Щит Кавказа традиционный ислам против терроризма
Их жертва безмерна.
Зайнутдин Дайзиев, имам мечети села Кадар убит 15 сентября 2011 года.
Гитиномагомед Абдулгапуров, имам центральной мечети города Гитиномагомед убит 23 марта 2012 года.
Магомедкамиль Гамзатов, имам в селении Карамахи Буйнакского района Дагестана убит 28 июня 2012 года.
Шейх Саид Афанди Чиркейский, духовный лидер мусульман республики Дагестан убит 28 августа 2012 года.
Гаджи Алиев, имам сельской мечети убит 11 ноября 2012 года.
Ибрагим Дударов, заместитель муфтия Северной Осетии убит 26 декабря 2012 года.
Расул Гамзатов, заместитель муфтия Северной Осетии убит 16 августа 2014 года.
Это духовные лидеры традиционного ислама убитые на Северном Кавказе за последние годы.
Оговоримся сразу - деление на традиционный, светский и радикальный ислам, условное. Оно используется в прессе и обывательских разговорах. Мусульманские богословы утверждают, что ислам не делится на традиционный (светский) и радикальный. Различные радикальные течения, которые, прикрываясь исламом, проповедуют насилие, не имеют ничего общего с исламом. Ислам не имеет никакого отношения к преступлениям, убийствам совершенных террористами.
Критерием радикала, по утверждения мусульманских богословов, не может быть ни ношение бороды определенного вида, ни специфической одежды, ни лицевого платка.
Речь идет о социальной практике тех или иных течений. Именно по ней, в массовом сознании, и проводиться грань между светскостью и радикализмом.
Ислам представлен на Северном Кавказе несколькими течениями. Дагестан, Чечня, Ингушетия – суннитский регион, преобладает шафиизм; сильное влияние суфизма; Северо-Западный Кавказ – суннизм ханафитского толка.
В 90-х годах на Северный Кавказ стала проникать идея «исламской глобализации». В основе доктрины «исламской глобализации» - уничтожение, стирание границ между различными направлениями ислама. Отказ от деления ислама на различные направления и толки принципиальный аспект «исламской глобализации». Результатом должно быть создание единой исламской «нации» - «милу». В рамках этого процесса на второй план отодвигается этническая принадлежность, на первый план выходит религиозная. Это умеренный, светский вариант радикальной доктрины объединения мусульманской общины – уммы. Идеи «исламской глобализации» распространены среди городской религиозной молодежи и представителей креативного класса.
В последнее время в исламе Северного Кавказа происходят значительные изменения. Происходит рост контактов последователей двух суннитских толков – ханафитского и шафиитского.
Наибольшую опасность, для стабилизации конфессиональной обстановки на Северном Кавказе, представляют радикальные течения в исламе.
В начале 1990-х годов в Дагестане начал заявлять о себе вахабизм.
На Кавказе сторонники вахабизма относились с крайним нетерпением к любым новшествам, внедренным в религиозную жизнь и к свободной мысли. Они относились с крайним нетерпением, фанатичной стойкостью к любым изменениям. Они не признавали любую попытку свободной интерпретации Корана и хадисов.
В середине 90-х годов ваххабизм проник на территорию Чечни и Ингушетии. Питательной средой радикалов стала Чеченская война и социально-экономические проблемы региона.
К концу 90-х ваххабитские ячейки зафиксированы в Карачаево-Черкезссии и Кабардино-Балкарии.
В начале 2000-х годов началась фильтрация на Северный Кавказ представителей еще одного радикального исламского течения – салафитов.
В религиозном плане отождествлять ваххабитов и салафитов не верно.
И ваххабиты, и салафиты суннитские течения ислама, они исходят из того, что единственно истинная вера - это ислам времен пророка Мухаммеда. Поэтому священные тексты салафитов и ваххабитов – Коран и хадисы (предания о словах и действиях пророка Мухаммеда).
Принципиальное различие между ваххабитами и палафитами связано с тем, что ваххабиты сохраняют лояльность королевской династии Аль-Сауда, а салафиты стремятся к созданию исламского государства без светской власти.
Что до социальной практики, то на Северном Кавказе и ваххабиты и салафиты представлены ультрарадикальными группами.
Социальной опорой ваххабитов и салафитов стали маргинальные круги.
Традиционный ислам оказался в сложном положении. С одной стороны модернизаторские тенденции «исламской глобализации» с другой экстремизм местных ваххабитов и салафитов. Но и модернизаторы и радикалы выступают за единый ислам без этических, социальных и государственных границ. Это принципиальное различие с представлениями светского ислама Северного Кавказа.
И модернизаторы и экстремисты вымывают из русла традиционного ислама активных, стремящихся к переменам мусульман.
Базой традиционного ислама остаются сельские районы, значительная часть городской среды. Но это умеренное население, так называемые «простые люди». Неустроенность жизни, социальные, экономические и политические потрясения бьют, в первую очередь, именно по этим «простым людям». Поэтому, такие люди и нуждаются в поддержке и духовном напутствии. Поэтому роль духовных лидеров традиционного ислама так велика.
Имам это не тот человек, кто ходит в важные даты, по домам и кушает пироги. И возглавляет табельную пятничную молитву. Впрочем, такие тоже есть. Но на таких не совершают покушения. Убивают тех, кто популярен и противостоит радикалам и террору.
Сейчас на Северном Кавказе имамы мечетей это подготовленные и обученные богословы. Многие из них учились в ведущих мусульманских учебных учреждениях в Египте, Ливане Турции.
А, руководители подпольных радикальных религиозных групп часто не имеют никакой религиозной подготовки. Они попросту религиозно безграмотны.
«Шейхи» радикалов не могут дать достойный ответ обоснованным доводам имамов. «Шейхи» отказываются побеседовать с теологами, имамами, наиб-имамами. Поэтому эти «шейхи» не любят богословских дискуссии, предпочитая насильственные методы. Взрывы и выстрелы.
Но террор бесполезен против мужества духовенства.
Которое готово умереть за своих последователей.
Умереть за них.
За нас.
Свидетельство о публикации №214112400725