Частный капитал не спешит на Юг инвестиции на Юге

20 сентября закрылся инвестиционный форум в Сочи. Из радужного и прекрасного то, что он собрал максимальное количество участников. Из реального то, что многие уже заключенные проекты так и не реализованы, какова судьба нынешних совершенно непонятно, а инвестиционный рейтинг ведущих регионов Юга России снижается.
 Если нефть – кровь экономики, то инвестиции это гормоны экономического роста.  Создавая рабочие места инвестиции дают мультипликационный эффект развития смежных отраслей, инфраструктуры, социальной сферы. Результатом чего выступает повышение уровня и качества жизни.
Без масштабных и планомерных инвестиций невозможно экономическое развитие.
Юг России всегда был недофинансированным. Ресурсы Российской империи и Советского Союза тратились на развитие других регионов, которые имели  военно-стратегическое и экономическое значение.  Юг оставался всесоюзным курортом. Его экономическая и инфраструктурная отсталость никого не беспокоила. Распад тоталитарной политической системы поставил проблему социально-экономической нестабильности Юга и масштабных межэтнических проблем. Решить их возможно подняв уровень региональной экономики и разив социальную  и транспортную инфраструктуру.
В карте инвестора южный регион неоднозначен. Наиболее привлекательны для частных инвесторов Краснодарский,  Ставропольский края и Ростовская область. Некоторый негатив связан с Краснодарским краем, в котором в 2013 году отмечен рост бюджетного дефицита.
Длительное время Краснодарский край был  безусловным инвестиционным лидером Юга. У региона и самый большой опыт в привлечении зарубежных инвесторов, и самый большой список  реализованных инвестиционных проектов.
В 2014 году произошло снижение рейтинга Краснодарского края. В июне 2014 года агентство Fitch понизило рейтинг Краснодарского края до «ВВ». Это не политическое решение, одновременно  Fitch повысило Ленинградской области до «ВВВ-».
Понижение рейтинга Краснодарского края связано с  расходами на подготовку Олимпиады в Сочи, уменьшением налога на прибыль.
Особым фактором снижения инвестиционной активности на Юге служит завершение Олимпийского проекта. Завершены масштабные стройки, модернизация транспортной инфраструктуры. Свернуты бизнес - проекты открытые специально для Олимпиады – 2014. В результате  инвестиционная привлекательность региона снизилась.
В Олимпийском парке в Сочи запущен  проект тематического парка развлечений «Сочи-Парк». Этот проект будет основным инвестиционным драйвером  частного капитала Сочи в ближайшее время. Но этот проект совершенно не равен олимпийскому, как не равны будут и объемы инвестиций.
Экономически и социально репрессивны Астраханская и Волгоградская области. Активность инвесторов в них точечная, сказывается и отсутствие в этих областях значительных государственных проектов.
Наименьший интерес бизнес проявляет к республикам Северного Кавказа.  В первую очередь это Северная Осетия, Карачаево-Черкесия Кабардино-Балкария.
Среди регионов, активность частных инвесторов в которых невелика, а доля собственных источников финансирования инвестиций не превышает 30%, традиционно относятся Республики Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Чеченская Республика. Причин этого множество – политическая, социальная, экономическая, межэтническая нестабильность. Изношенность транспортной инфраструктуры,   трудности коммуникаций с центром страны, низкий уровень жизни местного населения. Все эти сложности делают инвестиции низкодоходными, а следовательно и мало привлекательными.
В 2012-2013 годах успехов в инвестиционном климате достигли  Калмыкия и Адыгея. Калмыкии удалось добиться позитивных сдвигов экономике.  Но объемы регионального продукта в Адыгее и Калмыкии не значительны, они не могут переломить ситуацию на Юге. Более того, лидерство Калмыкии и Адыгеи оттеняет низкий объем частных инвестиций в экономику региона. 
Особенность частного инвестора на Юге в том, что он следует за государством. Он не стремиться самостоятельно реализовывать значительные проекты, но охотно вступает в партнерство с государством для их осуществления. Инвестор не желает вкладываться в развитие инфраструктуры, он приходит вкладывать и зарабатывать деньги. Но при этом развитая инфраструктура важнейшая составляющая любого значимого инвестиционного проекта. Инвестор ждет, что наиболее затратную часть проекта выполнит государство. Например проложит дорогу к пункту А, проведет электричество, газ, воду. А инвестор построит в пункте А гостиницу для туристов, тепличное хозяйство или курортный комплекс. В итоге инвестор получит прибыль, а государство осуществит задачу инфраструктурной модернизации региона, отдача от которой косвенная.
Часто речь идет о портфельных инвестициях крупных компаний в социально значимые для республики / края проекты. Экономическая отдача инвестору от таких проектов мизерная, но он получает некоторые преференции для ведения бизнеса.    Разуметься объем таких инвестиций не может быть большим и экономику на микроуровне он не стимулирует. 
Основное препятствие для масштабных инвестиций – нестабильность региона.  Политическая и экономическая нестабильность отпугивает частных инвесторов. Важно отметить и различие экономических масштабов. Западные банки и инвестфонды учитывающие в своих расчетах доли процентов, очень чувствительны к   политическим, экономическим перепадам и террористической угрозе.  В настоящее время к этому добавились внешние риски – как экономические, так и политические.
Федеральная власть стремится изменить ситуацию. Так, 19 января 2014 года - Президент РФ Путин прямо предложил китайским инвесторам принять участие в развитии юга России. Однако, никакие точечные инвестиции, даже по приглашению и гарантии первого лица не смогут изменить ситуацию, пока не измениться бизнес-климат на Юге, а масштабные инфраструктурные и экономические проекты не сделают регион привлекательным для частного капитала. 


Рецензии