Модильяни. Отзыв
Судьбы гениев притягивают наш интерес, как магниты. Но, в большинстве своем, не прекрасными событиями их жизни, не счастьем и успехом героев, не желанием подражать им в их, подчас, безрассудстве, аморальности, отчаянии. Кто они? От чего им дарована гениальность или никто им ее не дарил? Кем они были, как жили, творили, любили, умирали, навсегда оставляя в наших сердцах странное чувство недосягаемого, потустороннего, пугающего, но такого настоящего и страстного отношения к миру, который, возможно, был только частью их творений, а не наоборот.
Когда Модильяни было всего два года отроду, его мать Евгения Гарсен писала следующее: «Немножко избалован, немножко капризен, но хорош собою, как ангелок». В 1895 году, когда ему было 11, мальчик перенес серьезную болезнь. «У Дэдо был очень сильный плеврит, и я еще не оправилась от ужасного страха за него. Характер этого ребенка еще не достаточно сформировался, чтобы я смогла высказать о нем определенное мнение. Посмотрим еще, что разовьется из этого кокона. Может быть, художник?» - написала в том же дневнике любящая, проницательная мать. Не правда ли, чудесное пророчество?
И он вырос, и стал художником и скульптором, ни на секунду не сомневавшимся в своей гениальности. А его капризность и избалованность превратились в дерзость, независимость, непреклонность, и при этом он всегда оставался верным одному лишь искусству и своему таланту... Его жизнь состояла из сплошных противоречий и уколов судьбы - нищий, практически бездомный, но известный на весь Париж богемный скандалист кружил головы женщинам, пил, бедокурил, эпатировал уважаемую публику, не стремился быть модным и никогда не жаловался на судьбу.
Картина «Модильяни» проникновенно затрагивает не одну значимую для интересующегося и размышляющего зрителя тему. Кроме истории жизни мы видим проблемы оборотной стороны гениальности, особый и странный мир взаимоотношений, с одной стороны, гениев между собой – Модильяни, Пикассо, Ренуар, Брынкуши, и с другой стороны - гениев с обычными людьми. Повествует фильм и о жертвенной любви самой главной в жизни Амедео женщины – Жанны Эбютерн, матери его детей – дочери Жанны и так и не успевшего появиться на свет их второго ребенка по причине трагической гибели Жанны, не перенесшей горя из-за смерти Моди от туберкулеза.
Очень реалистично фильм передает и нюансы богемной жизни Парижа, пропитанного неоднозначностью, пороками и авантюризмом. Читая воспоминания Анны Ахматовой о Париже тех лет, начинаешь верить, что атмосфера передана режиссером действительно, достоверно, реалистично.
«То, чем был тогда Париж, уже в начале двадцатых годов называлось старый Париж или довоенный Париж. Еще во множестве процветали фиакры. У кучеров были свои кабачки, которые назывались "Встреча кучеров", и еще живы были мои молодые современники, вскоре погибшие на Марне и под Верденом. Все левые художники, кроме Модильяни, были признаны. Пикассо был столь же знаменит, как сегодня, но тогда говорили "Пикассо и Брак". Ида Рубинштейн играла Шехерезаду, становился изящной традицией Дягилевский русский балет. Прокладка новых бульваров по живому телу Парижа (которую описал Золя) была еще не совсем закончена (бульвар Raspail). Вернер, друг Эдиссона, показал мне в кабачке Пантеон два стола и сказал: "А это ваши социал-демократы — тут большевики, а там -меньшевики". Женщины с переменным успехом пытались носить то штаны (jupes-culottes), то почти пеленали ноги (jupes-entravues). Стихи были в полном запустении, и их покупали только из-за виньеток более или менее известных художников. Я уже тогда понимала, что парижская живопись съела французскую поэзию. Католическая церковь канонизировала Жанну д'Арк.»
Быть гением - это скорее участь, а не дар... Быть с гением, любить гения, понимать его, прощать, заботиться о нем - тоже не простой удел…иногда даже более чем... Но ловушка в том, что однажды, прикоснувшись к жизни гения, попав в его вселенную и твой мир становится навсегда иным и без него в этом твоем новом мире невыносимо пусто, невыносимо одиноко, невыносимо…
А они почти всегда - далеко не идеальные люди, и их порочность связана с тем, что они более чувствительные, ранимые и слабые. Их оболочка тоньше, чем у остальных. Их души нежнее и неистовее сердца. Тем, зачастую, их и губит отсутствие рационализма, житейской логики, порядка и гармонии. Губит и тех, кто с ними рядом, хотя последние самоотверженно и со всей своей страстью готовы платить эту цену вновь и вновь.
И теперь, уже по доброй (надеюсь) традиции, я с большим удовольствием рекомендую вам этот многогранный, мощный, интересный, цепляющий струны души и пробуждающий мысли фильм. И совсем не исключено, что после просмотра вы раздобудете его биографию, найдете репродукции его картин и еще больше заинтересуетесь фигурой этого противоречивого во всех отношениях человека, который жил так коротко, но так яростно, вошел в историю великих импрессионистов, так до конца и не став к ним причисленным экспертами, и сотворил огромное множество невероятных работ – картин, скульптур, набросков, ставших бесценным достоянием мирового искусства!
Свидетельство о публикации №214112400833