Дорога

Никита Иванович Степаненко никак не мог согреться и отдышаться. А все потому, что наступила осень и началась пора дождей. Рано утром начал моросить нудный, мелкий и холодный дождь. К вечеру он промочил землю, и дорога стала трудно проходимой. Вечером из краевого центра приехал на автомобиле сын. Пока автомобиль ехал по асфальту, все было нормально. Как только автомобиль свернул на грунтовую дорогу, он застрял. Пришлось автомобиль толкать. Занятие это неприятное и грязное. Грязь, летевшая из-под колес застрявшего автомобиля, прилипала к одежде, толкавших, вымазывала и мочила ее насквозь. Ездить на автомобиле приходилось часто. Большую часть года, конец сентября – начало апреля, в станице было из-за погоды бездорожье. Так было всегда.

Никита этот случай запомнил на всю оставшуюся жизнь. Однажды в осеннюю холодную ненастную погоду по мокрой дороге, которая проходила мимо дома, где жил Никита, ехала тяжело груженная телега, тащила ее одна лошадь. По среди улицы была небольшая лужа. Ее можно было объехать, но мужчина, управляющий лошадью, этого не сделал. Как только колесо телеги прошло середину лужи оно опустилось и ось телеги зарылась в уличную грязь. Лошадь остановилась.

Возница стал стегать остановившуюся лошадь. Сначала она напрягала все свои силы пытаясь вытащить телегу, но лошадь сдвинуть с места застрявшую телегу не могла, это было ей не по силам. Возница этого не понял, и продолжал ее стегать. От ударов кнутом на мокром крупе лошади вздувались темные полосы. От невыносимой боли она начала рваться в то в одну, то в другую сторону, становиться на дыбы и, в конце концов, упала. Было очень скользко и сразу лошадь подняться, несмотря на судорожные попытки, не сумела. Возницу, наверное, заклинило, он он громко орал и в исступлении лупил лошадь кнутом. Лошадь, мокрая, грязная жалобно ржала и безуспешно пыталась подняться. Никите лошадь было жалко, но он ничем помочь ей не мог. Спасли лошадь соседи, они оттащили возницу от лошади, предварительно отняв у него кнут, залепив ему затрещину.
- Куда ты прешь! – кричал один из соседей – Тебе, что повылазило? Ты, что лужи не видел?
- Ты придурок! Не видел, что лошадь упала! Не видел, что она подняться не может?
- Дай лошади отдышаться.
Пока одни ругались, размахивали руками и хватали друг друга за грудки, другие пригнали две лошади, запрягли их в застрявшую телегу, и три лошади эту телегу вытащили.

Вот уже несколько дней кругом на земле лежит снег, ярко-белый, пушистый и холодный. По утрам градусник показывает ниже десяти градусов. Холодно. Пронизывающий восточный ветер ощущения холода усиливает. Никита тепло оделся. Попробуй тут не одеться, мать вернет назад в хату, да еще и стыдить будет, хотя пройти нужно было всего ничего, каких-то четыре сотни метров, чтоб попасть в школу. По нашим улицам передвигаться сложно: либо много снега, либо гололед, либо грязь. Зимой, когда выпадал глубокий снег улицы чистили редко, лишь каждый станичник расчищал, в меру возможностей своей семьи, дорожку вдоль своего забора. Ездить по сугробам на любом виде транспорта было невозможно. Одно утешало и успокаивала Никиту, такая погода была не долго.

Обычна после сильных морозов наступала пора оттепели. К утру земля замерзала, а к полудню оттаивала и промокала, в результате станичные дороги становились не проходимыми. Ходить пешком тоже было трудно, ноги погружались в липкую, холодную грязь. Грязь всасывала в себя обувь. При неумелой ходьбе по такой улице, можно было остаться без обуви. Без сапог в таких случаях в станице делать было нечего. Нет, конечно, пойти в лаковых туфлях или на шпильках можно, но тот, кто это сделает, скорей всего, их потеряет. Это время предоставляло Никите много хлопот. В школу нужно было таскать с собой сменную обувь. Мыть холодной водой сапоги.

С апреля по август после дождя улицы быстро просыхали и поэтому грязи на улице почти не было. Была другая неприятность.

Как только Никита услышал, что родители собираются ехать в бригаду за соломой, он тут же попытался уговорить мать, чтобы его взяли с собой, но сколько он не приставал к ней с этой просьбой, она ему категорически отказывала.
- Нет! – отвечала она – У нас не будет времени возится с тобой!
- Я никому мешать не буду!
Никита не понимал мать, и упорно добивался её согласия. К его удивлению, она упорно стояла на своем. Более того, она отправила его и его сестру на ночлег к бабушке. Никита молча подчинился матери, решив рано лечь спать, чтобы утром встать пораньше и увязаться за родителями.

Утром его ждало разочарование. Проснувшись, он родителей не увидел, они уже уехали в поле. Плакать, ныть или дуться не имело смысла, тогда он приготовился ждать родителей.
День прошел как-то не заметно. Ближе к вечеру Никита, как старший из детей, увлек всех остальных их к мосту через речку. Все, кто ехал в станицу с южного направления обязательно направлялся на этот мост. Здесь был отличный наблюдательный пункт. Отсюда отлично просматривались дороги, ведущие станице. Вскоре далеко на бугре появилась вереница телег, нагруженных соломой.

