Этюд о трёх миллионах

Эту историю я вспоминаю, когда слышу по ТВ напоминание налоговиков "отдай долги и спи спокойно". Предыстория такова.

 В начале декабря 1991 г. группа россиян (и я в их числе) проходила интенсивный бизнес-курс в чикагском Лойола-университете.
По местному ТВ прошёл короткий сюжет о нашем приезде из-за ещё недавнего «железного занавеса», вызвавший нешуточный интерес со стороны местного бизнес-сообщества. И каждый вечер, вернувшись после занятий в свой «Холидей-Инн», мы встречались с разными бизнесменами, желавших вести свой бизнес в России. Много предложений оказались интересными и перспективными, но одно не терпело отлагательств. И я им занялся сразу по возвращении в Россию. В США нас застало известие о роспуске СССР, но бизнес, как известно, есть бизнес. Ещё будучи в Чикаго, по совету одного из профессоров-преподавателей все, кто пожелал, получили американские Social Security Card, открыли счета в одном из банков и учредили свои компании. Я тоже так поступил, поставив директором–соучредителем своего чикагского брата (по совету местного юриста). Позже в России я открыл представительство этой фирмы, но об этом в другой раз (может быть). Так вот.  Один из друзей брата, сам из Питера, предложил мне встретиться с руководством совместного российско-германского предприятия МОСВИРТ и сделать им коммерческое предложение.
     « Справка.
    Новая технология изготовления резцового инструмента.

    Совместное российско-германское предприятие МОСВИРТ, г.Москва, было образовано в октябре 1990 г. с целью создания производства по выпуску режущего поворотного инструмента для машин по фрезерованию асфальтобетонных дорожных покрытий, горно- и тоннелепроходческих комбайнов, угледобывающих машин. СП «МОСВИРТ» является одним из ведущих производителей поворотного инструмента, номенклатуру которого составляют 26 основных типов резцов более чем 40 модификаций. Большое разнообразие инструмента позволяет в конкретных условиях с наибольшей эффективностью (низким расходом резцов) применять соответствующую модификацию.
    Кроме широкой гаммы режущего поворотного инструмента предприятие производит рабочие коронки для горных комбайнов и холодные фрезы для дорожных машин по снятию асфальтобетонных покрытий.
    По своим техническим характеристикам выпускаемый инструмент соответствует лучшим мировым образцам, отдельная продукция предприятия превосходит мировые аналоги( некоторые образцы на фото вверху).
    Например, для изготовления корпусов режущего инструмента СП «МОСВИРТ» применяет уникальное технологическое оборудование, на котором по безотходной технологии производится объемная многостадийная холодная штамповка сложнопрофильных корпусных деталей из прочных конструкционных сталей без применения дополнительной механической обработки. Процесс холодной штамповки способствует получению деталей с высокой точностью изготовления ».

Сам он поехать до того, как получит гражданство США, не может и поэтому попросил сделать это за него. Я согласился участвовать в переговорах как посредник. Мы созвонились из Чикаго с Москвой и договорились о встрече.     Прямо в аэропорту Шереметьево меня встретили представители завода и привезли в центральный офис к гендиректору. Приём был оказан царский. Причины – всё новое – здание, станки, технологии, обученный в Германии персонал – и нет заказчиков на следующий год! Из-за наступившего раздрая в стране. И вдруг, как манна небесная – звонок и гость из США...

Короче, мы подписали договор о намерениях и договорились о встрече в новом году(дело происходило 30 декабря 1991г) после зимних десятидневных каникул. Для меня это время зря не прошло. Отчитавшись перед руководством своего МГП(малого госпредприятия) за командировку, я тут же получил деловое предложение – создать под своим руководством ТОО(товарищество с ограниченной ответственностью – новый вид хозяйственной организации, создаваемой по соглашению юридических или физических лиц. Существовал до 94-го года.) и заняться реализацией привезённых предложений. Так что в Москву на вторую встречу я приехал как гендиректор только что учреждённой фирмы и со своей печатью. Упоминаю об этой существенной детали, как немаловажном обстоятельстве (как показали дальнейшие события).

