День учителя к старым проблемам образования добавл
Отличие южного региона от других российских – большое количество учащихся в школах. Благодаря демографическому подъему на Юге страны нагрузка на школы значительная. В Ставропольском крае 1 сентября в школу пошло рекордное количество первоклассников - 30 тысяч, а в Чеченской Республике первоклашек в этом году 11 тысяч.
В регионе государственная политика не обеспечивает прорывного развития системы школьного образования. Вместо структурных изменений проводятся мероприятия по модернизации школьной инфраструктуры: приобретается оборудование (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование); транспортные средства для перевозки школьников; происходит пополнение фондов школьных библиотек; увеличивается пропускная способность Интернет-трафика школ; видеться текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования. Но эти мероприятия кардинально обстановку не меняют.
Престиж профессии учителя низок, что определяет нехватку специалистов в школах. Наибольшая нехватка в профильных специалистах – учителях математики, информатики и иностранных языков. У преподавательского состава значительный средний возраст, учительский состав фактически не пополняется и не обновляется.
Южный и Северокавказский федеральный округа неблагополучны с социально – экономической точки зрения, они отличаются низким уровнем жизни, это оказывает негативное влияние на школьное образование. Многие родители не могут обеспечить своих детей школьной формой, современными учебниками и методическими пособиями. Такая ситуация приводит к неравенству между школьниками и вызывает межличностные конфликты.
Особенность школьного образования в регионе – перегрузка школ, вызванная неравномерным демографическим ростом на Северном Кавказе. В то время как демографическая «яма» привела к снижению численности учащихся в одних населенных пунктах, в других, благодаря демографическому подъему, школы переполнены. В школах республик Северного Кавказа почти 18 тысяч детей сегодня обучаются в три смены. Например, в Чеченской Республике в третью смену дети учатся в 57 школах.
Это вызвано нехваткой школ и ветхим состоянием школьных зданий. С 1995 по 2008 в Северокавказском федеральном округе годы на 13,5 % сократилось число школ. В 2013 году в Северокавказском федеральном округе количество школ сократилось на 19 единиц (из них 16 - в Дагестане), учащихся - на 2,4 тысячи, что кажется странным в свете высоких демографических показателей округа. Но на такие показатели оказывает влияние миграция населения из южных регионов в центр страны.
Состояние некоторых школьных зданий таково, что родители отказываются отпускать своих детей в школу. Так, 1 сентября 2013 не начались занятия в школе села Теречное Хасавюртовского района Дагестана – учащихся не отпустили на занятия родители из-за аварийного состояния здания школы.
В 2014 году похожий инцидент произошел в поселке Белиджи Дербентского района Дагестана. Проблема заключалась в том, что дети должны были 2,5 км идти вдоль опасных железнодорожных путей до школы и родители отказались отправить детей учиться.
Значительное расстояние от школы до дома - общая проблема для юга страны. Так, в Ростовской области четверть сельских школьников не имеет доступа к школьному образованию на месте проживания, их приходиться возить автобусами в школы других населенных пунктов.
Проблема с нехваткой школьных помещений решается медленно. Согласно принятой в конце 2013 года федеральной целевой программы "Юг России" на 2014-2020 годы в регионах Северного Кавказа будет построено 57 новых школ. В 2014 году на строительство новых школ будет выделено 1,8 млрд. рублей бюджетных средств. За три года на строительство школ в регионах Северного Кавказа будет выделено 15,2 миллиарда рублей, на эти деньги планируется построить 57 школ, в том числе 32 - в Чечне, 14 - в Дагестане, 4 - в Ставропольском крае.
Присоединение Крыма привело к включению в систему российского образования крымских школ. Летом были поведены мероприятия по адаптации школ полуострова к российским стандартам – крымские учителя прошли переаттестацию, изменены школьные программы (наиболее кардинально по истории, литературе, русскому языку), завезены новые учебники и методические пособия, во многих школах проведен ремонт.
Внешнеполитические реалии наложили отпечаток на ситуациях в школах южного региона - более 7,3 тысячи детей, вынужденно покинувших территорию Украины, сейчас обучаются в школах Ростовской области. Эти школьники обучаются по специальной программе разработанной Ростовским институтом повышения квалификации учителей. По утверждению чиновников такая ситуация не привела к повышению нагрузки на местные школы – новые учащиеся распределены по некомплектным школам и классам.
Свидетельство о публикации №214112400721