкой Мелекесской, возвышается небольшая, но очень изящная церковь во имя  Св. Софии и Алексея. В народе ее называют Розовой (ныне снесена). Рядом с храмом посадское кладбище. Перед главными воротами, которого огромная площадь, на которой играют мальчишки (ныне на этом месте возведен автовокзал).  Сквозь зелень едва различима другая местная достопримечательность - приют для мальчиков-сирот с интернатом на 30 человек (ныне Димитровградский краеведческий музей). Высокая кровля, каменное кружево карнизов, великолепие ограды - все привлекает внимание и радует взор.
Если обратиться на юг, то увидишь минарет мечети. За ним стоит здание мужской классической гимназии (автор проекта симбирский архитектор Ф.О.  Ливчак).  А дальше, за железной дорогой, видна часовня. (На этом месте в настоящее время расположен путепровод).
Посад окружен удивительной красоты природы. Сосновые боры, дубовые, березовые и липовые рощи, дубравы, шелковые песчаные плесы реки Черемшан.

Любитель технических новинок.

Но надо спускаться и идти дальше. Скоро служба в соборе закончится, и народ повалит в магазин купца П.М. Коробова, большого любителя технических новинок (ныне в этом здании располагается РКБ). Перед входом в магазин висит рекламный щит: "Петр Михайлович Коробовъ, посад Мелекессъ, Самар. губ., собственный домъ, Телефон № 40. Имеетъ всегда въ большемъ выборъ..." Далее перечисляется разный товар. В магазин только что завезли велосипеды. В народе говорят, что его собирается купить Гусев, городской ремесленник высокой квалификации. В витрине выставлен фонограф - прообраз граммофона.
Напротив - Доходный дом Соловьева с яркой афишей и приглашением посетить театр «Модерн». В доме Соловьева, находится и контора Самарского отделения американской фирмы "Зингер" по продаже швейных машинок. Кроме продажи, контора оказывает и безвозмездные услуги по ремонту машин и обучению художественной машинной вышивке и известная кондитерская, булочная и колбасная М.С. Кичигина (ныне в этом здании Доходный Дом "Булгар" и АК Барс Банк).
Я иду дальше.
Прохожу мимо Доходного дома Горнастаевой (ныне №8 почтовое отделение), где на втором этаже разместилась контора почтово-телеграфной связи, из которой выходит сам доставщик писем и телеграмм Михаил Сергеевич Львов. Кстати, телеграммы в то время разносили "одиннадцатым номером", что означало - в любую погоду, в любое время дня и ночи. До адресата рассыльные добирались пешком. А чтобы доставщик не ссылался на плохую дорогу, нормировщик проводил хронометраж. Была на телеграфе и ставка контролера. Он проверял время поступления телеграммы и прослеживал ее путь. С точностью до минуты мелекессец - получатель указывал время и расписывался.
Одно время почтово-телеграфной конторой руководил почтмейстер Николай Егорович Победоносцев. В 1913 году начальником конторы почтово-телеграфной связи стал коллежский советник Владислав Адольфович Ковалевский. В помощниках у Ковалевского ходил губернский секретарь Сергей Федорович Парфенов.
На первом  этого здания расположился синематограф «Унион», где развлекали мелекессцев «Похождениями Глупышкина» и кривляниями Макса Линдера.
Рядом, в только что выстроенном деревянном доме (1912 г.) находится салон – фотография, одного из первых фотографов посада И. Букина.

Иван Герасимович Букин.

Об Иване Герасимовиче Букине, одного из первых фотографов, известно не так много, как бы хотелось. Иван Герасимович родился 26 сентября (по новому стилю) 1874 года в деревне Коваксы Нижегородской губернии в крестьянской семье. Еще подростком он стал помощником фотографа, а потом и сам сделался владельцем фотосалона сначала в Сызрани, затем в посаде Мелекесс.
В Сызрани он был в учениках у одного состоятельного фотографа и своей старательностью и прилежанием он завоевал доверие. Когда умер хозяин, то все имущество перешло к Ивану Герасимовичу. Но завистники выжили его из города. Иван Герасимович был женат на Евдокии Михайловне. В 1902 году он с семьей переезжает в посад Мелекесс и открывает первое фотоателье. Было у Букина трое сыновей, Юрий (старший), Анатолий и Борис - тоже фотограф, погиб на войне. Дочь Вера еще до революции вышла замуж за богатого иностранца и уехала в Швейцарию.
За три фотокарточки ему платили  заказчики четыре рубля пятьдесят копеек, а семейные расходы  за неделю составляли 5 рублей. Фотоматериалы он выписывал из Германии, где в банке у него был счет.
Рядом с домом Букина расположен одноэтажный кирпичный дом, в котором находится казначейство (ныне расчетно-кассовый центр). Это здание было специально выстроено под казначейство. Его прямоугольный в плане объем усложнен в центре главного фасада небольшим выступом. Над объемом двухскатная стропильная крыша. Стены отштукатурены и окрашены в терракотовый цвет, детали выделены белым цветом. Завершены стены многообломным карнизом с ленточным фризом. Окна прямоугольные без наличников. Центральная, выступающая часть объема завершается глухим аттиком, декорированным сухариками и профилями. Входная дверь с имитацией арки над ней и два узких окошка по бокам создают вместе мотив «итальянского окна». К стене выступа приставлены четыре двухъярусные колонны с канелюрами. По архитектурно стилистическим признакам датируется 70-80е годы девятнадцатого века. В декоре использованы элементы классицизма.
Далее посадский летний сад.

