Дочки-матери, проза жизни

   

   Нет другой более близкой связи, чем между матерью и ее ребенком. Даже после того как физически перерезана пуповина, она существует на духовном уровне - это можно сравнить с фантомными болями, ноги или руки нет, а боль осталась. Так и мать чувствует, если  что-то случится с ее ребенком, сколько бы ему не было лет. Уважать и любить своих родителей - это нормально, этим мы и отличаемся от животных. Если в человеке это не заложено с детства, это нонсенс и лучше держаться от него подальше - в нем нет ничего святого, через чтобы он не смог бы перешагнуть. Так нас воспитывали и так мы воспитываем своих детей.



   Таня с мамой самые родные люди, и ближе родственников у них нет. Мама, Вера Павловна, положила свою жизнь на алтарь своей дочери. Потеряв супруга в молодые годы, замуж больше не вышла. Дочь из детского эгоизма, была против любых проявлений внимания от мужского пола в сторону матери.
 
   Однажды Таня, ей было лет семь, пришла домой в слезах и наябедничала маме, что девочка Лена дразнилась, а остальные дети смеялись над ней. Горькие слезы обиды крупными горошинами катились из прекрасных глаз ненаглядного дитя. Женщина пришла в ярость, переобула тапочки и как была в халате, и с бигудями на голове, выскочила на улицу. «Кто если не я, защитит мою маленькую девочку?» В ней проснулся десантник Валера.
   Дети играли на детской площадке. Где эта Леночка? Где этот невоспитанный ребенок? Девочка прыгала в скакалки и ничего не подозревала, когда разъяренная тетенька (она не успела разглядеть Танину маму) сильно рванула ее за руку и раскрученная скакалка больно ударила ее по спине.
   - Ты  мерзавка, за что обижаешь мою Таню? Кто тебе позволил? Думаешь за нее заступиться некому? Ошибаешься. Если еще раз обидишь ее, я тебя отшлепаю твоей же скакалкой по заднице. Ты поняла меня? - дернула ребенка за плечо. Вид у нее был устрашающий. - Поняла?
   - Да, - заплакала перепуганная девочка.
   - Смотри у меня! И всех это касается,- пригрозила женщина пальцем шокированным детям.

   После обеда  Таня, забыв свои горести и обиды, попрыгала во двор на детскую площадку. Подружки, завидев ее отвернулись.
   - Примите меня в игру?- как ни в чем не бывало, спросила она.
   - Нет. Ты ябеда - корябеда и мы с тобой не будем играть, - сказала одна девочка.
   - Твоя мама отругала Лену, а потом ее родителям нажаловалась. И теперь Лена наказана на целую неделю, из-за тебя, - дети  демонстративно встали и ушли.
   Таня стояла одна на площадке и ей было так стыдно перед девочками и жалко Лену, все лицо покрылось пунцовой краской, сильно горели уши. На глаза навернулись слезы. Как ушла с площадки она не помнит, но этот урок, преподанный детьми, усвоила на всю жизнь. Через неделю Таня попросила прощение у Лены и больше никогда не жаловалась маме.

   Мама авторитарная женщина, не баловала дочь и не взращивала  нежный цветочек. Была требовательной и жесткой, не терпящей никаких возражений. Все должно выполняться точно и безоговорочно, начальник на работе, она была начальником и дома. Могла и отшлепать за непослушание, для ее же блага, но это позволено только ей, потому что это ее дочь и никакого давления из вне не потерпит. Это убивало всякую волю к самостоятельности у дочери и развивало инфантилизм. Танечка очень боялась потерять маму и остаться одна. Плакала, если снился сон, где она умирает.
   Иногда она проявляла характер и сопротивлялась, но всякий раз была подавлена  мощью родительницы.
   - Я знаю как надо.
Только полное подчинение и тотальный контроль, никак не меньше. Ведь она живет только для ребенка.



   Тане исполнилось семнадцать лет, училась на первом курсе института, они  по-прежнему  жили  вдвоем с мамой. Устроить свою личную жизнь Вера Павловна совсем отказалась, что людей смешить - не девочка ведь уже. Она жила интересами дочери: знала всех ее подруг, где проводит время. Некоторые друзья ей не очень нравились.
   - Мама, я уже не маленькая,- боролось за свободу Таня.- Я сама разберусь.
   - Ах, даже так? Взрослая стала, сама разберешься? Хорошо! Мать уже не нужна, мешает только. Дожила! Я от тебя никогда не отказывалась, из-за тебя свою жизнь не построила и вот она благодарность, - запричитала мать.
Таня вздохнула глубоко, «Ну, сколько можно, постоянно одно и то же? - Она корила себя за неудачную жизнь матери. - Никогда не буду слушать дочь, чтоб она потом не чувствовала свою вину передо мной» - сделала очередной вывод для себя.
   - Не выдумывай. Ты же знаешь, как я тебя люблю, но можно я сама буду выбирать, с кем дружить и как жить.
   - Я как будто враг тебе? Мать плохому не научит. Ко мне придешь, когда будет тебе плохо - никто не поможет.
   - Ой, мама, ну почему ты всегда о людях думаешь только плохо.
   - Потому-что жизнь прожила и знаю. Хочу уберечь от моих ошибок.
   - Можно я тоже буду делать свои ошибки?
   - Вот глупая, так глупая. На своих ошибках дураки учатся, а умные мам слушаются.
Переспорить не возможно, да Татьяне это и не позволяли. Поэтому каждый остался при своем мнении.