Теперь немного о сути договора. Автор коммерческого предложения, (назову его Евгений) провёл собственное маркетинговое исследование в США по производству и применению резцового инструмента(его прежняя специальность) и пришёл к выводу – в Америке есть всё! И если отсюда(из России) что-то можно экспортировать, то это нечто должно быть или лучше по качеству , или равного качества, но дешевле. И это сработало. По результатам переговоров, был подписан 3-хсторонний контракт(от СП, от американской фирмы - по доверенности на меня и от моей, как посреднической) на изготовление опытной партии режущих инструментов по американским стандартам. Расчёт – после реализации изготовленной продукции в США. Доля моей фирмы согласно принятым стандартам составляла три процента от общей суммы контракта - 3(три) миллиона рублей( в тех ценах).

Расстались мы с директором СП весьма довольные друг другом. А вот как оно обернулось в реале. C первой партией готовых изделий в США лично отправился сам директор . Его там приняли по высшему разряду и дело пошло. К концу года контракт был выполнен, и был заключён новый контракт, долгосрочный и эксклюзивный. Евгений мне сообщил, что деньги за товар были переведены в Москву и я вознамерился получить свои комиссионные. Но не тут-то было. На мои письменные официальные запросы, шли различные отписки за подписью директора.   И так прошёл ещё один год. Директор СП забурел, приобрёл несколько автомобилей новейших марок, разъезжал по европейским курортам и перестал сам отвечать на мои звонки и пропускать меня в свой офис.  Кто-то спросит – а почему нельзя было обратиться в Арбитражный суд? А вот почему. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. После развала СССР создание новой системы арбитража неоправданно затянулось.       Что делать? А на дворе гремели знаменитые 90-е, с беспределом, кровавыми разборками, захватом собственности, рейдерскими операциями, взиманием долгов и, конечно, отстрелом конкурентов и должников. Ежевечерне по ТВ «Криминальная рубрика» была полна подобными тревожными сообщениями и трупами очередных жертв. Недавно повторяли сериал «Бандитский Петербург» - так московский беспредел был ещё круче...

Как грибы из под земли стали появляться «фирмы», занимавшиеся возвратом долгов, везде публиковавшие свои объявления-предложения. Под «крышами» сначала бандитов, а позже ментов и бывших «конторских». Понятия «коллекторские агенства» в России тех лет ещё не существовало, они появились на десяток лет позже .

« Справка.
Коллекторские агентства – компании, профессионально занимающиеся урегулированием и востребованием просроченной и проблемной задолженности юридических и физических лиц. Названия и основные принципы работы были позаимствованы у иностранных коллег.
Сложно сказать, какой год можно считать годом зарождения коллекторского бизнеса в России. В старину процедура выбивания долгов называлась «долбёж». С одной стороны, «выбиватели» долгов существовали с «незапамятных времен (далекие 90-е г.). Тогда о понятии «collection» не слышали. Затем на смену откровенно криминальным организациям и нелегалам (действующие сотрудники силовых ведомств, чиновники) в эту сферу бизнеса пришли юридические компании, которые занимались долгами простых граждан и юридических лиц-кредиторов ».
    
Вот этим обстоятельством я и решил воспользоваться. На своём фирменном бланке напечатал официальное письмо, к которому приложил копии контракта, акта о выполненной работе моей фирмы, как посреднической, отписок директора и другие документы, подтверждающие законность моих притязаний. И в конце была такая фраза, за давностью лет не помню дословно, но смысл таков : если в течение двух недель нам не будет переведена искомая сумма, то я буду вынужден обратиться в компанию по взиманию долга.

В канцелярию СП мне удалось пройти и зарегистрировать своё письмо. Копия осталась у меня на руках. Потом я позвонил секретарю директора, с которой хорошо был знаком с первого появления на предприятии и попросил её взять письмо и положить на стол директора. И уговорил на следующее утро оформить мне пропуск на предприятие и организовать встречу с директором.

Сработало! Директор меня принял и мрачно спросил :
 «И что же, если я за две недели не рассчитаюсь, меня подстрелят?»
 Я отвечал, что надеюсь, до этого дело не дойдёт. Блефовал, конечно, но что оставалось делать? Дело в том, что у этих «бригад» по взиманию долгов был своеобразный «кодекс чести» - они брались за «работу», только если имелись подлинные документы, подтверждающие задолженность. С этим у меня был полный порядок и директор это знал.
При тех доходах, которых на тот момент достигло СП, эта сумма в три лимона была для него крайне незначительна, и скупердяй-директор решил больше не мелочиться и не рисковать... Через неделю вся сумма поступила на банковский счёт моей самарской фирмы.
Так закончилась эта история. Можно сказать, с благополучным окончанием. СП существует и по сей день. Директор сменился, а прежний ушёл на (не)заслуженный отдых.


Рецензии