Касабланка. Отзыв

О, это черно-белое кино! Этот художественный ретро-мир – далекий, иной, манящий своей неуловимой неправдоподобностью и подкупающий какой-то особой искренностью. Можно ли относиться к нему равнодушно, тем более теперь, в наш прогрессивный, динамичный, пестрый и, не побоюсь этого слова, нервный век?
Любовь к черно-белому кино, мне кажется, сродни любви к одиночеству, или нелюбви к нему..., но относиться равнодушно здесь вряд ли возможно – легкие оттенки черно-серо-белых тонов, игра теней, мягкие линии силуэтов, резковатые движения героев, естественный шум кинопленок, крупные планы, блестящие глаза и, почти всегда – великолепный джаз!
Картину «Касабланка» режиссера Майкла Кёртиса по праву можно назвать одной из самых известных картин эпохи ЧБ. Фильм был снят в 1942 году, вышел в прокат в 1943, а в 1944 получил три премии Оскар в таких серьезных категориях, как «лучший фильм», «лучший режиссёр» и «лучший сценарий».
Несмотря на признание критиками сценария «Касабланки» одним из лучших в истории кинематографа, меня, обыкновенного зрителя, сам сюжет, в общем-то, не поразил. Хотя все то, что мне так нравится в черно-белом синематографе, я там обнаружила, и это оказалось настоящим визуальным удовольствием. Все в жанре: и черный рояль, и шумный ресторан, искрящееся шампанское, полицейские и нарушители закона, легкая наигранность героев, простительное позерство актеров, добродушный темнокожий певец с бархатным голосом и любовная драма… Непременно любовная драма, приправленная горечью тех военных лет и историями людей, вынужденных жить в сложившихся обстоятельствах.
Уже томные, но еще не до пошлости, очень красивые женщины 40-х. С горящими глазами и накрашенными в темное губами, в шляпках и силуэтных платьях из переливающейся от света софитов парчи. Их тугие безупречные кудри, осанка и лебединая походка. Они не морщат лицо, когда плачут, а лишь медленно стирают слезу белой перчаткой перед камерой в крупном плане, грациозно держа мундштук в другой руке.
И их герои-мужчины – статные, ухоженные, в строго покроенных костюмах и начищенных штиблетах. Бриолин, бабочка, виски со льдом и сигарный дым. Благородные авантюристы, повесы и отчаянные романтики, имеющие ясное представление о мужской гордости и благородстве, человеческом достоинстве и долге, однако, не всегда следующие жизненным принципам.
40-е годы были тяжелыми, смутными временами. Мир воевал. Мир воевал, а люди жили – встречались, любили, расставались, предавали и прощали: «Мир рушится, а мы влюбились!» Главные герои «Касабланки» оказались заложниками дважды – оккупация Германскими войсками и любовный треугольник. Красавица Ильза и настоящий мужчина Рик в этих непростых обстоятельствах вынуждены сделать, возможно, самый главный выбор их жизни – выбор между долгом и любовью.
«Месье, Вы – мужчина. Допустим, Вас любит одна женщина, так сильно, что Вы значите для нее самое главное на свете.  Но ради этого, она совершила что-то плохое. Вы ее простите?
- Меня никто так сильно не любил.
- И он бы никогда об этом не узнал. А девушка хранила бы это в своем сердце. Так было бы правильно?
-Да, в Касабланка у всех трудности! Ваши  - можно решить» - уходя, отвечает Рик девушке, пришедшей к нему в ресторан за советом о том, что ей делать, куда и с кем бежать..
И, кажется, впервые что делать, не знает сам Рик, хотя совсем скоро ему придется решить одному за всех. И он решит. И справедливость его поступка представится на размышление нам, зрителям. Но даже то, что мы решим, скорее всего, не сможет стать для нас самих уроком и заготовкой «на случай». Мы, наше общество, наш мир сейчас переживаем не лучшие времена: время глобальных, стремительных перемен. Но нравственные, человеческие ценности вряд ли станут иными когда либо. В их числе и выбор между честью и чувствами, долгом и любовью – самый непростой! Он стар, как мир, и вечно новый для каждого, кто с ним столкнется.
«Ильза, у меня плохо получается быть благородным, но и не нужно много, чтобы понять, что трудности трех маленьких людей в этом безумном мире – это всего лишь пустяки».

Наверное, нельзя однозначно оценить и присвоить какой-то общепринятый статус решению Рика  -  «правильно» или «неправильно». Это непростительно поверхностно и высокомерно. Все зависит от самого человека и от того, чего в нем больше – силы воли или смелости. Потому что первое поможет исполнить долг, а второе – пожертвовать всем ради настоящей любви. И то, и другое достойно большого уважения и не дает права осудить. Главный герой для зрителя – образ настоящего мужчины, истинного героя нашего времени, который, не смотря на всю смуту его жизни, суровые законы окружения и полную неопределенность будущего, умеет быть откровенно, по-мужски сентиментальным. Его поступок, как мне кажется, больше продиктован любовью к Ильзе, чем патриотическим долгом, как может показаться. Это была настоящая жертва во имя любви, поступок во спасение судьбы и, возможно, жизни женщины, которую он любил и будет любить всю свою оставшуюся жизнь... И не исключено, что когда-нибудь, когда окончится война и люди снова заживут своей простой, обычной жизнью, эти два любящих сердца вдруг случайно повстречаются где-нибудь в Париже…
Кинолента «Касабланка» считается прекрасным показательным примером невероятной оперативности Голливуда. Фильм был снят уже через год после вступления Америки в мировую войну. Кёртис был однозначно не на стороне фашистов, несмотря на то, что США не очень интересовали происходящие в Европе события. Многие считают, что «Касабланка», показы которой длились практически беспрерывно, внесла решительный вклад в перелом сознания американцев о реальной угрозе фашизма и о необходимости бороться с ним. А вдруг это действительно так? Решать нам…
Посмотрите этот красивый, раритетный, легкий фильм, и пусть каждый найдет в нем самое лучшее, разглядит главное, то самое, что придется по душе, не выискивая недочетов и кривых углов, не надевая этих нередко совсем не подходящих в нашей жизни ярлыков «правильно» и «неправильно». Хорошего просмотра!


Рецензии