Никита предложил всем пойти навстречу. Все согласились и пошли за ним. Был конец августа. Дождей давно не было, поэтому земля было сухой как порох и арбы своими стальными ободами разбили полотно дороги в мельчайшую пыль. В результате на дороге лежал толстый слой, густой и пушистой пыли. Ноги детей утопали по щиколотку в этой пыли. Никто из них на это не обращал внимание. Все дороги в станицы были такими. Все привыкли к этой пыли.

В конце 60-х годов за короткий срок практически по всем улицам станицы где родился и жил Н. И. Степаненко по одной стороне проложили асфальтные пешеходные дорожки. После той непролазной грязи, которая была на каждой улице, это был прогресс. За пешеходными дорожками следили и постоянно их ремонтировали. Население было довольно, оно по станице, в основной своей массе, передвигалось пешком.

В это же время начали строить и по улицам дороги с асфальтным покрытием. В целом почти за 20-25 лет с конца 60-х по середину 80-х годах постепенно покрыли асфальтом где-то 20 – 25% от всех улиц. Потом этот процесс остановился почти на 20 лет. Никто улицами не занимался. Пешеходные асфальтные дорожки и асфальтное покрытие улиц рушилось, появлялись все новые и новые ямы и выбоины. Попытки производить своими силами ямочный ремонт проблемы не решали, ямы появлялись снова буквально через несколько месяцев.

Первый капитальный ремонт асфальтного покрытия улицы сделали в 2006 году. Было отремонтировано асфальтное покрытие вдоль нескольких кварталов на одной улице. С этого момента ежегодно стали ремонтировать асфальтное покрытие на остальных улицах. За семь лет ремонт был произведен на всех улицах.

В девяностых годах на рынке России стали появляется автомобили иностранных марок. Их количество стало постепенно возрастать и создалась ситуация, когда каждый у кого были деньги, мог свободно, не занимая ни каких очередей и не обращаясь в партком и профком, купить автомобиль. В настоящее время в станице практически в каждом дворе есть автомобиль. Чтобы его использовать, нужны дороги с твердым покрытием. В последнее время жители улиц стали объединяться и собирать деньги, чтобы покрыть дорогу щебнем. Собранных денег, как правило, мало, и качество такого покрытия низкое. Население посылает своих делегатов к власти, но диалога между населением и властью не получается. Представители власти обещают помочь, но обещания делают устно, и потом от них отказываются.

Никите Ивановичу, чтобы выехать на улицу с асфальтным покрытием нужно было проехать всего-то метров четыреста. Где-то метров 90 по одной улице, остальное по другой. В девяностых годах о покрытии улицы щебнем жители могли лишь мечтать. Лишь в 2006 году сын Никиты Ивановича вместе со своим отцом просыпали щебнем дорогу от дома до поворота. В 2009 году двое жителей, живущих рядом с улицей с асфальтным покрытием, примерно 60 метров улицы покрыли гравием. В 2010 году их соседи продолжили покрытие этой улицы до своего дома. В 2011 г несколько жителей собрали деньги, закупили крупную щебенку и вручную выложили полотно улицы еще 200 метров. В этом же году щебенку выложили по этой улице еще на один квартал.

Далее, они узнали, что в крае принята программа, по которой край выделяет поселениям деньги на ремонт улиц, с условием, что 10% от выделяемой суммы берутся из бюджета поселения. На месте наше местное начальство — это условие малость, чуть-чуть изменило. По их версии эти 10% должны внести жители той улицы, которую ремонтируют. Куда уходят собранные с населения деньги проверить невозможно.

Как только они узнали об этой программе они сразу написали заявления в администрацию станицы с просьбой включить три квартала этой улицы в эту программу. Весть об этой программе пронеслась по станице, и многие станичники последовали соседям Степаненко. Они тоже собрали деньги, но понесли их в администрацию.

Только через три года Никита Иванович, увидел, как дорожники (профессионалы) укладывали гравийное покрытие поверх той щебенки, которую он вместе с соседями укладывали вручную на землю улицы, по которой он ходил вот уже почти семьдесят лет.


Рецензии
Когда же наконец разрешится эта вечная проблема с дорогами в России. Конечно сделать это нелегко ведь страна-то огромная! Но главной причиной, как вы это и пишете, является нестабильность в стране и поэтому в течение более 20 лет ничего не делалось. Очень надеюсь, что люди скоро станут ездить у вас на своих прекрасных машинах по хорошим дорогам.
В начале рассказа был главный герой Степанов, а позднее он стал Степаненко, возможно это ошибка?
Желаю Вам творческих успехов! Спасибо, что вы заглядываете иногда на мою страницу.
Полина

Полина Ребенина   27.11.2014 12:23     Заявить о нарушении
Полина, спасибо за рецензию и за то, указали мою ошибку. Увы, ошибки я совершаю часто.

Геннадий Алексеенко   27.11.2014 12:54   Заявить о нарушении
Не страшно, вы пишете хорошо. Мы все совершаем ошибки.
Здоровья и Счастья!
Полина

Полина Ребенина   27.11.2014 18:22   Заявить о нарушении