Мох на камне

От асфальтированного шоссе вбок уходит одиноко просёлочная дорога. Резкая граница между ними знаменует переход от жизни быстрой к жизни медленной “Тут особо не разгонишься» –  грустно отметил папа Пети. Петя же, не заинтересованный в жизни семейного транспорта, глядел сквозь проплывающие мимо дома и в сотый раз мысленно описывал всю бессмысленность посещения бабушки. Оторванный от видеоигр и интернета всемогущим словом «надо» Петя никак не мог смириться со своим положением.

Наконец машина встала. Из неё вышли двое взрослых людей и парень пятнадцати лет. Круги под глазами выдавали в нём любителя проводить бессонные ночи за компьютером.  Заметив эти усталые глаза, бабушка тут же начала возмущаться тому, как сильно нынче загружают  детей в школе. Пожалев Петю, бабушка принялась целовать гостей. Петенька выдержал нежеланные поцелуи с честью. Их пригласили в дом. Это был недавно отстроенный двухэтажный кирпичный дом с небольшим крылечком  и узорчатыми отлитыми цветниками под окнами. За домом пряталось множество фруктовых деревьев: яблоня, вишня, черешня и алыча. Деревья эти видали ещё те времена, когда никакого дома тут не было, а была лишь небольшая хижина, в которой жили только летом. Теперь вместо старой хижины гараж. Всё это добро окружено забором, а за ним огромный огород на котором растёт все, что душе угодно. Петя был уверен, что не менее четверти огорода они увезут с собой в город. Зайдя в дом, взрослые тут же начали отмечать новые обои, мебель, паркет и прочие вещи, значимость которых для Пети была весьма сомнительна. Проведя экскурсию по дому, бабушка усадила всех за стол и выставила на него блюда.

Вскоре родители Пети сдались. Оно и немудрено, запасы бабушкиного продовольствия казались нескончаемыми. Петенька знал, что сейчас произойдёт. Папа, как всегда, разляжется на улице, на раскладушке, а мама, скорее всего, будет дремать в доме. И маме и папе завтра надо рано вставать на работу, но тем не менее они будут мирно отдыхать, забыв обо всём. Даже когда они берут отпуск на пару недель или даже месяц, родители Пети стараются занять своё время по максимуму: читают, смотрят телевизор, гуляют. Они даже узнают как дела у их коллег на работе, на той самой, от которой они сбежали. Но тут, вдали от города, мама и папа спят с таким наслаждением, будто мечтали об этом всю жизнь, но никак не представлялось возможности. «Как будто дома им спать не дают» –  снова Петя убедился в бессмысленности отдыха за городом.

Только Петенька задумал найти себе развлечение за пределами дома, как его позвал дедушка. Деда Петя любил. У дедушки можно было спросить что угодно, и он всегда знал ответ. От него он никогда не слышал этой надоедливой фразы “вырастешь - поймёшь”. Он был уверен, что если хорошо объяснять, то возраст не помеха. Он был рад объяснить внуку почему люди притягиваются к земле, что такое свет и откуда он берётся, рассказать о науке, о вещах давно известных и о последних открытиях. А недавно, он завёл с ним серьёзный разговор о вере, об отношении к ней и её плюсах. Слава, так звали деда, считал религию очень важной частью культуры  и надеялся привить внуку уважение к ней, до того как мода её критиковать окажет сильное влияние на Петю.
Петя любил деда ещё и за то, что он всегда стремился объяснять максимально понятно. Когда Петенька прерывал долгую речь деда словами: “Не понимаю!”,  Слава очень долго и внимательно смотрел в глаза внука, как будто в них он видел, что конкретно не понимает Петя и как ему объяснить, а потом возобновлял попытки.
Вот они уже сидят на диване, дедушка расспрашивает внука об учёбе, увлечениях, друзьях. Внезапно дед переводит разговор в другое русло.

– А ты думал, чем будешь заниматься после школы?
– Ну не знаю. Программистом там, связанное с компьютером что-нибудь.
– Дело вот в чём. Ты должен по-настоящему любить своё дело, понимаешь меня? Если тебе не будет интересно, то ничего не получится, понимаешь или нет?
– Да я понимаю…
– Ты никого не слушай, ни папу, ни маму. Ты сам должен выбрать кем хочешь быть, понимаешь?
– Хорошо…
– Ты конечно должен прислушиваться к советам старших, это бесспорно, и особенно к советам родителей. Но ты сам должен выбрать свой путь, понимаешь?
– Ну конечно.
– Это твоя жизнь. Тебе её жить, не кому-то другому, а тебе, понимаешь? Именно тебе, так что…
– Да, я всё понимаю, дедушка.
– Ну хорошо тогда… Программист — это хорошо, это направление перспективное, молодец…
Взгляд деда нещадно просверлил эти прекрасные обои, на выбор которых, бабушка потратила кучу времени, и устремился вдаль. Петя терпеливо ждал момента, когда разум деда снова будет направлен на внешний мир.
– Может тебе чаю сделать?
– Не, спасибо, я пойду, погуляю?
– Конечно, иди! Только телефон не забудь.
– Не забуду.
Петя не хотел быть программистом. Он вообще слабо представлял себе что это за зверь такой этот программист. У него была другая мечта, но она казалась ему слишком глупой и наивной, слишком детской, чтобы озвучивать её.