    Как хотелось Тане немного свободы, она задыхалась от удушающей опеки матери. Девчонки в институте рассказывают, как весело проводят свободное время, где бывают, а главное, сколько интересных людей они встречают. Студенческая жизнь пролетит быстро, да и молодость дважды не бывает, а вспомнить нечего. Чтобы отстаивать свои права на самостоятельные поступки, самостоятельную жизнь, нужен твердый характер. Откуда он возьмется у инфантильной девушки?
  А вот взялся! Чтобы куда-то пойти или что-то сделать, приходилось проявлять упорство и настойчивость. Теперь в доме часто случались скандалы. Мать называла это неуважением и  неблагодарностью. «Девочка совсем испортилась, где-то я упустила ее, не досмотрела. Не надо было баловать» - думала мать, ожидая дочь в часы одиночества.

   На танцах так весело, кругом счастливые красивые лица. Чтоб выглядеть так же Таня стала одеваться модно, красить глаза и губы, что абсолютно не нравилось родительнице, но она стала привыкать, все, что она делает последнее время не нравиться маме. Так получилось, что два близких человека не могли договориться. Мудрость мамы молчала, а молодость дочери не уступала.

   Таня, уверенной походкой красивой девушки, вошла в зал танцплощадки. Она кожей почувствовала (это развито у красивых женщин) восхищенные взгляды парней и завистливые соперниц. Улыбка расплылась на красивых губах. Настроение хорошее, звучит музыка, она открыта для знакомства и любви.
   Симпатичный парень пригласил на танец. Знакомство состоялось под лирическую романтическую песню. Александр, так его звали, рассказывал забавные истории, заглядывал в глаза. Глаза - зеркало души, они  у него серо-голубыми, открытые и добрые. Хотелось верить, такие прекрасные глаза не могут лгать. Счастливая улыбка не сходила с их лиц.

   Роман закрутился быстро и стремительно. Александр совсем не похож на нее, всегда в хорошем расположении духа, легкий на подъем. С первых минут почувствовали взаимное влечение. Часто встречались, интересно проводили время, и дня не могли прожить друг без друга. Скрывать от мамы долго, было невозможно, да и самой  хотелось поделиться радостью с близким человеком. Решила их познакомить и пригласить Александра на ужин.

   Вечер прошел в напряженной обстановке. Тане очень хотелось, чтоб Саша понравился маме, а он волновался и от этого отвечал невпопад и глупо улыбался. Мама же старалась выставить парня в еще более невыгодном для него свете.
   -  Несерьезный какой-то и глупый, - дала категоричную оценку, когда закрылась за парнем дверь, не щадя чувства дочери.

   Как часто нам возвращается то, что сами мы желали людям. Бумеранг. Эгоистичные поступки  Тани в детстве, причинявшее огорчение матери, теперь развернувшись на 360 градусов, вернулись к ней. На лицо ревность, нежелание отпускать дочь от себя. Ей по определению никто не мог понравиться, это значит лишиться дочери - отдать какому-то мальчишке свое, то что любишь больше жизни.



   Чтобы вырваться из-под опеки, Таня рано выскочила замуж за Александра и с легким сердцем съехала в коммунальную квартиру мужа. Молодым было трудно, у них не было опыта самостоятельной жизни, но они были счастливы. Трудности быта преодолевали как некий момент неудобства - ведь это же все временно. Они видели свое будущее в радужном свете, красивым и богатым. Над этим работали, то есть учились для получения диплома и перспективной денежной работы. А пока Александр подрабатывал вечерами грузчиком в соседнем магазине. Таня перебивалась случайными заработками, она неплохо вязала и шила. Радовались приобретению любой безделушки.

   Мама в счет приданного, подарила часть мебели, постельное белье, посуду, иногда подкидывала денежку. Казалось, она смирилась с неизбежностью. Хорошо, что дочь не уехала с родного города. Звонила каждый день, узнавала как дела вплоть до мелочей, что купила, что сварила, жаловалась на здоровье. Таня как в детстве пугалась, что мама может умереть и она останется сиротой. Часто навещала ее.

   Рождение внучки, праздник в любой семье. Бабушка приходила помогать молодым, гуляла с ребенком и очень привязалась к девочке. Скучала по ней, если не видела день. Иришка стала ее вселенной, всю свою любовь переключила на нее. Благо родители часто оставляли дочь с бабушкой, так как были очень заняты - заканчивали институт.

