Осенние сны-3

Октябрь 1941 года. Лес в 15 километрах от Вязьмы.

Лейтенант Рагулин рвал партбилет на мелкие кусочки, достал отсыревший коробок спичек и попытался поджечь обложку. Спички не зажигались. Тогда Илья разрыл руками небольшую ямку и закопал обрывки. Через минуту на полянке появились немцы. Илья поднял руки и вышел к ним. Его повели к оврагу, где уже стояли и сидели его бывшие однополчане. Все молчали, молчали и немецкие автоматчики, державшие пленных под прицелом. Через два часа подъехал мотоцикл, из которого вылез толстый немец в круглых очках. Немецкий капитан, руководивший захватившей их ротой, приказал встать. Толстяк говорил по-русски с сильным акцентом.
«Коммунисты, комиссары, евреи выйти из строя» скомандовал он. Рагулин опустил глаза. Из двух десятков пленных он знал, что три офицера точно члены ВКПб, а стоявший рядом с ним интендант Шварцман, имя которого он никак не мог вспомнить- еврей. Может кто-то из них знает, что и он лейтенант Рагулин так же коммунист. Все молчали и никто выходить из строя не собирался. Немец повторил команду. «Среди вас нет большевиков и евреев?».Неожиданно для себя, Илья вдруг схватил за рукав гимнастерки стоявшего рядом тщедушного и близорукого еврея Шварцмана и вытолкнул из строя. «Вот, господин капитан, этот жид не выходит, он и коммунист к тому же». «Ну и сука ты Рагулин, падла, будь ты проклят»- закричал стоявший в нескольких метрах от него капитан Кравцов, высокий дядька с огромными усами. «Ну я коммунист»-прохрипел он и стал рядом с Шварцманом.
«Ты хочешь выжить или хочешь служить великой Германии?» спросил у Ильи толстяк. «Я хочу служить.» ответил Илья. «Кто еще решил порвать со своим прошлым и стать на сторону великого рейха?». Вышло еще три красноармейца, одного из них сержанта Лёньку Корнилова Илья знал, двое рядовых были ему незнакомы.
«Если вы хотите доказать, что готовы служить фюреру, то будете расстреливать своих бывших товарищей, вы согласны?». Пленных подогнали к краю оврага. Рагулину, Корнилову и двум рядовым выдали их же винтовки, и поставили рядом с немецкими автоматчиками. Через несколько минут все было кончено. Они взяли лопаты, и начали закапывать на дне оврага своих бывших однополчан. Немцы стояли на краю, курили и наблюдали. Когда работа была выполнена, капитан что-то резко прокричал и автоматчики полоснули по ним двумя короткими очередями. Последнее, что увидел Илья в своей жизни это стаю каркающих над оврагом ворон. Немцы ушли, даже не забросав их трупы ветками.

Газета «Вяземская правда» номер от 9 мая 1984 года

Статья «Никто не забыт, ничто не забыто»

«Несколько недель назад на месте ожесточенных боёв Советской Армии с немецко-фашистскими захватчиками в октябре 1941 года, комсомольско-поисковым отрядом «Искатель» имени 19 съезда ВЛКСМ были обнаружены останки бойцов павших в боях за нашу Советскую Родину. Подарком родному городу и району к празднику 39-ой годовщины великой Победы стали, поисковые работы по опознанию героев. По останкам документов удалось установить, что в боях с оккупантами пали смертью храбрых лейтенант Илья Рагулин, сержант Леонид Корнилов, рядовые Валерий Хатюшин и Михаил Назаров. Сегодня на аллее героев городского кладбища нашего города прошло торжественное захоронение героев минувшей войны. Выступавший на митинге Первый секретарь райкома КПСС товарищ Смирнов С.Н., подчеркнул неугасимую заботу Партии и Правительства, и лично Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Константина Устиновича Черненко о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны»

Октябрь 2014 года. Вязьма.

Сегодня на мемориальном кладбище активистами молодёжного движения «Молодая гвардия» были возложены венки к обелиску павшим героям, погибшим, защищая Россию от фашизма. Как сказал в своем выступлении руководитель отделения партии «Единая Россия» Олег Платонов: «Сегодня, как никогда мы должны стремиться стать такими же патриотами своей Родины, как Илья Рагулин и его товарищи, остановившие немецко-фашистских захватчиков на пути к Москве. Сейчас наши товарищи в Новороссии так же останавливают гидру фашизма и национализма, сражаясь, плечом к плечу против киевской хунты, карателей и бандеровских недобитков».


Рецензии