Дед снова провалился в размышления, а Петенька выбрался наружу. Единственным шансом хоть на какое-то развлечение был Артем. Артем, так же как и Петя, жил в городе, но на каникулах приезжал в деревню. Артем проводил целое лето в деревне, и поэтому у него никогда не возникало вопроса «Чем тут заняться!?”.  Звонок. Встреча. Дежурное “привет”. Никаких вопросов об учёбе и вообще о жизни в городе. В городе они не были друзьями. Приезжая в город и воссоединяясь со своими школьными друзьями, и Артем и Петя забывали друг о друге. Но тут, они были неразлучны. Они встретились, и тут же встал вопрос: «Что делать?».  Как правило, ответ давал Артем, и в этот раз случилось так же. Обычно они либо просто праздно шатались по округе, либо же лазили по недостроенным домам. Все они были относительно новые, но по каким-т, видимо, финансовым причинам заготовки домов простаивали по нескольку лет. Там, конечно, ничего интересного нет, но детское воображение могло преображать их как угодно. В этот раз Артем выступил с необычным предложением: “Я нашёл удивительное место! Там прямо возле речки есть большущие бетонные блоки. На них можно посидеть и там очень красиво! Там высоко, видно много-много всего! Давай я тебе покажу?”
Петя, ошарашенный таким чуждым и непонятным ему энтузиазмом, согласился.
Они долго двигались мимо домов, потом долго шли между огородами и полями, и, выйдя за пределы деревни, пошагали по дороге. Артем ещё в начале пути выложил все новое, что произошло в деревне и оставшуюся часть пути они шли молча.  Наконец мальчики свернули с дороги, перед ними предстала стена высоких деревьев.  Тропинка уверено шла меж деревьев, и конца ей не было видно. Ему надоело идти, чтобы увидеть это «офигенное место». «Скоро уже?» –  спросил он. «Скоро» –  ответил Артем.

Тропинка много раз обрывалась, на пути мальчиков появлялись колючие кустарники, часто им приходилось подниматься вверх и снова опускаться вниз. Артем уверено шёл вперёд, а Пете это уже надоело. Его призрачный интерес к тому, что так возбудило Артема, совсем пропал.
– Когда дойдём уже?
– Да чуть-чуть осталась, ты потерпи.
– Не, я наверное не пойду.
– Да ты что? Там очень клёво, правда!
– Да не, зачем туда идти?
– Как зачем?!
– Так долго идти, чтобы посмотреть там на что-то, там наверное далеко не так красиво ,как ты описываешь! Да ну…
– Стоит того, поверь мне на слово!
– А вдруг мы потеряемся?
– Да я тысячу раз туда ходил!
– Ну а вдруг… ну что-нибудь точно случится! Ничем хорошим не кончится, точно тебе говорю.
– Ну не хочешь идти, не иди.
– И не пойду! Сам иди.
– Ты вернёшься сам? Может всё-таки со мной?
Петя посмотрел вперёд. Никакой речки он не видел. «Скоро! Конечно же! Ну его» –  подумал Петя. «Дойду» –  он сказал.
Артем скрылся меж деревьев. Петя уронил себя в траву и начал осматриваться. Его внимание привлёк огромный камень. Камень камнем, но что-то было в нём не так. Огромный серый валун среди безграничной зелени, он не должен быть тут. Нет, этот камень явно не отсюда. Словно он вот-вот сорвётся с места и покатится по своим каменным делам, покатится в места, которые ему по душе. Петя долго смотрел на этот камень, а он все никак не срывался с места. Звонок. Мама сообщает, что они скоро поедут домой и просит Петю вернуться. Он встал, отряхнул грязь с джинсов и начал свой путь назад. Петя обернулся и посмотрел на него. Камень так и не сдвинулся с места.

Все изменилось. Он выходит из своей машины, обнимает деда, целует бабушку. С удовольствием ест бабушкины блюда, обсуждает с дедушкой свою работу. Пётр пьёт чай в тени деревьев и наслаждается тишиной и спокойствием деревни, и тут ему в голову приходит неожиданная мысль. “А не посмотреть ли на тот вид, который хотел показать ему Артем?” И вот он уже идёт по тропинке и высматривает речку. Конечно, сейчас этот путь даётся ему легче, чем десять лет назад, но всё же он решил остановиться ненадолго.

Пётр окончил школу, вуз, пошёл работать программистом, как и собирался. Его устраивает работа и зарплата. У него есть любящая жена, друзья. Он так и не воплотил свою детскую мечту в жизнь, но на то она и детская, что во взрослом мире ей нет места. По крайней мере так ему кажется. Вроде бы все хорошо, но что-то терзает Петино сердце.

Передохнув, он решает двигаться дальше, но не успевает сделать и шага. Перед собой он видит то самое место, то самое, где он расстался с Артемом в последний раз. После того случая они перестали общаться, несмотря на то что он неоднократно приезжал в деревню. Ему было стыдно за то, что не дошел с ним до речки. Вот Петя смотрит на это место, но что-то не так. Что-то изменилось. Он мысленно посмеялся над самим собой. Ему показалось, будто бы камень исчез. Но нет. Он стоит на том же самом месте. Он лишь покрылся густым зелёным мхом и слился с окружающей его зеленью. Теперь он не кажется таким уж большим. Камень, он на то и камень, что никуда уйти не может. Почему в детстве маленькому Пете показалось, что этот валун собирается куда-то уйти, непонятно, но теперь Пётр стал большим и умным, и понимает, что камень сдвинуться со своего места не может, как бы ему ни хотелось. Ничего не изменилось. Пётр бросает взгляд вдаль и видит водную гладь. Речка гораздо ближе, чем он думал. Но смысл ему идти туда? Что он, воды никогда не видел? Смешно. Пётр развернулся и ушёл. И вот снова он идёт назад.


Рецензии