   Бабушка Вера знала о внучке все, что она любит, какие детские болезни перенесла. Провожала ее в первый класс, делала с ней уроки. Все это давало ей право советовать родителям, как воспитывать ребенка. История повторялась. Однажды Иришка заявила:
   - Я все расскажу бабуле, она вас отругает.
Дочь с зятем пытались сопротивляться излишней опеки бабушки, но до скандала не доводили, так как без помощи бабушки не обойтись.



 Иришка давно выросла, вышла замуж и переехала в другую страну. Таня усвоила урок - детей надо отпускать, как бы не было тебе больно. Бабушка два раза ездила в гости, ее хорошо встретили, провели насыщенную программу развлечений.

   Александр умер после второго сердечного приступа, не дожив до рождения внуков. Мама из-за диабета стала плохо слышать и видеть, не справляется по дому. Татьяна вынуждена переехать к ней.
   - Начинали жизнь вдвоем, и заканчивать тоже будем вдвоем.

    Съехались, а как жить не договорились. У каждой прожита целая жизнь, была хозяйкой в доме. И вот они встретились на одной  кухне. Нет ничего хуже, чем две стареющие женщины, вынужденные проживать под одной крышей. Мать, некогда сильная личность, становилась беспомощной и порой надо слушать или спрашивать дочь, но признавать ее превосходства не хотела и от этого раздражалась. Дочери тоже было трудно поменяться ролями, она не хотела быть главной, пусть бы все оставалось как прежде. Но жизнь идет своим чередом, не стоит на месте, человек должен перестраиваться на каждом этапе и не надо сопротивляться. В детстве мама ухаживала за дочерью, а теперь наоборот, Тане приходиться заботиться о ней. Такой формат отношений менял привычный уклад жизни, шла ломка в сознании.
   - Не так борщ варишь, - ворчит Вера Павловна.
   - Ты в жизни никогда меня не похвалила, не сказала, что я молодец, умница, что у меня все получается. Я все достигаю вопреки тебе, - высказывает Таня детские обиды.
   - Да ты никогда ничего и не умела, ничего у тебя не получается, - язвила старая женщина, мстя за что-то близкому человеку.
   - А спасибо не пробовала сказать? - С горечью в голосе спросила дочь.
   - За что? Как-будто я одна ем. Не хочешь варить так и скажи, я сама себе сварю как-нибудь.
Таня вздыхает. Мы думаем, что все старики - это божие одуванчики. Отнюдь, далеко не так. Бывают: старая карга, баба яга, старуха Шапокляк... «Неужели и я буду такой противной старухой? Убейте сразу...»

   К старости Вера Павловна воспылала любовью к братьям нашим меньшим. Ладно бы она их на улице подкармливала, так нет - тащит в дом. Появилась собака, дворняжка Гита. Умница, ничего не скажешь, в доме не гадит, спит на коврике. «Дама с собачкой», так прозвали ее соседи.
   - А где же Гита? Не заболела? - спрашивали знакомые, если мама изредка не брала ее с собой.
Но любовь к кошкам убила в Тане все нежные чувства к животным. Во-первых их уже шесть штук, среди них есть родственники. Во-вторых они не воспитаны, лазят по столам, спят в постели, едят с рук - им все позволено. В доме не проветриваемый, стойкий запах кошатины, Таня плохо себя чувствует и брезгует кушать. По этому поводу тоже возникает скандал.   
    - У тебя сердца нет. Тебя бог покарает, - говорит мать, если дочь сгоняет их со стола. Брала кошек на руки, ласково ворковала с ними. Тане порой казалось, что мать теряет рассудок или делает ей назло.      
    - Ты меня так в детстве не ласкала.
   
   Мать понимала, что незаслуженно обижает дочь, но по-другому она не может, все этот независимый, негибкий характер - сама от него страдает. Гладила кошку, изуродованными артритом пальцами и вздыхала. Она очень боялась, что дочь может уйти от нее, ревновала если та задерживалась, вдруг появится ухажер.
   - Уйду в дом престарелых. Пусть люди тебя осудят, какая ты дочь.
   - Иди. Только знай, если уйдешь, я к тебе ни разу не приеду,- жестко пресекала попытки шантажа дочь.- Я уже не в том возрасте обращать внимание на пересуды людей.

   Татьяна переживала, все идет не так, живут не правильно, так не должно быть. Они убивают друг друга. Как остановить этот замкнутый круг. Они самые близкие и родные люди, очень любят и боятся потерять друг друга, но совсем не берегут душевный покой. Когда маме плохо, дочь ухаживает за ней и молится о выздоровлении. В такие моменты мать похожа на божий одуванчик, лежит смирно, безоговорочно выполняет все назначенные процедуры. Как только она показывала свой характер
  - Мне надоело пить все эти таблетки.
  - Все, пошла на поправку, - улыбается дочь.

   P.S.  Никто так не отравляет жизнь, как близкие родственники, они знают ваши больные точки. От них нельзя отвернуться и уйти. Конечно, в идеале лучше жить рядом с детьми, но отдельно. А умереть мгновенной смертью, не лежать прикованной к кровати и не быть обузой. Не всем так повезет.

Ноябрь2014


Рецензии