И в Летний сад гулять водил…

Вот и Летний сад, из которого слышны звуки духового оркестра. Им руководит военный капельмейстер. Трубы старательно выводят вальс "На сопках Манчжурии". Кружатся пары. Хорошо. В глубине сада, рядом с фонтаном, читает свои стихи известнейший и любимый поэт творческой интеллигенции Спиридон Васильевич Денисов. Он - служащий посадской управы, а поэзией занимается на досуге. Рядом с Денисовым стоят талантливый педагог, фотограф- любитель Александр Николаевич Гордяев и местный художник Лифанов. Тот самый, который разрисовал занавес сцены Народного дома. На нем уместились все самые знаменитые здания и сооружения посада, которые мастер изобразил стоящими не на своих местах, а как бы заново скомпоновав панораму посада по своему вкусу. Но это не мешает зрителям любоваться шедевром.
По аллеям сада гуляют Екатерина Завертяева и Константин Казнин - высококлассные инженеры, работающие здесь недалеко, в конторе почтово-телеграфной связи. К ним направляются кабельщик почтово-телеграфной связи Николай Львов и телеграфист Стрелков.
. Мимо в сторону Лысой горки, прошла группа гимназистов, среди которых и юный поэт Саша Хмельницкий, влюбленный в революцию.
Из листвы деревьев видна каланча пожарного депо.
Выйдя из парка и перейдя на другую сторону улицы, остановился перед домом  управляющего Мелекесским банком (д.105). Дом одноэтажный на невысоком каменном отштукатуренном цоколе, деревянный дом построен в качестве личной усадьбы управляющего Мелекесским отделением Русского торгово-промышленного банка К. Федорова. Очень интересен навес, который поддерживается кованными кружевными кронштейнами (к сожалению, совсем недавно он исчез).
Недалеко от дома управляющего банка расположено здание Высшего двухклассного пятигодичного имени императора Александра 11 училище (здание, где в настоящее время располагается городская художественная мастерская), построенное в последней четверти Х1Х века, с 1891 – 1895 г.г. в нем учился И.С.Яичников. Об этом замечательном человеке,  мне хотелось бы подробнее рассказать нашим дорогим читателям.

Иван Степанович Яичников.

Яичников И.С. родился 1 апреля 1883 года в с. Соболевское, Свияжского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. В 1885 году семья переехала в посад Мелекесс. Отец работал на мельнице купца Таратина. В 1891 году юный Иван поступает на второй год обучения (на среднее отделение 1-го класса) в Высшее начальное училище. В 1893 году отец умирает, и Ивану пришлось подрабатывать певчим в церковном хоре. В 1895 году Иван вынужден был бросить училище и  пойти работать, на мельницу купца Таратина, чтобы содержать семью. Но по настоянию школьного учителя о продолжении учебы, Иван Степанович в 1899 году поступает в Вольскую учительскую семинарию и, окончив ее на «отлично» учительствует в сельской школе. В 1903 году поступает на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета.
В 1906 году переводится в Московский университет и, окончив его с отличием в 1910 году, поступает на 111 курс Московского  сельскохозяйственного института и одновременно работает там, в лаборатории профессора Н.Я. Демьянова. Следует заметить, что незадолго до окончания института профессор Демьянов командирует Яичникова, в столицу Российской империи, Петербург, к профессору Е.С. Федорову для изучения кристаллографии и кристаллохимии.
Окончив институт, он поступает на работу  в лабораторию академика Д.Н. Прянишникова, затем переходит химиком на селекционную станцию.
В 1913 году появляются его первые печатные труды. В 1915 году он избирается членом русского физико-химического общества и преподает в Московском университете (ныне МГУ).
В 20-е годы организует в МГУ лабораторию качественного и количественного анализа, заведует химическим отделом Московского научно-исследовательского эндокринологического института.
С 1933 года возглавляет кафедру органической химии в Московском зоотехническом институте, а после слияния его с сельскохозяйственной академией им. К.А. Тимирязева, заведует вновь образованной кафедрой биохимии.
В 1934 году Яичников утвержден в звании профессора, а в 1937 году получает степень доктора химических наук.
Во время войны Иван Степанович заведует кафедрой при Тимирязевской сельскохозяйственной академии.
После войны он переходит на заведование кафедры неорганической и аналитической химии  Московской ветеринарной академии.
В 1959 году в возрасте 73 лет уходит на пенсию.
Иван Степанович автор около 100 печатных работ. Одна из самых известных «Гидролиз протеинов». Заслуги И.С. Яичникова отмечены правительственными наградами.
Умер Иван Степанович 11 марта 1986 года. Похоронен в Москве.
Напротив Высшего двухклассного пятигодичного имени императора Александра 11 училища находиться здание, где располагается женское начальное училище, построенное во 2-ой половине девятнадцатого века. Здесь же через улицу Большую, расположено здание Посадской Думы (мастерская по изготовлению памятников), где  помимо Думы, располагался Посадский Общественный банк с уставным капиталом 10.000 тысяч рублей, открытый в 1882 году и общественная библиотека с бесплатным читальным залом. Заведующим библиотекой назначен бухгалтер посадской Управы - Голубев Василий Акимович.
Улица освещалась не только газовыми фонарями, но и с начало века и электрическими. 
 Вечереет. Оранжевое солнце, сползая к горизонту, окрасило Мелекесс и его окрестности во все цвете радуги. Засверкали окна домов, заблестел видимый за десятки верст купол храма Свято благоверного Александра Невского. Замерли в вечерней прохладе порозовевшие от заката густые сады.   Моя экскурсия подходит к концу. Уже зажигаются в богатых домах электрические лампы. А улицы освещаются газовыми фонарями (в народе их называют "шипячки" - за характерный звук).
Посад уходит на покой. Доброй ночи, моя малая родина.


Рецензии